Рассмотрим неоднородную линейную систему уравнений с неизвестными
(3)
и сформулируем условия её совместности. Дописывая к основной матрице столбец из свободных членов, получим расширенную матрицу
.
В теории линейных систем важнейшую роль играет
Теорема (критерий Кронекера-Капелли). Система (3) совместна тогда и только тогда, когда ранг её расширенной матрицы равен рангу основной матрицы:
.
Доказательство.
Необходимость. Пусть система (3) совместна, т.е. существует набор чисел такой, что имеют место равенства
(4)
На языке столбцов равенства (4) записываются так:
. (5)
Рассмотрим линейную оболочку , порождённую столбцами расширенной матрицы. В силу равенства (5) столбец линейно зависит от столбцов , поэтому (одно из свойств линейной оболочки) это столбец можно исключить из оболочки, не изменяя её:
.
Но тогда
.
Достаточность. Пусть . Рассмотрим базисных столбцов матрицы , они являются базисными и для расширенной матрицы . По теореме о базисном миноре последний столбец матрицы , т.е. столбец , может быть представлен в виде линейной комбинации её базисных столбцов. Добавляя к такой комбинации все небазисные столбцы матрицы (например, с нулевыми коэффициентами), получаем, что существуют числа такие, что справедливо равенство (5). А это и означает, что - решение системы (3), т.е. система совместна.¨
|
|
Пример 2. Рассмотреть с точки зрения критерия Кронекера-Капелли очевидно несовместную систему (пример из п. 1).
Решение. Для этой системы
основная матрица ,
расширенная матрица .
Здесь - условие теоремы не выполнено, система несовместна.¨
Пример 3. Выяснить, когда три прямые
проходят через одну точку.
Решение. Переведём геометрическую задачу на язык линейных систем: при каком условии совместна система трёх линейных уравнений с двумя неизвестными
.
Критерий Кронекера-Капелли даёт такое условие:
.¨
Пример 4. Пусть . Рассмотрим систему
(*)
Здесь неизвестных и уравнение.
Докажите самостоятельно следующее утверждение: система (*) совместна тогда и только тогда, когда
.¨
Пример 5. Сформулируйте критерий Кронекера-Капелли для квадратных систем и сопоставьте с теоремой Крамера.¨
ЛЕКЦИЯ 8