Каналы распределения товаров

 

Большинство фирм предлагают рынку свои товары через посредников, и каждая фирма стремится создать собственный канал распределения.

Канал распределения – это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

 

Фирмы, создавая каналы распределения, знают, что тем самым теряют некоторый контроль над продвижением своего товара, но все равно предпочитают работать с посредниками, т.к. такое сотрудничество выгодно фирме. У многих фирм не хватает средств для того, чтобы организовывать и содержать собственный канал распределения, поэтому большинство фирм передают функции посредникам, а дополнительные средства вкладывают в развитие собственного производства. Благодаря своим контактам, опыту, специализации посредники добиваются значительно лучших результатов, чем сама фирма. Работа через посредника сокращает для фирмы количество контактов (сделок) на 30% и более.

Фирма должна решить вопрос, кто и какие функции должен выполнять в канале распределения.

 

Функции участников канала распределения:

1) исследовательская работа (сбор информации для планирования и совершения обмена);

2) стимулирование сбыта (создание и распространение информации о товаре);

3) установление контактов (налаживание и поддержание связи с имеющимися и потенциальными покупателями);

4) приспособление товара к требованиям покупателей (сортировка, монтаж, упаковка);

5) проведение переговоров (согласование цен и прочих условий для осуществления акта передачи собственности);

6) организация товародвижения (транспортировка и складирование товара);

7) финансирование (изыскание и использование средств для покрытия издержек по работе канала);

8) принятие риска (принятие последствий и ответственности за функционирование канала).

 

Выполнение 1—5 функций способствует заключению сделок, а 6—8 – завершению заключенных сделок.

 

Функции достаточно многосложны, но каждая из них обладает следующими свойствами:

Þ поглощает дефицитные ресурсы;

Þ обычно лучше выполняется при специализации;

Þ может выполняться разными участниками канала распределения.

 

Если часть функций выполняется самой фирмой, то себестоимость товара увеличивается. Если большинство функций выполняется прочими участниками канала, то себестоимость ниже, но выше торговые наценки у посредников. Поэтому выбор определенной схемы действий зависит от конкретных условий.

Каналы распределения характеризуются по числу составляющих их уровней.

Уровень канала распределения это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара к конкретному потребителю.

Сама фирма и конечный потребитель также входят в состав участников канала. Протяженность канала зависит от числа промежуточных уровней.

 

На практике наиболее часто встречаются каналы распределения следующих уровней:

1. Канал нулевого уровня (прямой маркетинг) состоит из фирмы, производящей товар, и непосредственно потребителя. Основные способы прямой продажи:

· торговля вразнос;

· посылочная торговля;

· торговля через собственную розничную сеть.

2. Одноуровневый канал включает в себя одного посредника (на потребительском рынке – это обычно розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения – это агент или брокер).

3. Двухуровневый канал включает двух посредников (на потребительском рынке – оптовый и розничный торговцы, на промышленном рынке – дистрибьютор и дилер).

4. Трехуровневый канал состоит изтрех посредников (например, на потребительском рынке – оптовый, мелкооптовый и розничный торговцы).

 

Фирма выбирает протяженность канала распределения товара в зависимости от рыночной конъюнктуры.

Между участниками канала могут складываться различные отношения: сотрудничество, конфликты, конкуренция.

Сотрудничество в канале предполагает помощь всех всем. Считается, что сотрудничество определяет большую прибыльность, поскольку при этой форме общения можно быстрее распространять информацию и справедливее распределять прибыль.

Конфликты. Рыночная ситуация очень часто приводит к конфликтам в канале распределения. Обычно конфликт возникает между участниками одного уровня или разных уровней одного и того же канала. В этом случае лидер канала должен выработать четкие правила, которые позволят разрешить конфликтную ситуацию и нормализовать деятельность канала. Меры могут носить принудительный характер и должны быть оперативными, т.к. сбой в канале – это убытки для всех.

Конкуренция возникает, когда у участников канала не находится общих позиций при обслуживании одного и того же рынка. Конкурентные усилия участников канала всегда приводят к уменьшению эффективности их деятельности.

 

При организации канала распределения фирма выбирает разные тактики формирования его структуры. Фирма-новичок создает свой канал через уже сложившиеся структуры посредников на данном рынке. Очень трудно внедрять новых посредников на старых рынках, поэтому для фирм большая проблема войти в структуру уже созданных каналов. На новых рынках фирма более легко строит канал любого уровня в зависимости от ее возможностей и местных условий. По результатам оценки возможных вариантов канала фирма принимает решение о наиболее эффективной его структуре, после этого приступает к решению проблемы управления этим каналом.

Управление требует отбора и мотивации всех участников канала, а также осуществления контроля за их деятельностью. Обычно фирма относительно легко и быстро находит квалифицированных посредников на рынке, поскольку в большинстве случаев они достаточно известны. Проблемы с подбором участников канала возникают у фирм-новичков, к которым на любом рынке всегда относятся очень осторожно.

Большинство фирм осознает, что канал будет эффективно работать только тогда, когда его участники достаточно сильно мотивированы. В связи с этим они к участникам канала применяют тактику «кнута и пряника». В качестве «пряника» используются возможности предоставления скидок, зачеты за рекламу, проведение выставок, льготные условия продаж; «кнута» – угрозы сократить скидки рознице, замедлить темпы поставок или разорвать деловые отношения с посредником. Такой подход не всегда продуктивен, т.к. в этой ситуации фирма достаточно слабо ориентируется на рынке, полностью доверяя своим посредникам, не изучает их проблемы, недостатки и положительные стороны.

Большинство фирм избирают другой путь – пытаются создать отношения долговременного партнерства с посредниками и планировать распределение товаров. При таком подходе фирма заранее устанавливает, что она хочет от посредника, и на что он может рассчитывать с ее стороны. Другими словами, при планировании создается профессионально управляемый канал распределения. В крупных и средних фирмах для этого создаются специальные отделы по планированию работы с посредниками. Основная цель - продемонстрировать всем участникам канала распределения, что их общие успехи зависят от согласованной работы всех.

Фирмы должны периодически оценивать работу посредников в своих каналах по таким критериям, как выполнение нормы сбыта, уровень товарных запасов, оперативность доставки товаров потребителю, сохранность товарных запасов. Обычно фирма устанавливает посреднику норму сбыта и по истечении определенного срока проверяет ее выполнение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: