Существует несколько наиболее распространенных и проверенных практикой бизнес - стратегий. Их называют эталонными

 

Первая группа эталонных стратегий предусматривает разработку мер для концентрированного роста. Планирование в направлении этих стратегий связано с изменением товара: совершенствованием или производством новых видов.

 

Вторая группа эталонных стратегий включает в себя стратегии интегрированного роста. Предприятие разрабатывает систему своего развития за счет создания новых производственных подразделений. На этом этапе предприятие планирует развитие новых каналов сбыта продукции и материально-технического снабжения за счет приобретения акций и установления контроля за деятельностью предприятий - смежников, поставщиков и продавцов.

 

К третьей группе эталонных стратегий относятся стратегии диверсифицированного роста. Планирование подобных стратегий осуществляется предприятием в тех случаях, когда дальнейшее развитие производимого товара на рынке бесперспективно.

 

К четвертой группе эталонных стратегий традиционно относятся стратегии целенаправленного сокращения. Сложность четвертой стратегии данного направления заключается в следующем.

 

Стратегия ликвидации применяется в том случае, когда предприятие реализует стратегию «сбора урожая», т.е. оно резко сокращает или ликвидирует производство малорентабельных видов продукции с тем, чтобы на освободившихся производственных мощностях резко увеличить производство какого-либо высокорентабельного товара. В этом случае максимально используется благоприятная коньюктурная ситуация на рынке производимого фирмой товара.

 

При реализации стратегии сокращения, предприятие закрывает или продает часть своих мощностей, с тем, чтобы полученные средства вложить в организацию производства новых видов продукции.

 

Стратегия сокращения расходов предусматривает снижение затрат без снижения объемов производства продукции. При внедрении этой стратегии предприятие разрабатывает конкретный стратегический план как для фирмы в целом, так и для всех производственных подразделений. К данному виду стратегии относят и вероятные модели планирования. Они предназначены в качестве сценариев ближайшего будущего.

 

В отечественной практике предпринимаются различные методы планирования на предприятиях.

 

Балансовый метод наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. При использовании этого метода составляют следующие виды балансов:

 

· · материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.);

· · трудовые (баланс рабочей силы);

· · финансовые (денежные доходы и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план).

 

Нормативный метод. В процессе его использования применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия.

 

Программно-целевой метод, в основном используется при планировании научно-технического прогресса (НТП) - сквозной: от идеи до завершения.

 

Метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия.

 

План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его подразделений.

 

Планы группируются:

 

1) 1) по срокам исполнения:

· · оперативно - календарные;

· · текущие;

· · среднесрочные;

· · стратегические.

 

2) 2) по функциям назначения:

· · производственные (изготовление продукции);

· · коммерческие (сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия);

· · инвестиционные и способствующие техническому развитию производства;

· · планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала;

· · финансовые.

 

3) 3) по уровням управления предприятия:

· · общефирменные;

· · цеховые;

· · планы работ функциональных отделов и лабораторий;

· · планы работ участков и бригад.

 

4) 4) по видам изделий и работ, в том числе по продукции:

· · освоенной производством;

· · находящейся в процессе освоения;

· · проектируемой, с учетом освоения в будущем.

 

В зависимости от отрасли производства и характера выполняемых работ для цехов, участков и бригад устанавливаются, как правило, следующие плановые показатели и нормативы.

 

В промышленности:

 

· · подробная подетальная номенклатура и количество выпуска продукции (выполненных работ) в течение года, месяца, декады, суток;

· · качество изготовленной продукции (выполненных работ) по соответствующим оценочным показателям (категория, сортность, отклонение);

· · численность персонала и выработка, измеренная натуральными показателями выпуска продукции на одного человека;

· · фонд заработной платы;

· · нормы расходования материалов (включая вспомогательные), инструмента, топлива, энергии;

· · нормы потерь от брака продукции, поломок, естественной убыли, внеплановых простоев оборудования, его внепланового ремонта.

 

План производства предприятия на основе полученных заказов формируется отделом сбыта, портфель заказов которого обычно состоит из следующих трех разделов:

 

· · текущие заказы, обеспечивающие безостановочную повседневную работу предприятия;

· · среднесрочные заказы со сроком исполнения до 1 года - 2 лет и более;

· · перспективные заказы, в том числе прогнозные на 2 года - 5 лет и более.

 

На многих предприятиях, наряду с разработкой планов социального и экономического развития, составляются бизнес-планы.

Структура бизнес-плана включает:

 

· · резюме;

· · первый раздел посвящен описанию товара или вида услуг, которые являются предметом настоящего плана;

· · во втором разделе оценивается рынок сбыта товаров;

· · в третьем разделе анализируется информация о возможных конкурентах: производимом ими товаре, качестве продукции, потенциальных возможностях, ценах и т.д.;

· · в четвертом - разрабатывается план маркетинга;

· · в пятом представлен план производства;

· · в шестом - организация анализа производства;

· · в седьмом - описываются правовые аспекты фирмы;

· · в восьмом - приводится оценка прогнозирования и управления разного рода рисками;

· · в девятом - представлен финансовый план;

· · в десятом - разработанная «стратегия финансирования».

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и перспективный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

 

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

 

· · определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

· · сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

· · выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

· · выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда, предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

· · определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

· · оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

· · предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

 

План и прогноз - это не 2 альтернативных подхода к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления предприятием.

 

Поэтому во всех случаях должен быть обеспечен переход от прогнозируемых показателей к планируемым, с учетом их различия. Директивный характер планирования предполагает его адресность, тогда как прогнозирование может не соответствовать сложившейся организационной структуре экономики предприятия и не иметь конкретного административного адреса. Кроме того, план отличается от прогноза значительно большей детерминированностью. Сама природа планирования будущего развития направлена на преодоление существующего вероятностного характера развития экономики. Хотя процесс разработки плана носит вариантный характер, сам план - это уже выработанный вариант развития, подлежащий практической реализации. Прогноз же основан на вероятном предвидении и является альтернативным, причем не только как метод разработки, но и как конечный результат.

 

Таким образом, являясь авангардной частью системы планирования, прогнозирование выполняет в данной системе специфические функции вероятностного, альтернативного предвидения будущего на основе конкретного раскрытия объективных закономерностей экономического и технического развития, как на самом предприятии, так и за его пределами.

 

В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также целей, которые определяет руководство предприятия, используются 2 подхода к разработке прогнозов:

 

· · исследовательский (генетический);

· · нормативный (целевой).

 

Цель исследовательского прогнозирования - выявление экономических и производственно-технических возможностей данного направления производства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка выпускаемой продукции; определение достижимых значении экономических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска.

 

Цель нормативного прогнозирования - формулирование и конкретизация перспективных целей развития данного предприятия и определение сроков решения отдельных задач перестройки производства, создания новых изделий с требуемыми техническими и экономическими показателями в требуемых объемах. Основой данного прогноза являются установленная цель и ее будущие параметры, на основании которых определяются возможные пути от настоящего к будущему.

 

По срокам прогнозы делятся на 4 группы:

 

· · оперативный, со сроком до 3-6 месяцев от начала отсчета прогноза;

· · краткосрочный - до 1 года;

· · среднесрочный - от 2-3 лет;

· · долгосрочный - на период до 10-20 лет и более.

 

Как правило, чем дольше период, на который составляется прогноз, тем значительней может быть отклонение фактических данных от прогнозируемых.

 

Наиболее известными и распространенными методами прогнозирования являются следующие:

· · экспертные оценки, основу которых составляют упорядоченные мнения высококвалифицированных специалистов-экспертов;

· · экстраполяция, или статистические методы, основанные на обработке ретроспективных данных об объекте прогнозирования;

· · методы моделирования, т.е. конструирование структурной, физической или математической модели, адекватно отображающей наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования и их взаимосвязи с внешними факторами.

 

Надежность прогнозирования в значительной степени определяется полнотой и достоверностью используемой информации, которую предприятие должно накапливать и систематизировать в банке (базе) данных.

 

Составление прогноза - это не разовая задача. Необходимо непрерывно накапливать и анализировать информацию об объекте прогнозирования и систематически корректировать прогнозы.

Контрольные вопросы

 

1. Какова типовая структура управления предприятием?

2. Какие принципы лежат в основе организации управления предприятием?

3. Какие требования предъявляются руководителям предприятия?

4. Назовите функции управления предприятием?

5. Какова сущность основных принципов планирования?

6. Какие методы планирования вы знаете, и в чем заключается их сущность?

7. Что такое бизнес-план, и в каких случаях он разрабатывается на предприятии?

8. Что собой представляет финансовый план предприятия?

9. Дайте характеристику этапов стратегического планирования.

10.Какую роль в стратегическом планировании играет анализ факторов внешней среды предприятия? Каковы ступени проведения этого анализа?

11.Каковы особенности прогнозирования на предприятии?

12.Дайте сравнительную характеристику плана и прогноза.

ЛЕКЦИЯ 11. ЗАКУПКИ, СБЫТ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

В переходном к рынку периоде значительное развитие получили механизмы оптовой торговли в форме прямых связей, биржевой торговли и оптовых торгово-посреднических фирм. При этом необходимым условием успешной деятельности всех рыночных форм организации снабжения является установление между продавцами и покупателями договорных взаимоотношений, включая вопросы согласования цен на поставляемые и покупаемые товары.

 

Снабженческо-сбытовая политика предприятия определяется как неотъемлемая часть органически единого комплекса деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей покупателя продукции предприятия. Подчиненное таким целям производство, его снабжение материально-техническими ресурсами и сбыт продукции являются составными частями единой маркетинговой политики предприятия.

 

Снабженческо-сбытовая политика предприятия заключается в ее интеграции в совокупность экономических отношении переходного периода рыночной экономики, в осуществлении взаимосвязанных функций управления предприятием.

 

Проведение снабженческо-сбытовой политики опирается, прежде всего, на определение ее целей на данном предприятии, адекватных показателей эффективности и выбранной стратегии деятельности предприятия. Для достижения этих целей вырабатываются и применяются специфические средства прогнозирования, планирования, координации, регулирования, контроля, учета и анализа работы по снабжению и сбыту.

 

Предприятие обеспечивает проведение снабженческо-сбытовой политики во взаимосвязи с совершенствованием экономического механизма предпринимательской деятельности, работы по подготовке и заключению договоров (контрактов), информационных связей и технического оснащения структурных подразделений, осуществляющих функции управления предприятием, рационализацией своей организационной структуры.

 

При осуществлении своей снабженческо-сбытовой политики предприятию целесообразно взаимодействовать с соответствующими подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, использовать услуги консалтинговых структур, маркетинговых фирм и научных организаций.

 

Приобретение (снабжение) является вопросом выбора (по цене, качеству, условиям оплаты и доставки, по другим факторам) нужного товара, предлагаемого, во многих случаях, достаточно широким кругом продавцов.

 

Продажа (сбыт) производимой предприятием продукции происходит в условиях жесткой конкуренции продавцов, и для достижения успеха от предприятия требуется преодоление многих проблем, связанных со сбытом своей продукции, решение которых зависит от выбора секторов и сегментов рынка, ассортимента производимой продукции, выбора регионов продаж, а также эффективности организации и технологии производства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: