При кинематическом анализе механизмов решают две основные задачи:
Определение положений звеньев и траекторий точек;
Определение линейных и угловых скоростей и ускорений.
Из анализа положений звеньев и траекторий их точек можно определить правильность действия механизма и соответствие траекторий точек рабочего органа технологическому процессу, а также найти пространство, требуемое для размещения механизма.
Скорости (линейные и угловые) используют для определения кинетической энергии механизма при решении в последующем задач динамики и для оценки условий, при которых происходит рабочий процесс в машине.
По значениям ускорений (линейных и угловых) находят инерционные нагрузки на звенья.
Кинематические характеристики необходимы инженеру для оценки работоспособности механизмов не только на стадии проектирования, но и в эксплуатации.
Для определения кинематических параметров механизма используют аналитические, графические и экспериментальные методы.
Кинетический анализ проводят при обязательном задании кинематической схемы механизма, которая в отличие от структурной схемы содержит размеры звеньев и задании закона движения входного звена.
Кинематическая схема вычерчивается с учетом масштабного коэффициента.
Масштабным коэффициентом называется отношение какой-либо линейной или физической величины к отрезку, его изображающему на чертеже:

где:
масштабный коэффициент длины звеньев;
масштабный коэффициент линейных скоростей точек;
масштабный коэффициент линейных ускорений точек.
Пример составления кинематической схемы механизма дан на рис.1
Истинная длина звена – м
= Чертежная длина звена мм
Задав чертежную длину звена
, разбивают цикл вращения входного звена
на равные части (через
) и, согласно его положениям, с помощью засечек строят положения остальных звеньев, предварительно определив чертежные длины этих звеньев
и т.д.

Рис.1
1.Построение плана скоростей и ускорений.
Планом скоростей (или ускорений) механизма называют чертеж, на котором изображены в виде отрезков векторы, равные по модулю и по направлению скоростям (или ускорениям) различных точек звеньев механизма в данный момент. Все абсолютные скорости (или ускорения) выходят из одной точки, называемой полюсом плана скоростей (или ускорений).
В качестве примера построения планов скоростей и ускорений предлагается механизм, кинематическая схема которого приведена на рис.2.

Рис.2 План скоростей.
Построение плана ведут в следующей последовательности:
1.входное звено
вращается с заданной угловой скоростью
.
Определяется
м/c;
и направлена в сторону вращения звена
. Из полюса Р (рис.3)откладывают вектор
представленный отрезком Ра произвольной длины в мм.


Рис.3
2. Определяют
плана скоростей:

3. Строят скорость
по векторному уравнению

соблюдая правило сложения векторов,
где
- скорость т. В,выходит из полюса Р параллельно оси Х;
- скорость. А (на плане это Ра);
- скорость вращения т.В относительно т.А, направлена по линии,
звену АВ.
Точку В на плане скоростей получают на пересечении линий
и
.
Величину скорости т. В определяют как

4. Скорость
строят, пользуясь правилом подобия, а именно, соблюдая пропорцию
где АВ и АС- размеры на схеме механизма (рис.2) ab и ac размеры на плане скоростей (рис.3)
мм
Величину скорости Vc определяют как Vc=мV ра м/c.
5. Скорость строят по векторному уравнению

соблюдая правило сложения векторов,
где
- скорость т.Д выходит из полюса р
звену
;
- скорость т.С (на плане это рс);
- скорость вращения т.Д относительно т.С, направлена по линии
звену ДС.
Точку d на плане скоростей получают на пересечении линий
и
;

6. Построив план скоростей, определяют угловые скорости звеньев
Направления этих угловых скоростей определяют в соответствии с направлением относительных скоростей
для звена 2,
для звена 4,
для звена 5. Для чего векторы относительных скоростей переносят с плана скоростей в соответствующие точки звеньев механизма (рис.2).
План ускорений.
Построение плана скоростей ведут в той же последовательности, что и план скоростей.
1.Определяют



так как
(
=const по условию). Итак,
и направлено параллельно звену
из точки А в точку
. Из полюса П (рис.4)откладывают вектор
, представленный отрезком Па произвольной длины в мм.
2. Определяют
плана ускорений:

3.ускорение
строят по векторному уравнению

где
- ускорение т.В, выходит из полюса П параллельно оси Х;
- ускорение т.А (на полюсе это Па);
-нормальное ускорение т.В относительно т.А, направлено параллельно звену АВ от точки В к точке А, величина
. На плане ускорений
откладывают отрезком
:
где
- тангенциальное ускорение т.В относительно т.А направлено по линии, перпендикулярной звену АВ.

Рис.4
Точку в на плане ускорений получают на пересечении линий
и
.
Определяют величины

4.Ускорение
строят, пользуясь правилом подобия, а именно, соблюдая пропорцию
где АВ и ВС - размеры на схеме механизма (рис.2),
и
- размеры на плане ускорений (рис.4)

Величину
определяют как

5.Ускорение
строят по двум векторным уравнениям:

По правилу сложения векторов строят первое векторное уравнение: к вектору
(на плане ускорений - это Пс) прибавляют вектор
,направленный параллельно звену ДС от точки Д к точке С.Величина
на плане ускорений откладывают отрезок сn2’

Через точку n2 проводят линию
звену СД.
Затем строят второе векторное уравнение: из полюса П, так как
,откладывают вектор
,направленный параллельно звену ДО5 от точки Д к точке О5.Величина
на плане это ускорение откладывают отрезком

Через точку n3 проводят линию
звену ДО5.
Точку d на плане ускорений получают на пересечении линий
и
.
Определяют величины

6.Построив план ускорений, определяют условные ускорения звеньев:

Для определения направления этих угловых ускорений переносят векторы тангенциальных ускорений с плана ускорений в соответствующие точки звеньев механизма (рис.4):
в т.В,
в т.Д,
в т.Д.
Направление тангенциального ускорения точки в относительном движении дает направление
.






