double arrow

Методические рекомендации

 

С глубокой древности люди выражают свои предпочтения чему-либо, причем не только материальным вещам (наскальные рисунки). В эпоху Античности Сократ и Платон учили, что высшим творением космоса является идея Блага. Однако лишь в ХIХ в. ценности как таковые попали в фокус философии, и возникла аксиология. Этому способствовало выделение универсального товара для получения любых материальных благ − денег. Не случайно, «ювелир слова» Ф. Ницше назвал ХIХ столетие «торгашеским веком», а социолог Г. Зиммель в 1860 г. написал работу «Философия денег».

Слово «ценность» имеет два основных смысловых оттенка: 1) как значимость для человека, общества более-менее конкретных вещей и явлений, включая духовные; 2) для обозначения предельно-абстрактных, трансцендентных сущностей (Красота, Добро, Истина, Совесть, Свобода, Равенство…). В обоих случаях ценности по своей природе есть духовный феномен. Среди физических, химических, биологических и прочих свойств вещей нет места еще одному свойству, ценности. Ценности возникают при «встрече» человека с чем-либо. Особенность второго значения слова состоит не в отсутствии объекта оценивания, а в том, что нечто взято «по наивысшей человеческой мере, предельно глубокому интересу» (А.С. Канарский).

Ценность есть специфическое отношение людей к природным, социальным и духовным феноменам с точки зрения их положительной или отрицательной значимости. Это означает, благодаря ценностям в своем сознании человек располагает информацию не хаотично и не «горизонтально», а упорядочивает ее «вертикально». Кроме духовной природы атрибутами ценностей являются их иррациональный характер, изменчивость, индивидуально-социальная амбивалентность.

Типологизацию ценностей проводят по субъективной и объективной сторонам ценностного отношения. Различают ценности индивидуальные, групповые, национальные… общечеловеческие; ценности материальные и духовные во всем их многообразии.

Ценности формируют ядро мировоззрения. Поэтому жизненно важными оказались проведенные социологические исследования ценностей Запада и Востока, а также различение ценностных приоритетов русского и украинского народов историком Н.И. Костомаровым. В кн. «Две русские народности», изданной в 1861 году, ученый отмечал, что великорусскому народу присуще стремление к прочности и формальному единству своей земли, тогда как основными чертами южнорусского народа являются личный произвол, свобода и неопределенности формы.

На основе ценностных представлений формируются ценностные ориентации – духовные векторы поведения личности и общества, обобщениями которых являются утилитаризм, эвдемонизм, гедонизм. Высшие, главные для человека ценностные установки, служащие целью его жизни, называются идеалами. Социальным идеалом современного общества может быть признан гуманизм (с лат. человечный) – система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности. Содержание гуманизма составляют ценности свободы, справедливости, равноправия, уважения человеческого достоинства.

С учетом значимости ценностей в жизни индивида и общества в глобализирующемся мире особо актуальна потребность в выработке и соблюдении общечеловеческих ценностных ориентиров. Аксиология способствует этому, равно как и практическому их воплощению в жизнь.

 

Т е м а  13

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Семинар 15

 

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

 

План

 

1. Основные философские подходы к пониманию общества: материализм и идеализм, натурализм и социологизм.

2. Субстанциальные элементы общества.

3. Главные сферы социального бытия.

4. Специфика духовной жизни общества.

 

Эссе и сообщения:

1. Социальные идеи в работах Платона «Государство», «Законы», «Тимей».

2. К. Маркс о происхождении и сущности общества.

3. Социальные идеи в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

4. Концепция постиндустриального общества Д. Белла, Э. Тоффлера.

5. Проблемы современного общества в работе Ф. Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее». Последствия биотехнологической эволюции.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Чем отличаются холизм и меризм в понимании общества?

2. Общество – это целое или система?

3. Социальные отношения создаются людьми или предшествуют их действиям?

4. Чем социальные действия отличаются от индивидуальных?

5. В чем смысл «формационной» теории общества К. Маркса?

6. Почему М. Вебера называют анти-Марксом?

7. Кто авторы и в чем смысл «цивилизационной» модели общества?

8. Можно  ли  реализовать  идеи  социального  равенства  и  справедливости?

 

Основные понятия:

Культура – 1) все созданное человеком; 2) совокупность положительных ценностей.

Общество – системное единство социальных результатов деятельности людей.

Общественные отношения – способ совместного бытия людей, сущность которого состоит в наличии для них реальной возможности вступить в актуальное взаимодействие.

Общественно-экономическая формация – в марксизме – стадия социальной эволюции, характеризующаяся определенной ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от нее и определяются ею.

Социальная реальность – совместная деятельность людей и ее прямой и побочный результат.

Цивилизация – «видимая», внешняя, («технологическая») сторона культуры, ориентированная на удовлетворение базовых, материальных потребностей людей.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Канке В.А. Философия: учебник для вузов / В.А. Канке. - М., 2003.

2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс и Ф. Энгельс // Полн. собр. соч. - Т. 2.

3. Платон. Государство. // Собрание сочинений в 4 т. - Т. 3. - М., 1994.

4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. - М., 1992. - С. 156 - 175.

5. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М., 1999.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: