Методические рекомендации

 

Определение философии как знания о мире в целом содержит предпосылку того, что онтологический вопрос является исходным для решения других мировоззренческих проблем. Один из первых греческих философов, употребивший понятие «бытие», Парменид, признав мир существующим, синкретично связывал его с гносеологической и антропологической проблемами. Отдав предпочтение помысленному перед чувственно данным предметным миром, он убедил себя и своих единомышленников в том, что «бытие существует, а небытие – не существует». Отсюда следовали важнейшие практические выводы: поскольку человек существо мыслящее, он существует и может быть уверен в своих действиях, доверять знаниям  о  вещах  и  явлениях.  В ХVII в.  это  на  латыни  повторил  француз  Р. Декарт: «Cogito ergo sum» (Мыслю – следовательно, существую). При этом возникает и другая проблема – о двух смыслах бытийности – духовной и телесной.

Познакомившись с историей становления онтологии, мы еще раз убеждаемся, что ее проблемы «вечны» по своей значимости и невозможности дать на них окончательные ответы. В современную эпоху люди по-прежнему, зачастую не осознавая того, отвечают (отдают предпочтения, делают выбор) на онтологические вопросы: бытие подлинное – это идеальный или материальный мир, мир един или многообразен; устойчив или изменчив; конечен или бесконечен; подчинен действию материальных, действующих, либо идеальных, целевых причин? и другие. Подтверждением этого тезиса является и то, что современная философия языка не может дать окончательные, точные и однозначные определения онтологических понятий, таких как «бытие», «материя», «дух», «отношение», «время», «пространство»… Тем не менее, за более чем двухтысячелетнюю историю кое-что философии все же удалось прояснить и продвинуться к данной цели:

- установлено, что глагол  «быть»  употребляют  в  разных  смыслах:  а) им обозначают все сущее – реальные вещи, идеи и фантазии. В этом отношении прав Г. Гегель: с ним соотносимо лишь такое же предельно-абстрактное понятие - небытие («ничто»), которое не бессмысленно, а указывает на отсутствие вещей или утрату ими свойств, их изменчивость, превращение в иное. Учитывая это, был прав и Гераклит, утверждавший, что все течет, все изменяется;

- после того, как современный немецкий философ М. Хайдеггер развернул бытие в сторону человека, создал «антропологическую онтологию», учитывающую телесно-духовную двойственность человека, выходит, что относительно этого единства глагол «быть» выступает родовым понятием, но по отношению к сущности телесного или духовного – таковым не является. На это обратил внимание английский философ Г. Райл: «Сказать, что мысль о предмете и сам предмет существуют в одном смысле - все равно, что сказать «растут деревья и доходы, цены и надежды»;

- более отчетливо определена связь бытия, существования чего-либо с его познанием, онтологии с гносеологией. «Там, где кончается наше поле зрения, вопрос о бытии…остается открытым вопросом», - сформулировал суть этой связи Ф. Энгельс. Вместе с тем, содержательно существование в мышлении и в действительности не всегда соответствуют друг другу. Нечто существует, если удостоверено фактами и научно обосновано. Не существуют сказочные, выдуманные герои, вроде леших и домовых;

- прояснены смыслы атрибутов (неотъемлемых свойств), родов и видов бытия: благодаря научным открытиям расширен список онтологических понятий метафизики Аристотеля (к десяти категориям добавлены понятия мир, реальность, картина мира, универсум, вселенная, макро, мега, микромир и другие). Одновременно сделаны новые обобщения в обратную сторону – от конкретного к абстрактному (категории классиком античности - форма, материя, отношение, качество, количество, время, место… – получили более точную словесную огранку);

- удалось найти общее и особенное между философскими представлениями об атрибутах и родах бытия и конкретно-научными знаниями о них (например, между такими категориями, как «материя», «природа», «время», «пространство»…).

Завершить знакомство с темой уместно возвратом к ее началу: осознанию того, что предмет философии, мировоззрение, отличается от научной картины мира тем, что философия интровертна. Ее конечная цель – это «мысль второго порядка» (Р.Дж. Коллингвуд), т.е. не объект, а субъект, центрирование представлений о бытии вокруг человеческого Я (ценности, переживание смыла и жизни). Вместе с тем, без научных знаний о бытии мира субъект ограничивает свои возможности в самоопределении и выборе предпочтений и жизненных ориентиров. Т.о.онтология фундаментальна постольку, поскольку она в значительной мере определяет решение других мировоззренческих проблем: как субъекта познания она подвигает человека на поиск новых видов, форм и свойств бытия, а также средств его достоверности, как личность - нацеливает на необходимость человекомерного отношения к социальному и природному миру и, наконец, открывает каждому возможность сравнить и сделать осознанный выбор из двух ипостасей собственной бытийности, материальной и духовной, для раскрытия и реализации своих способностей.

 

 

Т е м а 10

ГНОСЕОЛОГИЯ − ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

Семинар 12

 

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ  РАКУРС  ФИЛОСОФИИ

 

План

 

1. Сущность и структура познания.

2. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое, объяснение и понимание.

3. Роль языка в познании.

4. Основные концепции истины. Проблема критерия истины.

Эссе и сообщения:

1. Чувственное  и  рациональное  в  истории  философии  в  работе  П.П. Гайденко «Христианство и генезис новоевропейского естествознания».

2. Познание и творчество.

3. Критика позитивизма в работе А. Бергсона «Творческая эволюция».

4. Герменевтика Г. Гадамера.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Что такое агностицизм и на чем он основан?

2. Чем  диалектический  способ  мышления  отличается  от  метафизического?

3. Чем классическая концепция истины отличается от прагматической?

4. Истина объективна или субъективна?

5. Каковы критерии истины?

6. Почему практику многие считают основой познания?

7. Можно ли познать абсолютно самые простые вещи, камень, например?

8. Чем абсолютная истина отличается от относительной?

9. Чем чувственное и рациональное отличаются от эмпирического и теоретического?

 

Основные понятия:

Вчувствование – метод познания, слияние, перемещение в мир другого.

Гносеология – философская теория познания.

Дедукция – метод перехода от общих мыслей к частным чисто логическим путем.

Диалектика – 1) искусство ведения философского спора, метод познания; 2) учение о развитии чего-либо.

Индукция – переход от знания отдельных фактов к общим выводам об общих особенностях предметов и явлений.

Интуиция – непосредственное, минуя логические ступени и опыт, открытие истины.

Интерпретация (с. лат. посредничество) – установление соответствия между логическим (суждение, понятие, умозаключение), словесным и фактуальным материалом.

Истина – достоверное знание.

Метод – способ познания.

Теория – знание как система логически связанных высказываний о существенных сторонах действительности.

Факт – событие, явление, процесс, фиксированный с помощью органов чувств, приборов.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Философия: учебник для студ. вузов / под ред. проф. В.П. Кохановского. - 23-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2014.

2. Канке В.А. Философия: учебник для вузов / В.А. Канке. - М., 2003. – Гл. 2.2.

3. Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон. - Спб.: Канон-пресс, 2001. - Гл. 4.

4. Гайденко П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания / П. Гайденко.

5. Познание в социальном контексте. - М., 1994. - 174 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: