Рассмотрим неоднородную линейную систему
уравнений с
неизвестными
(3)
и сформулируем условия её совместности. Дописывая к основной матрице
столбец
из свободных членов, получим расширенную матрицу
.
В теории линейных систем важнейшую роль играет
Теорема (критерий Кронекера-Капелли). Система (3) совместна тогда и только тогда, когда ранг её расширенной матрицы равен рангу основной матрицы:
.
Доказательство.
Необходимость. Пусть система (3) совместна, т.е. существует набор чисел
такой, что имеют место равенства
(4)
На языке столбцов равенства (4) записываются так:
. (5)
Рассмотрим линейную оболочку
, порождённую столбцами расширенной матрицы. В силу равенства (5) столбец
линейно зависит от столбцов
, поэтому (одно из свойств линейной оболочки) это столбец можно исключить из оболочки, не изменяя её:
.
Но тогда
.
Достаточность. Пусть
. Рассмотрим
базисных столбцов матрицы
, они являются базисными и для расширенной матрицы
. По теореме о базисном миноре последний столбец матрицы
, т.е. столбец
, может быть представлен в виде линейной комбинации её базисных столбцов. Добавляя к такой комбинации все небазисные столбцы матрицы
(например, с нулевыми коэффициентами), получаем, что существуют числа
такие, что справедливо равенство (5). А это и означает, что
- решение системы (3), т.е. система совместна.¨
Пример 2. Рассмотреть с точки зрения критерия Кронекера-Капелли очевидно несовместную систему
(пример из п. 1).
Решение. Для этой системы
основная матрица
,
расширенная матрица
.
Здесь
- условие теоремы не выполнено, система несовместна.¨
Пример 3. Выяснить, когда три прямые

проходят через одну точку.
Решение. Переведём геометрическую задачу на язык линейных систем: при каком условии совместна система трёх линейных уравнений с двумя неизвестными
.
Критерий Кронекера-Капелли даёт такое условие:
.¨
Пример 4. Пусть
. Рассмотрим систему
(*)
Здесь
неизвестных и
уравнение.
Докажите самостоятельно следующее утверждение: система (*) совместна тогда и только тогда, когда
.¨
Пример 5. Сформулируйте критерий Кронекера-Капелли для квадратных систем и сопоставьте с теоремой Крамера.¨
ЛЕКЦИЯ 8






