Любимой – жене Тамаре

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Г. П. Шлыков

МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

 

Учебное пособие

 

ПЕНЗА 2003

 

Министерство образования Российской Федерации

 

Пензенский государственный университет

 

 

 




Г. П. Шлыков

Метрологическое обеспечение
и контроль качества
Решение задач

Рекомендовано Учебно-методическим советом по направлению
653800 – Стандартизация, сертификация и метрология
в качестве учебного пособия

 

Наградной

логотип

вуза

Издательство Пензенского государственного университета Пенза 2003

УДК 389. 004: 658. 562

ББК 65.050

Ш68

 

Р е ц е н з е н т ы:

Кафедра "Метрология, сертификация и диагностика"
Московской государственной академии приборостроения и информатики

Член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор
В. А. Барвинок

Доктор технических наук, профессор
А. Н. Чекмарев
(Самарский государственный аэрокосмический университет)

 










Шлыков Г. П.

Ш68   Метрологическое обеспечение и контроль качества. Решение задач:

 Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. – 112 с.: 26 ил.,

 5 табл., библиогр. 11 назв.

 

ISBN  5-94170-055-5

 

В настоящем пособии приведены примеры задач с решениями по ряду общепрофессиональных и специальных дисциплин, из которых могут формироваться задания при проверке знаний студентов старших курсов, обучающихся по образовательной программе подготовки специалистов по направлению 653800 – Стандартизация, сертификация и метрология.

Пособие подготовлено на кафедре "Метрология и системы качества" и предназначено для преподавателей кафедр, ведущих обучение по указанному направлению, при подготовке к практическим и другим занятиям, а также при проведении промежуточной аттестации студентов; может быть полезно студентам старших курсов, а также инженерам-метрологам и инженерам по качеству промышленных предприятий.

 

УДК 389. 004: 658. 562

ББК 65.050

 

ISBN 5-94170-055-5                        Ó Издательство Пензенского государственного
                             университета, 2003

Ó Шлыков Г. П., 2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................................... 5
1 Измерения физических величин............................ 7
Задача 1.1 Выбор прибора для измерения температуры................. 7
Задача 1.2 Оценивание точности результата измерения с учетом погрешности от несогласования.......................................... 8
Задача 1.3 Определение требований к амперметру для заданных условий измерения тока................................................... 11
Задача 1.4 Оценивание погрешности измерения в рабочих условиях...... 14
Задача 1.5 Выбор вольтметра для измерения с наибольшей точностью.... 15
Задача 1.6 Оценивание погрешности измерения массы жидкости, смешанной из двух компонент............................................ 16
2 Метрология и теория точности............................. 18
Задача 2.1 Вывод функции преобразования неуравновешенного моста с тензорезистором................................................ 18
Задача 2.2 Построение структурной функциональной модели измерительной установки с ручным дискретным уравновешиванием............... 21
Задача 2.3 Построение метрологической модели и расчет требований к точности звеньев канала измерения температуры..................... 25
Задача 2.4 Вычисление погрешностей разветвленной цепи линейных звеньев.......................................................... 30
Задача 2.5 Построение метрологической модели и расчет погрешностей цифрового измерителя давления.................................... 33
Задача 2.6 Определение коэффициентов влияния параметров компонентов на погрешность воспроизведения напряжения параметрическим стабилизатором.................................................. 37
Задача 2.7 Вывод формулы погрешности от несогласования реостатного датчика с усилителем............................................. 39
Задача 2.8 Графическое построение плотности вероятности погрешности результата цифрового измерения................................... 42
3 Метрологическое обеспечение средств измерений............. 46
Задача 3.1 Определение уровней бракования (контрольных пределов допускаемой погрешности) при поверке вольтметров.................... 46
Задача 3.2 Установление контрольных пределов допускаемой погрешности при поверке прибора высокого класса............................... 48
Задача 3.3 Принятие решения о метрологической годности вольтметра при его поверке...................................................... 50
Задача 3.4 Оценивание вероятностей годности при поверке омметра...... 54
  Задача 3.5 Определение аддитивной, мультипликативной и нелинейной погрешностей прибора по результатам испытаний.....................   56
4 Методы и приборы контроля качества....................... 59
Задача 4.1 Оценивание доли конденсаторов, попадавших в различные группы при разбраковке............................................ 59
Задача 4.2 Определение вероятностей выполнения требований посадки в соединении вал – отверстие....................................... 62
Задача 4.3 Оценивание доли годных изделий при нормальном распределении погрешности технологического процесса......................... 65
Задача 4.4 Определение вероятности выхода годных тонкопленочных резистивных делителей при контроле................................ 66
Задача 4.5 Определение рисков первого и второго рода при разбраковке стабилитронов................................................... 68
5 Статистические методы управления качеством............... 73
Задача 5.1 Оценивание доли несоответствующей продукции по индексам технологического процесса......................................... 73
Задача 5.2 Расчет границ контрольной карты средних арифметических... 75
Задача 5.3 Определение параметров np -карты альтернативного контроля.. 78
Наиболее употребительные обозначения...................... 80
Список литературы......................................... 81
Приложение А Классы точности средств измерений.............. 82
Приложение Б Оценивание предельных погрешностей функций.... 83
Приложение В Значения функции нормального распределения..... 84
Приложение Г Тесты и задачи по учебным дисциплинам.......... 86
Приложение Д Билеты междисциплинарного экзамена............ 100

 




Светлой памяти моей

любимой – жене Тамаре

Посвящается

Предисловие

Научить студентов решать задачи, аналогичные тем, которые могут встретиться при их будущей профессиональной деятельности, –важнейшая составляющая программы инженерной подготовки. Обучение решению задач, как правило, проводится в рамках практических занятий, которые по учебному плану предусмотрены по многим общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Проверка умения решать задачи осуществляется неоднократно в процессе обучения как при изучении последующих дисциплин учебного плана, выполнения курсовых проектов и работ, так и при промежуточной аттестации студентов старших курсов, а также на междисциплинарном экзамене и во время инспекционных и других проверок.

Предлагаемый читателю сборник задач с решениями охватывает наиболее характерные и значимые темы по метрологическому обеспечению и контролю качества, являющиеся важнейшими частями образовательной программы подготовки инженеров по специальностям 072000 – "Стандартизация и сертификация" и 190800 – "Метрология и метрологическое обеспечение".

При подготовке сборника автор ставил задачу помочь преподавателям эффективно провести занятия, а студентам – глубоко разобраться в методологии решения задач как на стадии изучения соответствующих дисциплин, так и при подготовке к аттестации и различного рода проверкам.

Автор уверен, что, освоив методики решений всего комплекса предложенных задач, студент будет в значительной степени готов к профессиональной деятельности.

От традиционного построения сборников задач, когда решению задач предшествует изложение основ теории, автор отошел. Это связано с тем, что сборник охватывает большое количество тем, каждая из которых может требовать своего теоретического материала. Поэтому по многим задачам теоретические пояснения даются в процессе решения задач.

Сложность предлагаемых задач в основном выше среднего уровня. Это сделано специально, чтобы ориентировать студентов на всевозрастающие требования, вытекающие из динамики развития науки и производства.

Большинство задач были апробированы на практических занятиях со студентами кафедры "Метрология и системы качества". В процессе апробации уточнялись условия, выделялись сложные для студентов моменты, оптимизировались пути решения.

Я признателен студентам, которые, активно участвуя в решении задач на практических занятиях, ставили интересные вопросы, что побудило меня откорректировать некоторые подходы к решению задач и несколько сместить акценты.

Автор благодарит своих коллег по кафедре доц. К. В. Сафронову, доц. В. С. Шиндова, доц. К. В. Горшунова, ст. преп. Б. П. Сибринина, предложивших ряд задач и высказавших ряд ценных предложений, которые были учтены.

Я искренне признателен чл.-кор. РАН профессору В. А. Барвинку, профессору А. Н. Чекмареву (СГАУ), профессору М. И. Киселеву (МГТУ им. Н. Э. Баумана) и профессору В. Г. Фирстову (МГАПИ) за внимательный просмотр рукописи, сделанные ценные замечания и высокую оценку.

Благодарность приношу инженеру Е. В. Цапулиной за осуществление компьютерного набора.

 

                                                                          Г. П. Шлыков

 

 

      

 

1 Измерения физических величин

Нижеследующие задачи, подобия которых часто встречаются в производственной практике измерений, предлагаются студентам с целью проверки знаний нормирования метрологических характеристик средств измерений, правил суммирования предельных значений погрешностей, умения подобрать средство измерений для конкретного эксперимента, произвести расчет погрешности результата измерения.

Задача 1.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: