Современную цивилизацию называют «информационным обществом», имея в виду, что решающим ее двигателем являются не столько физические силы, сколько знания. Поэтому сформулированный И. Кантом вопрос «Что я могу знать?» вновь стал предметом пристального внимания философов.
Познанием пронизана любая человеческая деятельность, как теоретическая, так и практическая. Предпосылками к добыче знаний служат природное любопытство человека и желание удовлетворить растущие потребности. Но способен ли человек получить истинное знание, и если «да», то как? Первую проблему гносеологии философы решают по-разному, а именно: ответы балансируют между крайностями: оптимизмом и пессимизмом(агностицизмом).Агностики и близкие к ним релятивисты (с лат. относительный), обвиняют позитивно настроенных в догматизме (с лат. неизменный), т.е. в неподвижности знания. Оптимисты возражают: если все относительно, то относителен и сам принцип «все в мире относительно».
Чтобы разобраться в этом вопросе и сделать свой выбор, необходимо рассмотреть другие проблемы гносеологии: о структуре, свойствах, ступенях познания и, особенно, - вопрос об истине. Так, в структуре всякого познавательного акта выделяют три главных элемента: субъект, объект познания, само знание и посредника между реальным объектом и субъектом – знаки (язык). Общая формула приобретает следующий вид: р. С (реальный субъект) – З (знаки) – р. О = И (истина, знание).
|
|
Относительно проблемы истины выделяется три наиболее распространенных концепции: классическая (корреспонденции, соответствия), когеренции (с лат. сплетенности, правильности), и прагматическая (действенности, полезности). В классическом подходе, известном со времен Платона и Аристотеля, истина трактуется как соответствие мыслей действительности. Смысл когерентности – непротиворечивость и последовательность мыслей, т.е. следование правилам логики. Речь идет о соответствии высказываний не фактам, а друг другу. Прагматическую концепцию сформулировал американский философ У. Джеймс: «Слова «соответствие действительности» означают только то, что мы в своих взаимоотношениях с действительностью можем лучше, чем прежде (при несоответствии) влиять на нее». Сравнив все подходы, можно заметить, что все же общим среди них является классический.
Это подтверждает и рассмотрение всеобщих свойств истинностного знания. Несмотря на разную их трактовку, предполагается, что все они должны отвечать требованиям всеобщности и необходимости, и чувственной удостоверности. Эти атрибуты получают конкретизацию в свойствах процессуальности, конкретности и объективности. Процессуальностьистины означает, чтообъект нельзя познать полностью, абсолютно, ибо он потенциально бесконечен, богат возможными свойствами. Процесс познания – это движение по шкале: от абсолютного заблуждения к абсолютной истине, никогда не достигающее ее. Однако это движение не бессмысленно, т.к. приносит ощутимые практические результаты и вновь и вновь побуждает субъекта к исследованиям, мобилизует его способности, волю и желания. Конкретность И. означает, что в познании следует учитывать условия получения знания – как со стороны С.п. (средства), так и О.п. (место, время, в которых пребывает О.п.). Влияние средств познания на О.п. двойственно: а) по принадлежности свойств объекту объект не зависит от субъекта (одни и те же свойства фиксируются разными средствами наблюдения); б) по характеру и виду проявления объект зависит от выбранных субъектом средств.
|
|
Под объективностью (с лат. предметностью) истины следует понимать не соответствие знания объекту, ибо это определяет понятие «истина» (зачем же удваивать определения), и не «независимость знаний от субъекта (С.п. – необходимый элемент познания). Объективность − это многосторонность, полнота знаний о мире, существующем независимо от субъекта. Вместе с критериями истины (средствами проверки – практикой, ясностью, последовательностью знания) она позволяет отличить истину от заблуждения. Объективность определяет степень сближения субъекта с объектом, интегрированность человека в физический мир.
Итак, истина многолика, познание – вечное движение, условием успеха которого является желание познавать и обмен знаниями.
Т е м а 11
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Семинар 13
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ
План
1. Специфика научного знания. Сциентизм и антисциентизм.
2. Уровни, формы и методы научного познания.
3. Классическая и неклассическая концепции науки.
4. Наука и техника в современном мире. Проблемы и решения.
Эссе и сообщения:
1. А. Койре о взаимодействии философии и науки в работе «Очерки истории философской мысли».
2. Т. Кун о научной парадигме и научных революциях в кн. «Структура научных революций».
3. И. Пригожин о синергетической модели неклассической науки.
4. Философские проблемы техники и технологии.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Что такое сциентизм, чем он отличается от позитивизма?
2. Что такое физикализм?
3. Имеет ли преимущества перед научным обыденное сознание?
4. В чем состоит единство и отличие научных методов наблюдения и эксперимента?
5. Доступен ли научному наблюдению микромир?
6. Что общего и чем отличны философские законы (например, Г. Гегеля) от естественнонаучных?
7. Чем отличаются гуманитарное и естественнонаучное познание?
8. В чем разница между «голыми» и научными фактами?
9. Как связаны наука и техника с этикой?
Основные понятия:
Гипотеза – некоторое вероятностное допущение о существенной связи между явлениями.
Доказательство – обоснование истинности высказывания, мысли.
Достоверность знания – максимально возможное обоснование знания.
Закон – внутренняя, существенная, повторяющаяся связь явлений.
Идеализация – форма научного обобщения.
Наблюдение – целенаправленное восприятие объекта научного исследования, которое осуществляется непосредственно или при помощи приборов.
Наука – систематизированное, теоретическое знание а также определенный вид интеллектуальной деятельности.
Научный факт – сторона объективной реальности, зафиксированная средствами научного наблюдения и эксперимента а также вписывающийся в принятые наукой принципы и язык.
Описание – система фиксирования данных наблюдений или экспериментов при помощи принятых в науке обозначений (языка).
|
|
Парадигма – термин, введенный Т. Куном для обозначения дисциплинарной матрицы, стиля мышления, принятого данным научным сообществом и включающего общие мировоззренческие и методологические представления, язык, ценности и символические обобщения.
Структура – совокупность устойчивых связей объекта, которые обеспечивают его оформленность.
Теория – достоверное, истинное знание, система логически связанных понятий о существенных связях и сторонах действительности.
Эксперимент - активное вмешательство субъекта в объективную реальность в целях познания, испытание явления в искусственных, контролируемых условиях.
Список рекомендуемой литературы:
1.Философия: учебник для студентов вузов по всем направлениям подготовки бакалавриата / под ред. В.П. Кохановского. - 23-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2014.
2. Канке В.А. Философия: учебник для вузов / В.А. Канке. - М., 2003. – Гл. 2.2.
3. Будко В.В. Философия науки / В.В. Будко. – Харьков: Консум, 2005.
4. Вайцзеккер К.Ф. Физика и философия / К.Ф. Вайцзеккер // Вопросы философии. - 1993. - № 1. - С. 115 - 125.
5. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М., 1997.
6. Пригожин И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы философии. – 1991. - № 6.