Различают три типа социальных ролей.
1) институциональные - закрепленные правовыми актами, четко регламентируемые (роль депутата народного совета, директора предприятия);
2) конвенциональные - роли неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (роль учителя, студента, офицера, солдата, отца, матери, брата, сестры и т. п.),
3) межличностные - роль человека в различных неформальных межличностных взаимосвязях (роль друга, хорошего человека, соперника, авторитетного или безавторитетного человека и т. п.).
Вопрос 1. Как Вы думаете, что может мотивировать человека наложить на другого какую-то межличностную социальную роль (определите несколько мотивов для каждой социальной роли)? Напишите знакомую Вам межличностную социальную роль и определите для нее мотивы.
№пп | Роль | Мотивы (Мотив – это то, в чем потребность конкретизируется) |
1 | Лучший друг | Человек с которым можешь поделится сокровенным |
2 | Хороший человек | Спросить совета, помощи |
3 | Авторитет | Уважение со стороны других людей при знакомстве с ним |
4 | Соперник | Ошибки тоже уроки |
5 | Герой, святой | Значимая личность, можно спросить помощи |
6 | Учитель (гуру, советник) | Попросить помощи, совет, создать совместный проект |
7 | Целеустремленный человек | Есть цель и её нужно добиться, можно у него поучится |
8 | Сестра (не являющаяся родственником, например «как сестра») | Поговорить по душам, совместные прогулки, отдых. Спросить совета или помощи |
9 |
|
|
Вопрос 2. Подумайте и напишите, имели ли место в вашей жизни случаи, когда Вы подсознательно ожидали от человека то, что он не мог дать Вам? Путали ли Вы межличностные и конвенциальные роли в своих отношениях?
Нет, всегда чётко разграничивала обязанности людей и что от них можно ожидать. Нет не путала.