Информация (экономическая) – совокупность функционирующих в экономических объектах различных сведений об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ и регулирование.
Документ – письменный акт установленной или общепринятой формы, составленный определенными и компетентными должностными лицами, а также гражданами для изложения сведений о фактах, имеющих юридическое значение, или для подтверждения прав и обязанностей. Письменное подтверждение факта совершения логистической операции.
Информационный поток – совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Может существовать в виде бумажных и электронных документов.
Виды информационных потоков:
1. В зависимости от связываемых потоком систем:
· горизонтальный;
· вертикальный.
2. В зависимости от места прохождения:
· внешний;
· внутренний.
3. В зависимости от направления по отношению к логистической системе:
· входной;
· выходной.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
· опережающий во встречном направлении – сведения о заказе;
· опережающий в прямом направлении – предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;
· одновременно в прямом направлении – количественные и качественные параметры материального потока;
· вслед во встречном направлении – информация о результатах приемки груза по количеству или качеству, претензии, подтверждения.
Путь движения информационного потока может не совпадать с маршрутом материального потока.
Показатели информационного потока:
· источник возникновения;
· интенсивность;
· скорость передачи.
Логистическая информационная система – определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение задач по управлению материальными потоками.
Требования к логистическим информационным системам:
· масштабируемость – способность системы поддерживать как единичных пользователей, так и множество пользователей;
· распределенность – способность системы обеспечивать совместную обработку документов несколькими территориально разнесенными подразделениями предприятия;
· модульность – способность системы предоставлять пользователям возможность настраивать и выбирать функции системы исходя из специфики деятельности предприятия;
· открытость – система интегрирована в другие информационные системы.
1. Макроуровень (регион, страна, группа стран)
2. Микроуровень (отдельное предприятие):
· плановые – создаются на административном уровне управления, служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Примеры задач:
i) создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
ii) управление малоизменяющимися данными;
iii) планирование производства;
iv) общее управление запасами;
· диспозитивные – создаются на уровне управления складом или цехом, служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Примеры задач:
i) детальное управления запасами;
ii) распоряжение внутрискладским транспортом;
iii) отбор грузов по заказам и их комплектование.
· исполнительные – создаются на уровне административного или оперативного управления. Режим работы в реальном времени. Примеры задач:
i) оперативное управление производством;
ii) управление перемещениями;
iii) оперативный контроль запасов.
Уровень стандартизации наиболее высок в плановых системах, в исполнительных наиболее часто применяют индивидуальное программное обеспечение.