Реечный рулевой механизм автомобиля ВАЗ - 2108

Реечный рулевой механизм автомобиля ВАЗ – 2108 имеет передаточное число 151/3,65 (полный ход рейки/обороты рулевого колеса).

Рисунок 1 - Реечный рулевой механизм автомобиля ВАЗ – 2108.

6, 8 - внутренние наконечники рулевых тяг; 7 - болты крепления рулевых тяг к рулевой рейке; 9 - скоба крепления рулевого механизма; 10 - опора рулевого механизма; 11 - пыльник; 12 - соединительная пластина; 13 - стопорная пластина; 14 - сайлентблок; 15 - демпфирующее кольцо; 16 - опорная втулка рулевой рейки; 17 - рулевая рейка; 18 - картер рулевого механизма; 19 - стяжной болт муфты; 20 - нижний фланец эластичной муфты; 25 - вал рулевого управления; 28 - защитный колпачок; 29 - роликовый подшипник; 30 - приводная шестерня; 31 - шариковый подшипник; 32 - стопорное кольцо; 33 - защитная шайба; 34 - уплотнительное кольцо; 35 - гайка подшипника; 36 - пыльник; 37 - уплотнительное кольцо упора; 38 - стопорное кольцо гайки упора; 39 - упор рулевой рейки; 40 - пружина; 41 - гайка упора.

А - метка на пыльнике; В - метка на картере рулевого механизма.

Устройство. В картере рулевого механизма 18 (рис. 1) на роликовом 29 и шариковом 31 подшипниках установлена приводная шестерня 30. Приводная шестерня находится в зацеплении с рулевой рейкой 17. Рулевая рейка поджимается к приводной шестерне пружиной 40 через металлокерамический упор 39, металлокерамический упор уплотнен в картере резиновым кольцом 37. Пружина упирается в гайку 41 со стопорным кольцом 38, создающим сопротивление отворачиванию гайки. Шариковый подшипник шестерни поджимается гайкой 35 с уплотнительным кольцом 34. Гайка стопорится в картере шайбой и закрывается пыльником 36, надетым на вал приводной шестерни. На картере рулевого механизма и на пыльнике предусмотрены метки А и В для правильной сборки рулевого механизма.

На картер рулевого механизма с левой стороны надевается защитный колпачок 28, с правой - напрессовывается труба, имеющая продольный паз. Через паз трубы и отверстия защитного чехла 11 проходят распорные втулки сайлентблоков внутренних наконечников 6 и 8 рулевых тяг. Рулевые тяги рулевого привода крепятся к рулевой рейке болтами 7, которые проходят через соединительную пластину 12 и распорные втулки сайлентблоков 14. Фиксируются болты стопорной пластиной 13. Рулевой вал 25 соединяется с приводной шестерней 30 нижним фланцем 20 эластичной муфты.

Принцип работы. При вращении рулевого колеса рейка перемещается вправо или влево. При движении рейки перемещаются присоединенные к ней тяги рулевого привода и поворачивают управляемые колеса.

Регулировка. Беззазорное зацепление шестерни и рейки обеспечивается металлокерамическим упором 39, который поджимается с помощью гайки 41 пружиной 40. При сборке рулевого механизма гайку устанавливают так, чтобы между ней и упором был обеспечен зазор не более 0,12 мм. Этот зазор необходим для компенсации теплового расширения деталей во избежание заклинивания рулевого механизма. Для обеспечения зазора устанавливают упор 39 рейки с уплотнительным кольцом 37 до упора в рейку (до беззазорного состояния). Устанавливают стопорное кольцо 38, пружину 40 упора и затягивают ключом гайку 41 с моментом 11 — 13 Нм. Затем отпускают гайку на 24°, чтобы обеспечить между гайкой и упором рейки зазор до 0,12 мм. После этого раскернивают гайку в двух противоположных местах и маркируют краской.

Достоинства и недостатки. Реечный рулевой механизм отличает простота конструкции, соответственно малые масса и стоимость; высокий КПД, поперечное расположение выгодно для планирования подкапотного пространства переднеприводных автомобилей и размещения прочих узлов, а также высокая жесткость, обеспечивающая точное управление при резких маневрах.

Однако, данный тип рулевого механизма чувствителен к ударным нагрузкам от дорожных неровностей и передает их на рулевое колесо; склонен к виброактивности рулевого управления. В силу своих конструктивных особенностей реечный рулевой механизм устанавливается только на переднеприводных автомобилях с независимой подвеской управляемых колес с вертикальной нагрузкой до 24 кН на управляемую ось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: