Тема 3. Методы обучения в медицинской педагогике до 3.04

Дисциплина «Педагогика»

(Ординатура)

Тематический план

Тема 1. «Педагогика. Медицинская педагогика. Дидактика» - до 31.04

Педагогика как наука и сфера практической деятельности. Медицинская педагогика: специфика, история зарождения. Современное состояние медицинского образования в России и за рубежом. Дидактика (Я.А. Коменский). Дидактические принципы. Компетентностный подход. Виды и направления педагогической деятельности врач.

Вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям (кратко напишите ответы на вопросы):

1. Что такое педагогика, в чем сущность медицинской педагогики?

2. Зачем медику изучать педагогику? Обоснуйте свой ответ.

3. История развития педагогики. Перечислите и охарактеризуйте каждый этап.

4. Какие дидактические принципы Вы знаете? Напишите, какие из дидактических принципов реализуются в образовании в настоящее время.

5. В чем идея компетентностного подхода в современной медицинской школе. Какими психолого-педагогическими компетенциями должен владеть  врач?

6. Подготовьте сообщение на 1 стр. о педагогических идеях в трудах выдающихся врачей. Выбрать одного медика-педагога и сделать сообщение о его вкладе в педагогику или психологию ( Франсуа Рабле, Джон Локк, Дейвид Гартли, Жан Мари Гаспар Итар, Николай Иванович Пирогов, Эдуард Сёгaн, Фрэнсис Гальтон, Александр Самойлович Виренеус, Петр Францевич Лесгафт, Иван Алексеевич Сикорский, Зигмунд Фрейд, Владимир Михайлович Бехтерев, Николай Петрович Гундобин, Марии Монтессори, Овид Декроли. Эдуар Клапаред, Александр Романович Лурия. Бенджамин Спок, Януш Корчак и др. )

Тема 2. Методы воспитания в медицинской педагогике до 1.04

Предмет и содержание основ самосохранения здоровья. Принципы воспитания самосохранения здоровья. Критерии эффективности воспитательного процесса в профессиональной деятельности врача. Методы воспитания основ самосохранения здоровья. Проблемы мотивации самосохранительного поведения.

 

Вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям (кратко напишите ответы на вопросы):

1. Опишите цель, предмет и результаты воспитания у пациентов самосохранительного поведения.

2. Что необходимо учитывать, выбирая методы воспитания?

3. Какие методы воспитания основ самосохра­нительной деятельности Вы можете назвать?

4. Существуют ли универсальные методы воспитания у пациен­тов самосохранительного поведения? Обоснуйте ответ.

5. Напишите, как можно мотивировать пациентов к самосохранительной деятельности?

Задание 1. Решите ситуационные задачи (2 на выбор).

1. Вы – врач общей практики. Вам необходимо разъяснить не­обходимость вакцинации против гриппа: 1) пациенту в возрасте 45 лет, мужчина, 2) родителям подростков на собрании в школе, 3) в передаче на местном телевидении. Какие методы Вы выберите?

2. Вы – врач общей практики. Вам необходимо разъяснить не­обходимость двигательной активности пациенту в возрасте 20 лет, мужчина, диагноз – сахарный диабет, ожирение 2-й степени. Какие методы воспитания в беседе с пациентом Вы используете?

3. Вы – врач терапевтического отделения стационара. Вам не­обходимо дать рекомендации по ведению здорового образа жизни пациенту при выписке (мужчина, 35 лет, курит с 14 лет, ведет мало­подвижный образ жизни, гипертоническая болезнь). Какие методы стимулирования пациента на ЗОЖ Вы используете?

4. Вас (врача общей практики) пригласили на региональное радио на передачу, где врачи, психологи, журналисты будут обсуж­дать способы мотивации горожан к здоровому образу жизни. Вопро­сы: Что Вы будете говорить? Какие аргументы приведете, чтобы слушатели действительно захотели пересмотреть свои взгляды на свой образ жизни?

5. Вы – врач общей практики. Заведующий терапевтическим отделением попросил Вас организовать просветительскую кампа­нию в поликлинике в связи с наступлением периода вакцинации на­селения против гриппа. Какие методы формирования у населения положительного отношения к вакцинации Вы выберите, организуя данную кампанию? Почему?

Задание 2. Напишите, какие методы воспитания Вы применяете в своей практике?

Тема 3. Методы обучения в медицинской педагогике до 3.04

       Образовательные цели в медицинской педагогике. Школы здоровья и Медицинские центры профилактики. Формы и методы обучения. Возможности и ограничения методов обучения. Teach-back метод в индивидуальной работе пациентов. Педагогические подходы к разработке наглядных материалов по профилактике заболеваний (буклеты, агитационные листы, стендовые материалы и др.). Санитарно-просветительная работа. Основные направления образовательно-просветительской работы. Профилактика и ее виды. Пропаганда ЗОЖ

Вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям (кратко напишите ответы на вопросы):

1. Охарактеризуйте особенности обучения пациентов в Школах здо­ровья и Медицинских центрах профилактики.

2. Какие формы и методы обучения пациентов существуют?

3. Отчего будет зависеть выбор форм, методов и средств обучения пациентов?

4. Каково предназначение метода Teach-back? Стоит ли врачу ис­пользовать этот метод в работе с пациентами? В каких случаях?

5. Напишите 2-3 современных интерактивных метода обучения взрослых (раскройте их содержание).

Задание 1. Составьте перечень типичных ситуаций, когда врачу следует использовать Teach-back метод (на примере своей врачебной специальности).

Задание 2. Назовите методы обучения, которые Вы используете в своей практике или планируете использовать.

Задание 3. Разработайте проект учебно-просветительского занятия с населением (пациентами), посвященное обучению самосохранительному поведению, учитывая профиль Вашей врачебной специальности. Проект представить в виде лекции-презентации на 10 слайдов. Темы занятий могут касаться общей профилактики: «Физическая активность – залог здоровья», «Профилактика гиподинамии», «Профилактика авитаминоза», «Здоровое питание» и др. или отражать специфику Вашей врачебной специальности. Например, профилактика респираторно-вирусных заболеваний, информация родителям, ведущий может озаглавить свое сообщение так: «Как уберечь наших детей от...». Рекомендации: не использовать медицинскую терминологию, либо пояснять ее; на слайдах должны быть рисунки, таблицы, схемы; минимум текста. На последнем слайде укажите метод обратной связи (как Вы будете проверять, насколько усвоена информация?) – опрос, тест, дискуссия и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: