1. Выберите наиболее точный ответ на вопрос: «Как называется устойчивая система теоретических взглядов на мир, определяющих выбор жизненной позиции?»:
а) мировосприятие; б) миропонимание; в) картина мира;
г) мироощущение; д) миропредставление?
2. Термин “философия” в переводе с греческого языка означает:
а) умение рассуждать; б) компетентное мнение; в) мудрость;
г) любовь к мудрости; д) искусство вести беседу?
3. Философия зародилась в следующих культурно-исторических центрах:
а) Вавилон, Египет, Индия; б) Персия, Месопотамия, Египет;
в) Древняя Греция, Китай, Индия; г) Китай, Индия, Египет.
д) Китай, Япония, Тибет?
4. Как называют в философии Китая мужское, активное, сильное начало:
а) Инь; б) Ци; в) Ли; г) Ян; д) Дао?
5. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:
а) слушаться старших по возрасту и званию;
б) сдерживать себя, избегать крайностей;
в) формировать собственный, независимый стиль жизни;
г) быть гуманным;
д) не делать другому того, что себе не желаешь?
|
|
6. Античная философия возникла:
а) в Древнем Риме; б) в Древней Индии; в) В Древней Греции;
г) В Древнем Египте; д) в Китае?
7. Гераклит из Эфеса первоначалом (архэ) считал:
а) землю; б) огонь; в) воду;
г) воздух; д) все четыре стихии?
8. «Бытие неподвижно и неизменно», − так утверждал:
а) Парменид; б) Аристотель; в) Гераклит;
г) Демокрит; д) Сократ?
9. “В одну и ту же реку нельзя войты дважды”, − так говорил:
а) Фалес; б) Аристотель; в) Гераклит; г) Демокрит; д) Сократ?
10. Высказывание: «Платон мне друг, но истина дороже»- приписывают:
а) Сократу; б) Периклу; в) Диогену;
г) Аристотелю; д) Эпикуру?
11. Патристика и схоластика - это:
а) различные школы античной философии;
б) различные этапы и направления Средневековой философии;
в) различные направления философии эпохи Возрождения;
г) учения «отцов церкви»?
12.С каким высказыванием Вы согласны:
а) Августин Аврелий резко спорил с Августином Блаженным;
б) они не общались лично, поскольку жили в разное время;
в) их взгляды частично совпадали;
г) ни с каким?
13. Целью схоластики было:
а) исследовать социальную действительность (общество);
б) исследовать природу;
в) найти рациональные доказательства веры;
г) сформировать в противоположность язычеству основы христианской философии;
д) понять человека?
14. Какие из названных философов представляют эпоху Возрождения:
а) Дж. Бруно; б) Августин Аврелий; в) Н. Кузанский;
г) Фома Аквинский; д) Эразм Роттердамский?
15.Главной особенностью философии Нового времени является:
а) космоцентризм; б) европоцентризм; в) теоцентризм;
|
|
г) теологизм; д) пантеизм?
16.Г. Лейбниц представляет философию эпохи:
а) Античности; б) Средневековья; в) Современности;
г) Возрождения; д) Нового времени?
17.Кого из перечисленных философов не относят к представителям немецкой классической философии:
а) Л. Фейербаха; б) И. Канта; в) Г. Гегеля;
г) И. Шеллинга; д) Г. Лейбница?
18. Автором «категорического императива» является:
а) И. Кант; б) И. Фихте; в) Ф. Шеллинг;
г) Г. Гегель; д) Л. Фейербах?
19. Законы классической диалектики разработал:
а) Ф. Бэкон; б) Р. Декарт; в) И. Кант; г) Г. Гегель; д) К. Маркс?
20. Лозунгом мировоззрения какой эпохи могут служить слова В. Шекспира: «Что наша жизнь? - Игра!»:
а) Античности; б) Средневековья; в) Возрождения;
г) Нового времени; д) Современности?
21. Как в онтологии называется конечная основа, сущность всех вещей:
а) материя; б) сознание; в) природа; г) субстанция; д) дух?
22. Какое из приведенных определений соответствует современным философским представлениям о материи:
а) М. – это вещество;
б) М. – все то, что имеет массу и энергию;
в) М. – это субстанция, основа всего, что существует;
г) М. - это объективная реальность;
д) М. – это то, что мы чувствуем?
23. Философское направление, целью и методом которого является не объяснение, а понимание, называется:
а) диалектический материализм; б) позитивизм; в) герменевтика;
г) прагматизм?
24. В философии понятие «агностицизм» означает:
а) сомнение в возможности познания;
б) познавательную деятельность;
в) рассмотрение объекта познания;
г) отрицание принципиальной возможности познания?
25. Характеристиками неклассической науки являются:
а) вероятностный характер получаемых знаний;
б) нелинейный характер развития научного знания;
в) учет влияния случайных взаимодействий;
д) верны все варианты ответов?
