Вот мы и подошли к решающему, завершающему не только для И. Канта философскому вопросу «что такое человек?». Он тесно связан с другим: «зачем изучать философию, например, студентам технических специальностей?». Ответ может выглядеть таким: «Затем, что будущий специалист − прежде всего человек, а потом уже профессионал!». Философия стремится показать не только каким является человек, но и каким он может и должен стать.
Антропологические проблемы всегда волновали умы и сердца людей, в т.ч. философов, а предметом специальных философских исследований стали лишь в начале ХХ ст. В работах немецких философов М. Шелера и А. Гелена эти вопросы были определены целостно: 1) о сущности и родовых свойствах человека; 2) о его происхождении; 3) о смысле и целях человеческой жизни; 4) о смерти и бессмертии; 5) о счастье; 6) о свободе и другие.
Опираясь на исторический опыт, историю философских представлений о человеке и науку антропологию, М. Шелер так определил свой ответ на первый вопрос: «Человек есть вершина живого плюс нечто новое. Греки называли это разумом, но если к разуму добавить веру, волю, доброту, любовь, фантазию, свободу, то это новое можно назвать дух, носителем и вместилищем которого является личность». Продолжая его, современная философия открывает, выделяет родовые свойства человека: как существа не только духовного, но и целостного, духовно-телесного, а также социально-культурного и уникального. Человек неутолим в удовлетворении потребностей и страстей. Это качество мобилизует его к деятельности. Но вот к какой? В современном обществе потребления – это страсть получать удовольствия «без напряга».
|
|
Изучив эти качества, которыми, конечно, не исчерпывается вся его природа, далее обратимся к теориям о происхождении человека. Рассматривая концепцию естественного появления, выделяют эволюционную (Ф. Энгельс) и революционную теории (Л. Мемфорд). Дополнить картину можно и оригинальной новой, отличной от дарвиновской гипотезой о том, что человека и общество создал не прогресс, а «конструктивный регресс», точнее частичный регресс, оказывающийся в определенных условиях новой конструктивной возможностью возникновения человека современного типа (Вс. Вильчек). Смысл ее в том, что, в отличие от других существ, в случае с человеком выжили не сильнейшие приматы, а напротив − наименее физически приспособленные. Отдельные слабые особи человекоподобных обезьян нашли спасение в подражании сильным вожакам образно, а затем перешли и к языковому общению. Труд, язык и культурная трансляция знаний явились главными условиями возникновения Хомо сапиенс − человека разумного, осознающего свою разумность (самосознающего).
|
|
Не менее актуальна сегодня и проблема свободы, которую по-своему решают разные философы, представители разных школ, направлений и культур. Для экзистенциалистов, например, эта проблема наиглавнейшая. Вслед Ф.М. Достоевским Ж.П. Сартр, А. Камю и другие считают свободу как возможность выбора отличительным свойством человека. Но для реализации этой общей для всех возможности необходимы огромные усилия, ибо свобода накладывает суровые обязанности и является для многих непосильным бременем (см. «Легенда о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского).
Завершить размышления на антропологическую тему достойно прояснением отношения к проблеме смерти и бессмертия, уйти от которой не удавалось (и не удастся) никому. Здесь также придется сделать трудный выбор, а не «отмахнуться» – мол, я еще молод и мне это не грозит. Но если смириться со смертью нельзя, а в потустороннюю жизнь не веришь, то как быть? Ответ подсказывает мудрый Лао-цзы: «Если человек умер, но не забыт – он бессмертен».
Итак, человек противоречив, уникален и универсален. Каждый обладает возможностью быть свободным, способным творить себя и вокруг себя. Это открывает путь в вечность, но при соблюдении непременных условий – воли к жизни и ответственности перед нею.
Т е м а 15
ФИЛОСОФИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Предпосылки глобализации жизни. Типы глобальных проблем.
2. Экологические проблемы и пути их решения.
3. Смысл антропосоциальных проблем современности.
4. Интерсоциальные проблемы и их решения.
5. Роль философии в решении глобальных проблем современности.
Основные понятия:
Глобализация –процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Цивилизационные разломы – конфликты, линии противостояния между цивилизациями.
Ри́мский клуб – международная общественная организация (аналитический центр), объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты для изучения перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы.
Экогуманизм – распространение принципов гуманизма на природную среду обитания.
Эколо́гия (с греч. обиталище, жилище, дом) – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Список рекомендуемой литературы
1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.
2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1991.
3. Медоуз Д.Х. За пределами роста / Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Райдерс. - М.: Прогресс, Панагея, 1994.
4. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической эволюции / Ф. Фукуяма. - М.: ACT, ЛЮКС, 2004.
5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М.: ООО «Изд. АСТ», 2003.