Методические рекомендации

 

Изучение общества во времени предстает как его история. В переводе с греческого слово «история» означает «узнавание», «изучение». Основные проблемы философии истории: о смысле, цели, движущих силах, направленности, траектории исторического процесса. По отдельности эти проблемы решали еще философы и историки древности (Ксенофонт, Платон, Полибий). Первое комплексное философское исследование истории в европейской философии осуществил профессор Неапольского университета Дж. Вико (1688 - 1744). В работе «Основания новой науки об общей природе наций…» на основе филологии, учения о праве  он  обосновал  идеи:  1) тождества реальной (объективной) и «рассказанной» (субъективной) истории; 2) исторического круговорота (все общества проходят путь – рождение-расцвет-упадок-гибель); 3) источник исторического движения определяется активностью элиты, а в решающие периоды истории − простонародной мудростью.

В отличие от науки истории, философия истории – это «мысль второго порядка» (Р. Дж. Коллингвуд), «обратное плавание» от событий прошлого к себе, она интровертна. Ее смысл - не рассказать о прошлом, а оценивать и спокойно «судить» прошлое по меркам (идеалам и ценностям) желаемого будущего. «Даже не зная, кем мы собираемся стать, благодаря урокам истории мы знаем, кем быть не собираемся» (Хосе Ортега-и-Гассет). Это означает, что нужно стремиться не только не повторять ошибок прошлого, но и изменять сознание людей. Т.о. в отличие от «уроков истории», «метауроки» философии истории более универсальны. Черпая из истории научные факты, философия истории затем возвращает их науке истории в форме мировоззренческих ориентиров и всеобщей методологии исследования. Так, многие современные историки руководствуются герменевтическим методом познания, акцентирующим внимание на понимании мотивов и целей деятелей прошлого с помощью понимания – вчувствования, мышления, воображения, перевоплощения, интуиции. Здесь действует закономерность: чем больше исторических интерпретаций, тем точнее знание. Поэтому сегодня о древних греках мы знаем больше, чем сами они знали о себе.

В решении проблемы цели истории выделяются два крайних и аргументированныхподхода – финализм (телеологизм) и инфинализм.Согласно первому, у человечества есть общая, от его воли не зависящая цель. Второй подход отрицает наличие таковой. В современной философской мысли позитивный ответ представлен, например, амер. Ф. Фукуямой (кн. «Конец истории и последний человек»), а отрицательный – постмодернистами. Однако мы уже знаем, что между крайностями возможна и середина, которую можно назвать неоклассикой. В отличие от финализма, ее сторонники (К. Ясперс, Ю. Хабермас, А. Негри) полагают, что финальные цели формируют и реализуют сами социальные субъекты в бесконечном процессе коммуникации при добровольномсоблюдении каждой социальной группой, личностью универсальных моральных правил, которые существуют и реально и влияют на ход истории.

Решения других философско-исторических проблем уместно рассмотреть, сравнивая ответы на них, предложенные формационной и цивилизационной концепциями. Завершить же изучение темы следует констатацией двух «сквозных» тенденций истории −интеграционной (признающей наличие общечеловеческой истории) и дезинтеграционной (отрицающей это). Обе подкрепляются научными фактами: глобализацией жизни, с одной стороны, и «цивилизационными разломами» и войнами, - с другой. Человечество все более явственно ощущает, что продолжение всемирно-исторического проекта будет зависеть от способности людей активизировать антиэнтропийную тенденцию, выработать умение обществ «слышать друг друга». И здесь вновь главной сферой деятельности должна стать этика, а именно: бесконечный творческий процесс конструирования истории (а не инженерное соучастие в нем) возможен при лишь при ограничении свободы личностных мотивов, целей минимумом социальных (моральных, а с ними и правовых, политических…) требований и принципов.

 

 

Т е м а 14

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛООГИЯ

 

Семинар 17

ФИЛОСОФИЯ  ЧЕЛОВЕКА

 

План

 

1. Особенности философского подхода к изучению антропологических проблем.

2. Философия о происхождении человека.

3. Категории человеческого существования: смысл жизни, свобода, смерть и бессмертие.

4. Место человека в современном мире. Проблема поколений.

 

Эссе и сообщения:

1. Трудовая концепция происхождения человека К. Маркса, Ф. Энгельса.

2. Проблема сущности человека в философии «фрейдизма» и «неофрейдизма».

3. Экзистенциализм о смысле человеческого существования.

4. Г. Маркузе о триумфе позитивности в работе «Одномерный человек».

5. Проблема свободы в «Легенде о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Что такое свобода в философии? Может ли человек быть свободным?

2. О каком свойстве человека говорит Н. Бердяев: «Человек странное существо, имеющее облик царственный и рабский, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным»?

3. С каким из определений Вы согласны: а) «Человек – существо социальное»; б) «Человек – существо не только социальное»?

4. Чем  отличаются  понятия  «человек»,  «личность»,  «индивидуальность»?

5. Как вы понимаете афоризм С. Леца: «Каково предназначение человека? - Быть им!».

6. Что самое трудное для человека?

7. Прокомментируйте высказывание Дж. Милля: «Лучше быть недовольным Сократом, чем довольной свиньей».

8. Смысл и цель жизни - это одно и то же?

9. О каком свойстве человека говорит Ф. Ницше «Мысли, как и любовь, приходят не тогда, когда мы этого хотим»?

10. Как вы понимаете определение Ж.П. Сатртра: «Человек есть бесполезная страсть»?

Основные понятия:

Антропология философская –учение о сущности человека.

Антропоцентризм – принцип философии, согласно которому человек – центральное звено мироздания.

Воля – способность человека к дополнительным усилиям для достижения цели.

Иррациональное – не выразимое логическими средствами.

Надсознантельное – наличие в сознании человека социальных (моральных, правовых) правил и норм, выполняющих функцию контроля за его поведением.

Сознание – в широком значении – весь духовный мир, психика человека; в более узком значении – высшая форма духовности – разум, мышление.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.

2. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М., 2003.

3. Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

4. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. - М., 1983.

5. Ницше Ф. ЕССЕ НОМО. Как становятся сами собою / Ф. Ницше // Сборник. - Мн., 1997.

6. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский // Соч. в 12 т. - Т. 11. - М., 1982.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: