Понятие и назначение корпоративных информационных систем

Лекция № 8.

Тема лекции: «Корпоративные информационные системы»

Цели:изучитьосновные понятия, связанные с корпоративными информационными системами; содействовать воспитанию деловых и профессиональных качеств, профессиональному развитию; развивать интерес к профессии, формировать умение обобщать, анализировать, делать выводы.

Время: 2 часа.                                              

План :

Вступление. (5 мин.)

1. Понятие и назначение корпоративных информационных систем. (30 мин.)

2. Классификация КИС. (15 мин.)

3. Стандарты корпоративной информационной системы. (25 мин.)

Выводы. (5 мин.)                                         

Основные понятия: корпорация, корпоративные информационные системы (КИС), финансово-управленческие системы, производственные системы (системы производственного управления), MRP (Material Requirements Planning – планирование потребности предприятия в материальных ресурсах), МRPII (Manufactory Resource Planning – планирование производственных ресурсов), ERP (Enterprise resource planning – системы планирования ресурсов предприятия), «back- office», «front-office», CSRP (Customer Synchronized Resource Planning – планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем), CRM (Customer Relationship Management – системы управления взаимоотношениями с клиентами, состоящие из модулей), SCM (Supply Chain Management – системы управления цепочками поставок или логистические информационные системы).

Литература :

а) основная литература:

1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. Экономические информационные системы [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. В. Акимова, Д. А. Акимов, Е. В. Катунцов, А. Б. Маховиков. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 172 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/47675.html (дата обращения: 24.12.2019). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

2. Косиненко, Н. С. Информационные системы и технологии в экономике [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. С. Косиненко, И. Г. Фризен. — Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 304 c. — ISBN 978-5-394-01730-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57134.html (дата обращения: 24.12.2019). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

3. Уткин, В. Б. Информационные системы и технологии в экономике [Электронный ресурс]: учебник для вузов / В. Б. Уткин, К. В. Балдин. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 336 c. — ISBN 5-238-00577-6. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71196.html (дата обращения: 24.12.2019). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

4. Фадеева, О. Ю. Информационные системы в экономике [Электронный ресурс]: учебное пособие / О. Ю. Фадеева, Е. А. Балашова. — Омск: Омский государственный институт сервиса, Омский государственный технический университет, 2015. — 100 c. — ISBN 978-5-93252-360-5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/32786.html (дата обращения: 24.12.2019). — Режим доступа: для авторизир. пользователей



Понятие и назначение корпоративных информационных систем

В соответствии с п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В противоположность корпорациям унитарными называются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

В Системе национальных счетов 2008 года (СНС-2008) даётся развёрнутое определение корпорации. В СНС термин «корпорация» используется в более широком смысле, чем в строго юридическом. В принципе, все единицы, которые:

а. могут производить прибыль или другие финансовые выгоды для их собственников,

б. признаны законом как юридические лица, отдельные от их собственников, которые имеют ограниченные обязательства,

в. учреждены для участия в рыночном производстве,

рассматриваются в СНС как корпорации, независимо от того, как они могут характеризовать себя и называть себя.

Информационная система (ИС) – это вся инфраструктура предприятия, задействованная в процессе управления всеми информационно-документальными потоками. Корпоративные информационные системы занимают соответствующее своему назначению место в классификации информационных систем (ИС) по масштабу и по виду процесса управления. Несмотря на различие подходов к указанным классификациям, можно дать определение КИС, общее для обоих случаев:

1) Корпоративные информационные системы (КИС) – это интегрированные системы управления территориально распределенной корпорацией, основанные на углубленном анализе данных, широком использовании систем информационной поддержки принятия решений, электронных документообороте и делопроизводстве.

2) Корпоративные информационные системы представляет собой информационную систему, построенную на базе корпоративной сети и предназначенную для автоматизации управленческих функций территориально распределенного крупного предприятия (корпорации).

3) Корпоративная информационная система – система управления предприятием (корпорацией), в которой процессы сбора, хранения, обработки, преобразования, передачи и обновления информации осуществляются с использованием современной компьютерной техники и средств телекоммуникаций.

Назначение КИС:

- отражение целостной и максимально объективной картины состояния дел на предприятии в реальном масштабе времени;

- постоянной поддержке организационно-технологической модели управления предприятием.

В большинстве случаях КИС имеет иерархическую структуру, состоящей из нескольких уровней и строится по клиент-серверной или многоуровневой архитектуре. Для реализации КИС используются коммерческие или самостоятельные КИС-серверы и другие сетевые СУБД.

КИС призваны объединить стратегию управления предприятием и передовые информационные технологии.

=> Можно сказать, что КИС – совокупность взаимодействующих информационных подсистем, формирующих единое информационное пространство предприятия. Конкретный набор подсистем зависит от множества факторов, в т.ч. характера и специфики деятельности предприятия, его структуры и т.д. Корпоративная информационная система – это совокупность технических и программных средств предприятия, реализующих идеи и методы автоматизации (рисунок 1).

Рисунок 1 – Возможные модули КИС

 

Некоторые подсистемы КИС:

1) ERP (Enterprise resource planning) – системы планирования ресурсов предприятия, ядром которых является MRPII (Manufacturing resource planning – планирование производственных ресурсов);

2) CRM (Customer Relationship Management) – системы управления взаимоотношениями с клиентами, состоящие из модулей;

3) SCM (Supply Chain Management) – системы управления цепочками поставок или логистические информационные системы и т.д.

Главная задача КИС – эффективное управление всеми ресурсами предприятия (материально-техническими, финансовыми, технологическими и интеллектуальными) для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников предприятия.

Преимущества внедрения корпоративных информационных систем:

· получение достоверной и оперативной информации о деятельности всех подразделений компании;

· повышение эффективности управления компанией;

· сокращение затрат рабочего времени на выполнение рабочих операций;

· повышение общей результативности работы за счет более рациональной ее организации.

Концепция построения КИС в экономике предусматривает наличие типовых компонентов:

1. Ядро системы, обеспечивающее комплексную автоматизацию совокупности бизнес-приложений, содержит полный набор функциональных модулей для автоматизации задач управления;

2. Система автоматизации документооборота в рамках корпорации;

3. Вспомогательные инструментальные системы обработки информации (экспертные системы, системы подготовки и принятия решений и др.) на базе хранилищ данных КИС;

4. Программно-технические средства системы безопасности КИС;

5. Сервисные коммуникационные приложения (электронная почта, программное обеспечение удаленного доступа);

6. Компоненты интернет/интранет для доступа к разнородным базам данных и информационным ресурсам, сервисным услугам;

7. Офисные программы – текстовый редактор, электронные таблицы, СУБД настольного класса и др.

8. Системы специального назначения – системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП), банковские системы и др.

Свойства КИС

1. Поддержка стандартов управления: MRP II (Manufacturing Resource Planning), ERP (Enterprise Resource Planning), ERP II (Enterprise Resource Planning & Relationship Processing), ISO-9000.

2. Масштабирование КИС.

3. Корпоративные сетевые коммуникации.

4. Многоплатформенность технологий.

5. Специальные корпоративные информационные технологии:

- бизнес-моделирование КИС;

- корпоративные сети;

- сервис-ориентированная архитектура приложений (Services oriented architecture SOA);

- cоздание систем поддержки принятия решений (Decision Support System DSS), применение методов интеллектуального анализа данных (извлечение знаний из информации Data mining, интеллектуальный анализ бизнеса Business Intelligence и др.).

6. Интеграция предприятий с внешней средой.

7. Обеспечение высокого качества информации для принятий управленческих решений, надежность и защищенность КИС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: