Методика определения групп риска в организации

Мы установили 5 основных факторов, которые приводят к возникновению групп риска. Рассмотрим теперь балльную методику оценки персонала. Мы рекомендуем при анализе брать одно подразделение, проводить анализ и переходить к другому подразделению.

Шаг 1. Проводим анализ доходов

Здесь мы анализируем следующие показатели: зарплату сотрудников, среднюю зарплату по региону и среднюю зарплату по должности.

Пример

Допустим, у нас есть магазин. Проведем анализ зарплат.

Если рассматривать данный пример, то должность администратора вряд ли можно отнести к группе риска.

Зарплата у него приближается к средней по региону, а среднюю по должности вообще превышает. Присвоим должности 0 баллов

Зарплата продавца хоть и не соответствует среднерыночной по всем должностям, и это снижает ее статус, но почти соответствует средней по должности. Это означает, что она воспринимается сотрудником как справедливое вознаграждение на рынке труда. Присвоим 1 балл (так как доход все же ниже рыночного).

А вот что касается должности кассира, то тут можно с уверенностью сказать, что она может стоять в группе риска. Ее социальный статус среди других профессий низок, кроме того, зарплата ниже средней по должности. Присвоим 2 балла.

Шаг 2. Анализ должностей

Нам нужно знать, какие сотрудники имеют доступ к материальным ценностям, а какие – нет. Причем они могут заниматься ими непосредственно (грузить, хранить, считать и т.д.), а могут распоряжаться, как руководители, кладовщики, бухгалтеры.

Есть люди, знающие некоторые сведения, относящиеся лишь к своему участку работы, а есть те, кто владеет информацией в гораздо большем объеме.

Если продолжать наш пример с магазином, то получится, например, такая таблица:

Здесь кассиру мы присваиваем более высокий балл, потому что манипуляции с деньгами менее заметны окружающим, чем, например, работа с товаром, а, значит, больше возможностей для хищений.

Шаги третий, четвертый и пятый касаются уже не должностей, а конкретных сотрудников.

Шаг 3. Анализ психологических особенностей

Здесь диагностика групп риска основывается на знании сотрудников. Специалист СБ получает характеристики на конкретных людей по нескольким источникам:

- собственная агентура;

- информация от руководителей подразделений;

- личное общение с сотрудниками;

- анализ интернет-активности (мониторинг профилей и т.д.).

Имеют значение три характерные черты: корыстная мотивация, локус контроля импульсивность.

Пример:

Допустим, есть три сотрудника. По результатам оценки мы можем сказать, что Семенова О.И. имеет выраженную корыстную мотивацию (никогда не потратит лишней копейки на общественные нужды), локус контроля внутренний (не склонна обвинять окружение и обстоятельства в неудачах), правда, по мнению начальства, импульсивна. Присвоим ей один балл.

Петров А.Л. известен в коллективе как человек добрый, отзывчивый, готовый всегда прийти на помощь, ответственный, надеющийся только на себя (внутренний локус контроля), но иногда действующий необдуманно. 0 баллов, так как есть только один фактор - испульсивность.

Баранов И.И. однозначно характеризуется как человек неприятный, эгоистичный, постоянно жалующийся на коллег, недовольный своим статусом, при этом импульсивный и даже иногда агрессивный.

Здесь, безусловно, 2 балла.

Шаг 4. Зависимости

Здесь источники информации аналогичны предыдущему шагу. Анализируем аспекты поведения, связанные с наличием зависимостей.

Пример

Допустим, мы знаем, что Семенова О.И. не имеет никаких зависимостей (0 баллов), Петров А.Л. неоднократно отпрашивался с работы после праздников, был несколько раз замечен «перебравшим» во время корпоративов, что дает основания предположить потерю количественного контроля, других последствий не было (признак алкоголизма, 1 балл). У Баранова А.И. признаков химической зависимости замечено не было, но жена неоднократно жаловалась, что он делает ставки на спортивные мероприятия и иногда проигрывает часть зарплаты (2 балла).

Шаг 5. Факторы среды

Проанализируем, где живут сотрудники – район и ближайшее окружение, добавим сюда информацию о семье, воспитании и друзьях.

Пример

Семенова О.И. выросла в спальном районе, получила высшее образование в престижном вузе (обучение оплатили коллеги). Одинока, но тесно общается с родителями (школьные учителя). 0 баллов.

Петров А.Л. рос в неполной семье – отец пил. Получил инженерное образование в престижном вузе, поступил туда сам. Хобби – рыбалка, охота. 0 баллов, несмотря на неблагополучного родителя, т.к. в настоящее время сотрудник включен в социум.

Баранов И.И. вырос и живет в неблагополучном районе, где большой процент алкоголиков и наркоманов. Брат сотрудника в настоящее время отбывает наказание в колонии за распространение наркотиков. 2 балла.

Подводим итоги. В заключение суммируем все баллы по пяти факторам.

Смотрим сотрудников с самыми высокими результатами. Именно они и составляют группу риска.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: