С глубокой древности люди выражают свои предпочтения чему-либо, причем не только материальным вещам (наскальные рисунки). В эпоху Античности Сократ и Платон учили, что высшим творением космоса является идея Блага. Однако лишь в ХIХ в. ценности как таковые попали в фокус философии, и возникла аксиология. Этому способствовало выделение универсального товара для получения любых материальных благ − денег. Не случайно, «ювелир слова» Ф. Ницше назвал ХIХ столетие «торгашеским веком», а социолог Г. Зиммель в 1860 г. написал работу «Философия денег».
Слово «ценность» имеет два основных смысловых оттенка: 1) как значимость для человека, общества более-менее конкретных вещей и явлений, включая духовные; 2) для обозначения предельно-абстрактных, трансцендентных сущностей (Красота, Добро, Истина, Совесть, Свобода, Равенство…). В обоих случаях ценности по своей природе есть духовный феномен. Среди физических, химических, биологических и прочих свойств вещей нет места еще одному свойству, ценности. Ценности возникают при «встрече» человека с чем-либо. Особенность второго значения слова состоит не в отсутствии объекта оценивания, а в том, что нечто взято «по наивысшей человеческой мере, предельно глубокому интересу» (А.С. Канарский).
Ценность есть специфическое отношение людей к природным, социальным и духовным феноменам с точки зрения их положительной или отрицательной значимости. Это означает, благодаря ценностям в своем сознании человек располагает информацию не хаотично и не «горизонтально», а упорядочивает ее «вертикально». Кроме духовной природы атрибутами ценностей являются их иррациональный характер, изменчивость, индивидуально-социальная амбивалентность.
Типологизацию ценностей проводят по субъективной и объективной сторонам ценностного отношения. Различают ценности индивидуальные, групповые, национальные… общечеловеческие; ценности материальные и духовные во всем их многообразии.
Ценности формируют ядро мировоззрения. Поэтому жизненно важными оказались проведенные социологические исследования ценностей Запада и Востока, а также различение ценностных приоритетов русского и украинского народов историком Н.И. Костомаровым. В кн. «Две русские народности», изданной в 1861 году, ученый отмечал, что великорусскому народу присуще стремление к прочности и формальному единству своей земли, тогда как основными чертами южнорусского народа являются личный произвол, свобода и неопределенности формы.
На основе ценностных представлений формируются ценностные ориентации – духовные векторы поведения личности и общества, обобщениями которых являются утилитаризм, эвдемонизм, гедонизм. Высшие, главные для человека ценностные установки, служащие целью его жизни, называются идеалами. Социальным идеалом современного общества может быть признан гуманизм (с лат. человечный) – система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности. Содержание гуманизма составляют ценности свободы, справедливости, равноправия, уважения человеческого достоинства.
С учетом значимости ценностей в жизни индивида и общества в глобализирующемся мире особо актуальна потребность в выработке и соблюдении общечеловеческих ценностных ориентиров. Аксиология способствует этому, равно как и практическому их воплощению в жизнь.
Т е м а 13
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Семинар 15
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
План
1. Основные философские подходы к пониманию общества: материализм и идеализм, натурализм и социологизм.
2. Субстанциальные элементы общества.
3. Главные сферы социального бытия.
4. Специфика духовной жизни общества.
Эссе и сообщения:
1. Социальные идеи в работах Платона «Государство», «Законы», «Тимей».
2. К. Маркс о происхождении и сущности общества.
3. Социальные идеи в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».
4. Концепция постиндустриального общества Д. Белла, Э. Тоффлера.
5. Проблемы современного общества в работе Ф. Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее». Последствия биотехнологической эволюции.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Чем отличаются холизм и меризм в понимании общества?
2. Общество – это целое или система?
3. Социальные отношения создаются людьми или предшествуют их действиям?
4. Чем социальные действия отличаются от индивидуальных?
5. В чем смысл «формационной» теории общества К. Маркса?
6. Почему М. Вебера называют анти-Марксом?
7. Кто авторы и в чем смысл «цивилизационной» модели общества?
8. Можно ли реализовать идеи социального равенства и справедливости?
Основные понятия:
Культура – 1) все созданное человеком; 2) совокупность положительных ценностей.
Общество – системное единство социальных результатов деятельности людей.
Общественные отношения – способ совместного бытия людей, сущность которого состоит в наличии для них реальной возможности вступить в актуальное взаимодействие.
Общественно-экономическая формация – в марксизме – стадия социальной эволюции, характеризующаяся определенной ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от нее и определяются ею.
Социальная реальность – совместная деятельность людей и ее прямой и побочный результат.
Цивилизация – «видимая», внешняя, («технологическая») сторона культуры, ориентированная на удовлетворение базовых, материальных потребностей людей.
Список рекомендуемой литературы:
1. Канке В.А. Философия: учебник для вузов / В.А. Канке. - М., 2003.
2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс и Ф. Энгельс // Полн. собр. соч. - Т. 2.
3. Платон. Государство. // Собрание сочинений в 4 т. - Т. 3. - М., 1994.
4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. - М., 1992. - С. 156 - 175.
5. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М., 1999.