26. Какие из методов применяют исключительно на эмпирическом уровне научного познания:
а) анализ и синтез; б) дедукцию; в) измерение;
г) наблюдение; д) идеализацию.
27. Кого принято считать автором первого проекта всемирной истории:
а) Платона; б) Аристотеля; в) А. Августина;
г) Ф. Бэкона; д) К. Маркса?
28. Термин «утопия» означает буквально:
а) «отдаленное будущее»;
б) «фантазия»;
в) «несбыточная мечта»;
г) «место, которого нет»?
Кто является одним из основателей учения о гражданском обществе?
а) Платон; б) Аристотель; в) Г. Гегель;
г) Дж. Локк; д) К. Маркс?
30. Движущей силой социальной эволюции К. Маркс считал:
а) идеи элиты общества; б) «вызовы» природы;
в) классовую борьбу; г) мировую волю?
31. Ценности возникают:
а) из свойств вещей;
б) из психики субъекта;
в) из взаимодействия субъекта и объекта;
г) существуют изначально, по воле божественного провидения?
Какие из перечисленных ценностей по объекту относятся к духовным?
а) свобода; б) власть; в) богатство;
г) полезные ископаемые; д) средства производства
33. Кому из философов принадлежит высказывание «Человек – это политическое животное»:
а) Платону; б) Аристотелю; в) А. Августину;
г) Т. Гоббсу; д) Р. Декарту?
34. По какому признаку отличают личность от индивидуальности:
а) по особенностям психики;
б) по внешности и характеру;
в) по наличию собственного мнения;
г) по внутренней убежденности;
д) по воздействию на общество?
35. В чем состоит главная причина возникновения экологической проблемы:
а) в активности биологических организмов планеты Земля;
б) в активности космических сил, в т.ч. внеземных цивилизаций;
в) в активности физических взаимодействий земной коры;
г) в активности производственной деятельности человека?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ
РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ
1. Исторические трансформации предмета философии.
|
|
2. Предмет философии в работе М.К. Мамардашвили «Как я понимаю философию».
3. Веды – источник индийской философии.
4. Философские взгляды Лао цзы.
5. Конфуций и конфуцианство: значение в китайской истории.
6. Проблема первоначала в философии Античности.
7. Атомистическое учение Демокрита.
8. Досократическая философия: Анаксагор и софисты.
9. Сократ – символ античной философии.
10. Учение Платона и его значение для развития европейской философии.
11. Аристотель – систематизатор философской мысли античности.
12. Метафизика Аристотеля и ее значение в европейской философии.
13. Эллинизм: эпикурейцы, стоики, скептики.
14. Учение Плотина о Едином и философия неоплатонизма.
15. Основные идеи А. Августина в кн. «О граде Божием».
16. Византийская патристика: особенности и влияние на славянскую культуру.
17. Место схоластики в европейской философии: основные проблемы и решения.
18. Фома Аквинский – систематизатор средневековой философии.
19. Пантеизм и рационализм Николая Кузанского.
20. Жизнь и учение Дж. Бруно.
21. Ф. Бэкон – основоположник философии Нового времени.
22. Проблема метода в философии Р. Декарта.
23. Монадология Г. Лейбница.
24. Английский сенсуализм и его наследие в современной философии.
25. Смысл и значении философия Французского Просвещения.
26. Основные идеи «Критики чистого разума» И. Канта.
27. Г. Гегель как систематизатор европейской философии.
28. Антропотеизм философии Л. Фейербаха.
29. Философия К. Маркса и судьба марксизма.
30. «Русская идея» Н.А. Бердяева.
31. Ж. Бодрийяр – символ философского постмодернизма.
32. Проблемы бытия человека в работе Э. Фромма «Иметь или быть».
33. Т. Кун о развитии науки в кн. «Структура научных революций».
34. Цивилизационная модель общества и истории (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
35. Учение о ноосфере в творчестве П.Т. де Шардена и В.И. Вернадского.
Реферат пишется по одной теме и является кратким теоретическим освещением ее вопросов и предполагает ее творческое осмысление. В нем должно быть кратко изложено основное содержание темы работы с осмысленными самостоятельно выводами. Для достижения этой цели необходимо, кроме основной литературы, использовать два-три первоисточника, книги или статьи, в которых раскрываются вопросы данной темы. При написании реферата необходимо соблюдать следующие условия:
|
|
- объем реферата должен составлять в страницах формата А4 в компьютерном наборе от 13 - 15 страниц (шрифт 14), в рукописном варианте – 18 - 20страниц;
- реферат пишется (печатается) на одной стороне листа грамотно, доступным языком и почерком;
- реферат должен иметь стандартное оформление: титульный лист, план, основная часть, заключение (выводы) и список литературы.