Задачи стимулирования сбыта вытекают из задач маркетинга товара. Конкретизация их зависит от типа целевого рынка и характеристик потребителя. Среди задач стимулирования могут быть:
· поощрение к более интенсивному использованию товара;
· поощрение покупок в более крупных расфасовках;
· мотивация покупателей к опробованию товара фирмы;
· влияние на покупателя с целью перехватить его у конкурентов;
· поддержание более высокого уровня запасов товара у розничных торговцев;
· подрыв конкурентных действий других фирм;
· проникновение со своим товаром в новые розничные торговые точки.
Выбор средств стимулирования сбыта
Решение поставленных задач по стимулированию сбыта может быть достигнуто с помощью множества различных средств, которые объединяются в пять групп:
I. Образцы, купоны, упаковки по льготной цене, премии, зачетные талоны.
Распространение образцов – это предложение товара потребителю бесплатно или на пробу. Образцы могут разноситься по домам, рассылаться по почте, раздаваться в магазинах, или прилагаться к какому-либо другому товару. Распространение образцов -это самый эффективный и самый дорогостоящий способ представления товара.
|
|
Купоны – сертификаты, дающие потребителю право на оговоренную экономию при покупке конкретного товара. Они также рассылаются по почте, прилагаются к другим товарам, включаются в рекламные объявления. Купоны могут оказаться эффективным средством для стимулирования сбыта даже зрелого товара, а также для поощрения покупки новинки.
Упаковки по льготной цене:
· упаковка по сниженной цене (две пачки товара продают по цене одной);
· упаковка-комплект, когда продается набор из двух и более сопутствующих товаров.
Этот метод очень эффективен при стимулировании кратковременного роста сбыта.
Премия – товар, который предлагается по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара.
Зачетные талоны – специфический вид премии, которую получают потребители при совершении покупки и могут обменять их на товар в специальных обменных пунктах. Данное средство стимулирования целесообразно применять только при работе с новинками, поскольку постоянное использование зачетных талонов достаточно обременительно.
II. Экспозиции и демонстрации товара в местах продажи.
Эти мероприятия устраиваются как самими фирмами, так и различными торговцами. Они могут способствовать увеличению объема продаж до 10%.
III. Стимулирование сферы торговли.
Чтобы обеспечить сотрудничество с оптовыми и розничными торговцами, фирмы используют несколько специфичных приемов:
|
|
· предлагают скидку для торговцев с цены каждой единицы товара, который будет куплен в определенный промежуток времени;
· компенсируют издержки дилера по представлению товара за то, что он включает товар в свою номенклатуру;
· берут на себя затраты дилера на рекламу и устройство экспозиций;
· предлагают посредникам премию-толкач за усилия по продвижению товара;
· предлагают бесплатно посредникам фирменные сувениры.
IV. Профессиональные встречи и специальные выставки.
Этот метод стимулирования позволяет повысить профессиональный уровень торгового персонала, расширить клиентуру, заметно увеличить интенсивность продаж.
V. Конкурсы, лотереи и игры с потребителями.
Они привлекают внимание достаточно большого количества людей и, эксплуатируя их азартный интерес, делают активными потребителями фирмы.
Разработка программы стимулирования сбыта
В комплексной программе стимулирования сбыта должны быть определены:
· интенсивность стимулирования;
· участники программы;
· способы рекламирования мероприятий по стимулированию;
· срок действия программы;
· средства для осуществления программы стимулирования сбыта.
Организация реализации программы
Смету на мероприятия по стимулированию сбыта обычно составляют одним из двух способов:
· определяют меры стимулирования и рассчитывают финансовые затраты на них;
· устанавливают размер ассигнований в виде процента от общего бюджета по маркетингу.
На каждое мероприятие по стимулированию сбыта фирма разрабатывает отдельный план. Этот план охватывает:
· подготовительный период;
· период активных действий;
· отслеживание последействия программы.