double arrow

Методические рекомендации

 

Несмотря на то, что социальная проблематика всегда была вплетена в ткань философии, социальная философия как раздел философского знания, комплекс проблем общества возникла в ХХ столетии, после того, как родилась наука об обществе, социология. С.Ф. изучает вопросы: 1) что такое общество? 2) как изменялись представления об обществе? 3) какой должна быть методология изучения социальных явлений? 4) каковы субстанциальные (сущностные) характеристики общества? 5) какова структура общества? и др.

Проследив историю философских ответов на социальные вопросы от эпохи  Античности  до  настоящего  времени,  обратим  внимание  на  два  момента:

1) различение понятий «государство» (царство общих интересов) и «общество» (царство частных интересов граждан) - Т. Гоббс, Дж. Локк; 2) в современной философии в понимании сущности общества доминирует не меризм (общество- совокупность индивидов), а холизм (общество- целое, не сводимое к сумме индивидов). Как отмечал один из основателей социологии П.А. Сорокин, «общество – это волнующееся море, в котором люди, волны, постоянно возникают, сталкиваются и исчезают, а общество, море, – бурлит и не умолкает!». Это вовсе не отрицает очевидного факта – того, что общество состоит из индивидов. Речь идет о смещении акцента для уточнения объекта исследования и повышения эффективности анализа.

Знакомство с аксиологией, знание того, что люди не могут не оценивать сущее, позволяет выделить в современной философии два подхода изучения социума − критический и позитивный. Первый рельефно представляет постмодернизм. По мнению одного из его наиболее ярких представителей Ж. Бодрийяра, переживаемая эпоха характеризуется утратой обществом смысла собственного бытия. Мы живем не в реальном, а в виртуальном мире призраков (симулякров). Гиперреальность (псевдореальность), социальные сети Интернета и прочее вытеснили реальные отношения. Поэтому сейчас уместно говорить не о народе, нации, этносе или цивилизации, а о неопределенной пассивной имплозивной (втягивающей в себя) взрывоопасной массе, озабоченной дивертисментом (развлечениями).

Однако свои надежды философия связывает все же с позитивными концепциями, например, формационной (К. Маркса) и цивилизационной (Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби). Ознакомившись с сущностью этих подходов, можно развить их, опираясь на достижения современной методологии науки – на принцип системности. Основатель теории систем Л. фон Берталанфи полагал, что «системой» можно обозначить широкий класс явлений, естественного и искусственного происхождения, физических и концептуальных. Т.о. под системой понимают целостность определенным образом связанных элементов. Системные объекты обладают структурой (упорядоченностью), специфическими свойствами, функциями, целью, самоорганизацией (для сложных систем). В отличие от целостного, системный подход учитывает значимость составляющих элементов (целое без части может существовать, а система без элементов – нет). Применив его к социально-философским моделям, определим общество как упорядоченную связь двух многообразно проявляющих себя элементов – социальной деятельности и социальных отношений. Меняя формы и связи в разные периоды истории, взаимоотношения этих элементов определяют качества социального бытия – социальной реальности.

Ознакомившись более предметно с главными чертами элементов социальной системы, далее рассмотрим ее компоненты (наиболее общие формы и связи элементов). С этой целью образно представим общество в виде сферы, пересекаемой разными плоскостями. Каждая плоскость отображает определенный его срез, структурированность. Философия обращает внимание на универсальные срезы, обусловленные ранее отмеченными субстанциальными элементами. Такими необходимыми составляющими сферами в обществе являются экономика, политика, право, духовная культура. Знание структуры общества позволяет представить анатомическую картину современной социальной жизни, в которой одни и те же субъекты выступают носителями разнообразных отношений, закрепленными за отдельными областями. «Жизнь современного общества представляет собой калейдоскопическую смену ролей» (П. Бергер).

Завершить изучение темы можно проблемой о социальном единстве и многообразии. Здесь уместным представляется выделить особенности представлений картин мира и мировоззренческих ориентиров у разных народов и цивилизаций. Более глубокое понимание отличий, в свою очередь, нацеливает на поиск общих ценностей и целей, необходимых для дальнейшего развития человеческой цивилизации.

 

Семинар 16

 

ФИЛОСОФИЯ  ИСТОРИИ

План

 

1. Понятие и функции философии истории.

2. Философия и об источниках и движущих силах развития общества.

3. Проблемы смысла и цели истории.

4. Философия о направленности и траектории социальной эволюции.

 

Эссе и сообщения:

1. Философско-исторический проект А. Августина и его значение.

2. К. Маркс о движущих силах истории.

3. Социальная история в цивилизационной модели А. Тойнби.

4. Историософия Н.А. Бердяева.

5. Ф. Фукуяма о конце истории в книге «Конец истории и последний человек».

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Что общего и чем отличаются наука история и философия истории?

2. Какие вы знаете философские модели истории?

3. Что (кто) является движущей силой исторического процесса?

4. Имеет ли история цель? Что такое телеологизм?

5. В чем смысл понятий «вызов» и «ответ» в цивилизационной концепции А. Тойнби?

6. Имеет ли история вектор и траекторию? Какие существуют ответы на эти вопросы?

7. Имеет ли современное человечество общий путь в будущее?

 

Основные понятия:

Герменевтика –способ философствования, центром которого является процесс понимания мотивов, целей субъектов, сущности событий.

Демиург (греч) – «архитектор», зодчий мира.

Историософия – философия истории, претендующая на целостное познание исторического процесса в свете раскрытия в нем первоначал бытия и метаисторического смысла.

Историцизм –научный метод, утверждающий наличие некоего закономерного «хода истории», основываясь при этом на идее линейного прогресса мировой истории, который нельзя изменить.

Телеология – учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли Творца.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.

2. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

3. Тойнби А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. - М., 2003.

4. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени / П. Сорокин. - М.: Наука, 1997.

5. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. - М., 2004.

6. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М., 1994.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: