Тема 2. Характер международных отношений и дипломатия Древнего Востока

Когда и каким образом появились первые государства исторической науке доподлинно не известно. Судя по скудным археологическим и этнографическим данным, именно в регионе современного Ближнего Востока на рубеже V-III тысячелетия до н.э. начинается процесс формирования первых известных государств. Реки, а также климат и наличие плодородных земель способствовали тому, что именно в бассейнах Тигра и Евфрата в Месопотамии, Нила в Египте, Инда и Ганга в Индии, Янцзы и Хуанхэ в Китае образовались первые древневосточные цивилизации.

Древним Востоком принято считать огромную территорию от Северо-Западной Африки до Тихого океана, от Сахары до Индийского океана и до Великой степи. В этой обширной географической зоне в основном субтропического климата с очень жарким, сухим летом и мягкой зимой, где бассейны рек с плодородными аллювиальными долинами перемежались с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами, в эпоху «неолитической революции» были созданы предпосылки для становления первых цивилизаций.

В ходе «неолитической революции» окончательно оформилась властная структура (вожди, жрецы), впоследствии ставшая основой института государства. Появление публичной власти в лице царя, придворных, военачальников, судей и др. включало механизм внутреннего регулирования социальных отношений и конфликтов, а также внешней защиты, опираясь на нормы права[11].

Отметим также то, что законодательство в целом демонстрировало высокий уровень понимания места человека в государстве, степень и формы его отношений с государством, государственными институтами и членами общества. Оседлый образ жизни привел к увеличению средних размеров общины, к образованию территориальной общины, которая, теряя родовой характер, стала организацией соседей, живущих на определенной территории. В тоге рост общины, которая включала отдельные домохозяйства, большие семьи и семейные общины, привел сначала к появлению больших поселений, а затем и городов. Первые в истории человечества города стали возникать в Южной Месопотамии уже в V тысячелетии до н.э. Появление городов как административно-хозяйственных, военных и культурно-религиозных центров, как мест концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов какого-либо региона Древнего Востока стало одним из важнейших признаков цивилизационного развития.

Становление и развитие Древнего Востока имеет ряд характерных особенностей. Создание производящей экономики и появление частной собственности усложняли социальную структуру, разделяя родовое общество на прослойки, различавшиеся богатством, знатностью и влиянием на сородичей. В результате стали складываться отношения эксплуатации как отчуждения рабочего времени и продуктов труда одними членами общества у других. У некоторой части общества появилась возможность жить за счет эксплуатации. В странах Древнего Востока шло постепенное формирование трех основных классов: рабов (рабы-чужеземцы, рабы-должники) и работников рабского типа, ведущих свое хозяйство, мелких производителей (свободные и зависимые земледельцы, ремесленники) и господствующего класса (земледельческая и служилая знать, жречество, богатая верхушка селян и горожан). Эти классы состояли из различных слоев, отношение к которым определялась юридическим и бытовым положением человека, его имущественной состоятельностью и сословной принадлежностью. Сословность определялась по правовому и престижному положению. По степени свободы и формальной независимости от других выделялись полноправные и неполноправные граждане, а также рабы.

Важная особенность истории Древнего Востока – наличие общины, которая сохраняла коллективистские формы жизни, несмотря на имущественную и социальную дифференциацию, на интенсивное развитие отношений частной эксплуатации[12]. В ряде стран с общиной сочеталась восточная деспотия – режим абсолютной, неограниченной власти царя. Восточная деспотия либо разрушала общину, либо подчиняла общинные структуры, превращая их в низшие органы администрации, либо ограничивалась верховным контролем над общиной. Наряду с деспотией, политический строй Древнего Востока был представлен номовой монархией, ограниченной коллективными общинными институтами, так как экономика государств Древнего Востока строилась на системе ирригационного земледелия, требовавшего огромного количества людей, занятых на общественных работах. К работам подобного рода привлекалось все свободное население, а также рабы. Именно общественные работы являются важным элементом государственности, определявшим представление о целях и задачах внешней политики правителей различных стран и народов Древнего Востока.

Древняя Месопотамия. Примерно с середины IV тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов государств[13]. Ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе с жрецами. Протогосударства древнего Двуречья развивались быстро и энергично. Росло количество населения, совершенствовались трудовые навыки, обогащалась культура труда, следствием чего было увеличение количества освоенных и обеспеченных ирригационными устройствами полей. Видимо, уже со второй трети III тысячелетия до н. э. в большинстве протогосударств (Урук, Киш, Ур, Лагаш и др.) население исчислялось десятками тысяч, а количество общинных деревень – многими десятками. Постепенно на политическую авансцену выдвигается Элам с центром в г. Сузы.

Управляла этими городами жреческая администрация во главе с энси. Вначале выборная, должность энси со временем все очевиднее приобретала тенденцию превратиться в наследственную, что и стало нормой после объединения городов-государств Южной Месопотамии Саргоном Аккадским в XXIV в. до н. э.

На рубеже XXII–XXI вв. до н.э. власть в регионе сосредоточилась в руках нового «царства Шумера и Аккада» представителей III династии Ура. Правители третьей династии Ура, официально именовали себя богами, причем их реальный статус действительно был близок к положению обожествленного монарха. Власть правителя была в высокой степени централизована; региональные подразделения, бывшие протогосударства (города государства), управлялись назначаемыми из центра наместниками, которые по традиции именовались энси. Постепенный кризис государственного хозяйства и укрепление частного сектора в Двуречье вызвали постепенное ослабление централизованной власти, усугублению которого способствовали нашествие воинственных пастухов амореев, а затем также и эламитов. Третья династия Ура на этом прекратила свое существование в конце XXI ст. до н.э.

Вызванный серьезными экономическими процессами, прежде всего приватизацией, социальный кризис сопровождался заметным ослаблением политической власти и децентрализацией, под знаком которой прошли два века. Это было время ожесточенной борьбы соперничавших друг с другом государств и династий различного происхождения – аморейских, эламитских и собственно месопотамских, среди которых на рубеже XIX–XVIII вв. до н. э. стала выделяться Вавилония. Новый центр Двуречья Вавилон, со временем превратившийся в величайший город мира, стал возвышаться с начала правления шестого представителя вавилонской династии, Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию.

Первой формой межгосударственных связей в Древней Месопотамии, как впрочем, и в других регионах Востока, был международный обмен. В этом смысле положение Месопотамии было особенно трудным. Располагая важнейшими условиями для высокопродуктивного сельского хозяйства: благоприятным климатом, исключительно плодородной землей и обилием воды для орошения, она не обладала практически никакими полезными ископаемыми, за исключением асфальта. Не только металлы, но даже камень для строительства и для изготовления скульптур и печатей, а равно и строительный лес и даже дерево для изготовления луков в Месопотамию привозили. Их необходимо было либо получать путем обмена (с помощью дальних торговых экспедиций или через многих посредников), либо добывать силой. Впрочем, эти два способа могли и сочетаться: сила помогала устанавливать и поддерживать контроль над торговыми путями. Так или иначе, соперничество в торговле и по поводу торговли было одним из важнейших факторов межгосударственных отношений. Другим таким фактором внутри самой Месопотамии было соперничество из-за пригодных для обработки земель: земли в древнейшей Месопотамии было много, но не вся она годилась для обработки из-за засоленности или заболоченности либо из-за чрезмерной трудоемкости орошения.

Если обратиться к политическим, военным и дипломатическим событиям в рассматриваемый период в самой Месопотамии, то здесь сложно переплетались три основные линии:

а) борьба за гегемонию и, в конечном счете, за создание крупного централизованного государства;

б) территориальные конфликты;

в) войны с целью грабежа[14].

К концу III тыс. до н.э. все явственнее просматривается тенденция к образованию большого территориального государства, которое охватывало бы всю Месопотамию или ее значительную часть. К сожалению, дошедшие до нас надписи освещают главным образом военную сторону этого процесса, о других же событиях упоминают лишь случайно.

До наших дней дошли отрывочные эпические тексты, повествующие о конфликтах между городами древней Месопотамии. При подробном исследовании данных источников выясняется, что в те далекие времена существовали элементы современной международно-правовой практики: территориальный конфликт, третейский суд, признание суверенитета над спорной территорией за одним из участников конфликта с одновременной передачей этой территории другому участнику конфликта в аренду.

С начала II тыс. до н.э. возникли первые контакты (и еще позднее – первые конфликты) между Месопотамией и Египтом, затем появившейся Ассирией, налицо была совершенно иная международная ситуация в Передней Азии, характеризуемая противостоянием между городами-государствами и «великой» державой, представлявшей для них прямую и непосредственную угрозу.

Имеются также в текстах сведения о династических браках, и многочисленных союзах. Союзы (равноправные и неравноправные, но одинаково недолговечные) заключались в большом количестве. Если союз был неравноправным, царь-гегемон такого союза посылал в зависимые царства своих «советников» для постоянного надзора. В своих письмах к главе такого союза зависимые цари именуют его «отцом» или «господином». Их обязанности, видимо, четко определялись договором и состояли, прежде всего, в оказании военной помощи. Заключение союза скреплялось клятвой перед богами (своими собственными и богами союзника), а также принесением в жертву осленка. Торжественность обрядов не гарантировала, однако, прочности союзов, и вчерашние союзники завтра превращались во врагов. Для достижения политических целей в ход пускали военную силу, хитрость, подкуп, инспирирование мятежей. Как показали дальнейшие события, наиболее удачливой в применении всех этих средств была вавилонская династия, особенно царь Хаммурапи.

Важной составной частью дипломатических взаимоотношений был обмен подарками. И вавилонские, и ассирийские, и митаннийские цари в своих письмах буквально выпрашивают у египетского фараона золото, которого, по их утверждениям, в его стране «словно пыли». Сами они, впрочем, тоже шлют фараону подарки – коней, колесницы, оружие, изделия из драгоценного камня.

К середине II тысячелетия до н. э. политическая ситуация на Ближнем Востоке выглядела следующим образом. Существовало несколько «великих» держав, считавшихся более или менее равноправными: Египет, Вавилония, Митанни в Северной Месопотамии и Хеттская держава в Малой Азии[15]. Множество мелких или мельчайших царств, или княжеств, Сирии, Палестины, Финикии, Северной Месопотамии и Малой Азии оказались в зависимости от вышеперечисленных «великих» держав. Степень этой зависимости была различной: от полного и униженного повиновения (княжества, подчиненные Египту) до союзнических, хотя и неравноправных, отношений (княжества, подчиненные Хеттскому царству). В числе этих мелких государств находилась и Ассирия – тогда еще город-государство Ашшур, непрерывно расширявший свою территорию и вошедший, в конце концов, в число «великих» держав.

Древний Египет. История древнего Египта традиционно делится на ряд больших периодов, которые называются царствами.

– Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н. э.)

– Среднее царство (XXI–XVIII вв. до н. э.)

– Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.)

Позднее царство (XI – IV вв. до н.э.)

Сведения о роли дипломатии в политической жизни древнего Египта сохранились в основном от периода XVIII ст. до н.э. и последующей эпохи Нового царства. На рубеже XVIII–XVII вв. до н. э. на территорию Египта вторглись азиатские племена гиксосов. Осевшие в районе Дельты гиксосы правили Египтом около полутора веков. Период их правления не был отмечен ни политическими, ни экономическими успехами. В политическом отношении Египет в это время представлял собой ряд небольших владений местных египетских правителей, признававших свою зависимость от гиксосских фараонов, которым они должны были платить дань. Однако, в этот период установились тесные экономические и культурные связи Египта со странами Азии. В период освобождения Египта от завоевателей в конце XVII ст. до н.э. большую роль в этом процессе играла дипломатическая переписка фараонов Верхнего Египта, который не был под властью завоевателей. Документы подтверждают отправку посланцев в соседние страны, заключение союзов и соглашений, а также династические браки между правителями различных территорий египетской державы.

Фараон Яхмос I изгнал захватчиков из Египта, преследовал их в Палестине, где после трехлетней осады взял их опорный пункт – город Шарухен и, продолжая победоносный военный поход, овладел всей Палестиной. Длительная освободительная борьба завершилась полной победой фиванских фараонов. Началась новая страница в истории древнего Египта – эпоха Нового царства.

Преемники Яхмоса, особенно Тутмос I и Тутмос II, а затем вдова последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней политике и завоеваниям Египта как на севере, так и на юге. Дипломатию древнего Египта первой половины эпохи Нового царства прекрасно характеризуют письма из Телль эль-Амарнского архива – уникального собрания исторических текстов XIV в. до н. э., содержащего документы дипломатической корреспонденции.

В тот исторический период, который отражен в письмах Телль эль-Амарнского архива, Египет был одной из наиболее могущественных держав Ближнего Востока. Равными ему государствами сначала были только Митанни, расположенное в верховьях Евфрата и Вавилон. Несколько позже возросло значение Ассирии, которая, освобождаясь от подчинения Митанни и Вавилону, стала претендовать на равную с ними роль в международной политике.  Значительно усилилось царство хеттов в Малой Азии, превратившееся в грозного соперника Египта.

Большую часть материала Телль эль-Амарнского архива составляют письма сирийских и палестинских князей к фараону, от которого они зависели[16]. Сирийские и палестинские княжества играли роль буферных государств между двумя крупнейшими державами древневосточного мира – государством хеттов, с одной стороны, и Египтом – с другой. Фараону было выгодно поддерживать постоянную вражду между князьями и таким образом укреплять свое влияние в Сирии. Главное содержание писем сирийских и палестинских князей составляют: обмен взаимными приветствиями и любезностями, переговоры о заключении браков и просьбы к фараону о присылке военной помощи, золота и подарков[17].

В XIII в. до н. э. к власти в Египте пришла девятнадцатая династия, среди представителей которой резко выделялся Рамсес II. Это было время наивысшего взлета внешнеполитического могущества империи.

Одним из древнейших известных исторической науке договоров о вечном мире, братстве, сотрудничестве в деле отражения внешней агрессии и улаживания внутренних политических конфликтов является договор, заключенный в самом начале XIII в. до н. э. эры Рамсесом II с царем хеттов Хаттусили III (1278 г. до н.э.).

Договор этот был согласован и утвержден после длительной, продолжающейся 17 лет, кровопролитной, но безрезультатной войны, в которой каждая из противоборствовавших сторон пыталась расширить сферу своего влияния в Сирии. Рамсес II стремился восстановить былую власть Египта над всей Сирией, хеттский царь старался укрепить господствующее положение хеттов в этой части Азии. Об этой многолетней войне сообщают многочисленные надписи и рельефы, начертанные по приказу Рамсеса II на стенах египетских храмов, воспевающие необычную силу и храбрость египетского фараона. Более всего прославлена знаменитая битва под стенами сирийского города Кадеша, в которой Рамсесу II, проявившему чудеса героизма, удалось спасти свое войско от угрожавшего ему полного разгрома.

Между хеттами и Египтом заключался дружественный оборонительный и наступательный союз. Особой статьей предусматривалась обоюдная выдача политических перебежчиков знатного и незнатного происхождения. Вместе с перебежчиками возвращаются в целости также и все их имущество и люди. Обмен дипломатическими письмами и посольствами продолжался и после заключения договора. Обменивались письмами не только цари, но и царицы. Египетская и хеттская царицы выражали друг другу радость по поводу «прекрасного мира» и «прекрасного братства», установившегося между двумя могущественными деспотиями.

После смерти египетской царицы политический союз между хеттами и Египтом был скреплен династическим браком – женитьбой Рамсеса на красавице дочери царя Хаттусили. Новая супруга великого царя Египта была торжественно встречена на границе обоих царств. На устроенном в честь ее прибытия пиршестве было предложено угощение и египетским и хеттским воинам.

Для истории международных отношений договор Рамсеса с Хаттусили имеет первостепенное значение.

Во-первых, это древнейший из известных нам памятников международного права.

Во-вторых, по своей форме он послужил образцом всех последующих договоров, как для царств Древнего Востока, так и для Греции и Рима. Форма международного договора в основном оставалась неизменной на протяжении всей истории древнего мира. Греция и Рим в этом отношении копировали древневосточную договорную практику. Отдельные статьи договора содержат обязательства ненападения и взаимной помощи. Достойно внимания, что эта помощь предусматривается даже в виде обусловленной сторонами обоюдной интервенции для подавления внутренних восстаний.

При преемниках Рамсеса могущество Египта стало заметно ослабевать. Воинственные племена ливийцев и «народов моря» (племена восточно–средиземноморского побережья) постепенно вытеснили египтян из их внешних владений и, более того, начали селиться на египетских землях близ Дельты. Скопление ливийцев на севере страны и использование многих из них в качестве солдат наемников привело на рубеже II–I тысячелетий до н. э. к выдвижению на авансцену политической жизни страны ливийских военачальников, активно вмешивавшихся во внутреннюю борьбу фараонов с усилившейся местной знатью. Это вмешательство завершилось тем, что один из военачальников, в середине Х в. до н. э. захватил власть и положил начало первой из серии правивших Египтом чужеземных династий.

  Ассирия и Персия. В начале I тысячелетия до н. э. в государствах Ближнего Востока происходит мощный экономический подъем благодаря использованию железа, интенсивному развитию сухопутной и морской торговли, складыванию системы международного обмена, заселению удобных для жизни людей территорий.

Между государствами устанавливаются постоянные, прежде всего торговые связи, а также политические, дипломатические и культурные взаимоотношения. Но наряду с этим в жизни государств Ближнего Востока в I тысячелетии до н. э. большую роль начинают играть факторы, вследствие которых данный регион в этот период становится ареной почти непрекращающихся войн.

В силу неравномерности социально-экономического и политического развития древневосточных государств основательно меняются соотношение сил и политическая карта Ближнего Востока.

От одних некогда сильных государств (Хеттское царство, Митанни) остаются лишь «осколки», постепенно поглощаемые другими более могущественными образованиями. Вторые (Египет, Вавилон) хотя и уцелели, но переживают внутри- и внешнеполитический упадок, вследствие чего уступают свою некогда ведущую роль в мировой политике другим, процветающим в данный момент государствам, среди которых выделяется Ассирия.

Третьи (государства переднеазиатского Средиземноморья) после короткого периода независимого существования, вызванного как их внутренним расцветом, так и ослаблением всегда посягавших на них крупных государств, снова становятся объектом еще более ожесточенной экспансии со стороны последних. Кроме того, на политической арене Ближнего Востока начинают играть все более значительную роль новые, молодые государства – Урарту, Куш, Фригия, Лидия, Мидия, Персия. К               I тысячелетию до н. э. в судьбах государств Ближнего Востока важную роль начинает играть племенной мир, дотоле достаточно спокойно обитавший на окраинах региона. Условия кочевого быта, истощение старых и поиски новых пастбищ, вызывают этнические передвижения, повышенную воинственность этих племен.

Если в III тысячелетии до н. э. шло соперничество за преобладание в пределах ограниченного региона (например, борьба между шумерскими городами-государствами, между Шумерским и Аккадским царствами), а во II тысячелетии до н. э. происходила борьба Вавилона, Египта, Хеттского государства, Ассирии за присоединение к своей исконной территории прилегающих чужих земель и за создание так называемых «территориальных царств», то в I тысячелетии до н. э. имела место уже борьба за «мировую» гегемонию. Первой державой такого рода, добившейся господства на Ближнем Востоке, стала Ассирия.

В районе среднего течения Тигра, в начале II тысячелетия до н. э. формировалась одна из крупнейших держав ближневосточной древности – Ассирия. Здесь издавна проходили важные торговые пути, причем транзитная торговля способствовала развитию города Ашшура, будущей столицы ассирийского государства[18]. Усилившийся в XVI в. до н. э. правитель этого города присоединил к себе ряд соседних территорий, вскоре Ашшур попал под власть Вавилонии, но с ослаблением ее вновь обрел независимость. Войны с Митанни в XVI в. до н. э. снова привели к поражению формировавшегося государства с центром в Ашшуре, так что только с XIV в. до н. э. Ассирия, подчинившая Митанни, стала могущественным государством[19].

С падением Хеттского царства ассирийский правитель             Тиглатпаласар I (1115–1077 гг. до н. э.) в ходе успешных походов раздвинул границы своей державы от Вавилона до Египта. Однако нашествие арамеев из Аравии в начале XI в. до н. э. привело Ассирию после Тиглатпаласара I в состояние упадка, длившегося около полутора веков. И лишь на рубеже Х – IX вв. до н. э. это государство вновь вступило в полосу стабилизации и роста своего могущества – начался так называемый новоассирийский период его истории.

Первые правители этого периода и особенно Салманасар III                    (859–824 гг. до н. э.) укрепили восточные границы страны, потеснив Вавилон, добились ряда успехов на севере в войнах с Урарту, но основной удар направили на запад, в сторону богатых и процветающих районов восточно–средиземноморского побережья. Эти войны были удачными, покоренные государства одно за другим признавали свою зависимость от Ассирии и становились ее вассалами и данниками. Военная добыча, пленники, сокровища текли в расцветавший и украшавшийся все новыми дворцами и крепостными сооружениями Ашшур. После Салманасара III Ассирия вновь вступила в полосу стагнации, вызванной ожесточенной внутренней борьбой, и лишь с воцарением Тиглатпаласара III                          (745–727 гг. до н. э.) ситуация стала резко меняться.

Подчеркнем два момента, характерных для внешней политики Ассирии:

– переплетение всех традиционных направлений внешней политики в единый, взаимосвязанный узел;

– в основном карательный характер военных акций с целью удержания завоеванных территорий в подчинении, а не наступательный, диктуемый стремлением новых приобретений.

Источники по истории международных связей Ассирии довольно разнообразны и неплохо изучены. К ним относятся:

– царские надписи, с описанием военных походов;

– летописи ассирийских царей;

– запросы царей к оракулам, по поводу исхода тех или иных действий;

– царская переписка;

– непосредственные дипломатические документы.

Широко применялись правителями Ассирии во взаимоотношениях с соседними странами следующие формы сотрудничества: государственные договоры, заключение династических браков, заложничество, предоставление убежища, переговоры и посольства, деятельность ассирийской разведки.

Договоры должны были соблюдаться неукоснительно. Заключение договора сопровождалось магическими, ритуальными действиями, клятвами перед богами и имело силу священного союза. Нарушить договор означало преступить святая святых. Это беспощадно каралось. Преступивший договор, как правило, расплачивался потерей независимости своей страны, увеличением дани «больше прежнего», нередко он сам и народ его страны теряли свободу, угонялись в плен, подвергались всякому позору и поношению, а часто и обрекались на мучительную смерть. Что касается династических браков, то подобная практика имела широкое распространение, в зависимости от соотношения сил между государствами. В источниках часто упоминаются случаи отправки дочерей ассирийских царей в другие государства, имеется масса случаев усиления влияния при дворе именно жены, а затем и матери правящего царя.

3аложничество практиковалось в период господства Ассирийской державы как один из элементов гарантии мирных отношении, соблюдения заключенных договоров, подчинения ассирийскому владычеству. Чаще брали в заложники представителей царских родов. Обычно они попадали в руки победителей в ходе военных действий. Наиболее распространенной формой заложничества была присылка зависимыми царями в знак гарантии верности и лояльности своих сыновей ко двору ассирийских царей.

Ассирийские цари охотно принимали и содержали при своем дворе беглецов царского рода из других государств, они, как правило, являлись резервом, из которого ассирийцы набирали послушных кандидатов на троны в зависимые царства.

Ведение переговоров и отправка посольств были обычной нормой межгосударственных отношений. Особенно много межгосударственных переговоров велось во время правления царя Ашшурбанапала                      (669 – 627 гг. до н. э.).

С падением Ассирийской державы, (605-602 гг. до н.э.), ее дипломатический опыт был заимствован Нововавилонской, Мидийской и Персидской державами.

Персия. История ближневосточной древности I тысячелетия до н. э. была ознаменована созданием великих «мировых» держав, империй.    Принципиальным отличием империй от крупных государств более раннего времени было новое качество политической структуры: она не только по прежнему расширялась за счет включения в нее различных племен и народов, противостоящих одна другой и связанных друг с другом хозяйственно культурных зон, земледельцев и кочевников, но и становилась более жесткой с точки зрения внутренней администрации[20]. Если прежде вновь завоеванные территории обычно оставались полуавтономными, а управляли ими их прежние правители, терявшие независимость и вынужденные выплачивать дань, то теперь все чаще новые регионы преобразовывались в управлявшиеся чиновниками центра провинции.

Население империи в немалой степени нивелировалось за счет его массовых перемещений, впервые стало практиковаться ассирийцами[21]. Наследником Ассирии на короткий срок стало Нововавилонское царство, а затем пришла очередь персов.

Располагавшиеся на юге иранского плато, рядом с древним Эламом, персы долгие десятилетия существовали практически автономно от этнически близких им мидян. Консолидация персов в государство происходила медленно и чуть запаздывала по сравнению с соседними государствами. Однако автономия эта способствовала политической независимости формировавшегося государства. Правитель персов Кир I во второй половине VII в. до н. э. признавал авторитет Ассирии, а уже Кир II в 553 г. до н.э. выступил против Мидии и в 550 г. покорил ее, соединив тем самым в своих руках власть над обеими родственными ветвями древних иранцев. Вскоре энергичный Кир присоединил к своему государству Элам и, выступив против Лидии, разбил войска ее царя Креза, славившегося во всем древнем мире своими несметными богатствами. Подчинив почти всю Малую Азию, а затем и значительную часть Средней Азии, Кир выступил против Вавилона и в 538 г. захватил его, после чего персам добровольно подчинились и зависевшие от Вавилона небольшие государства, включая восточно – средиземноморские.

Созданная Киром держава Ахеменидов за короткий срок стала крупнейшей в мире; ее границы простирались от средиземноморского побережья до среднеазиатских оазисов[22]. Непокоренным оставался Египет, так что неудивительно, что именно против него двинул свои силы сын Кира Камбиз II, в армию которого кроме персов были включены воины едва ли не всех покоренных его великим отцом стран и народов, не говоря уже о финикийском флоте. Египетские войска не сумели противостоять натиску этой армии: в 525 г. до н.э. Египет был покорен, а Камбиз провозглашен его фараоном.

Создав огромную империю, немногочисленный этнос персов должен был выработать оптимальную формулу для управления разноплеменным конгломератом высокоразвитых и примитивных народов, различных по своим судьбам и уровню развития стран, объединенных отныне под властью единой администрации. Стоит заметить, что в распоряжении персидских правителей не было развитой религиозной системы, которая могла бы послужить основой для формирования крепкой власти. Такого рода система в форме иранского зороастризма еще только зарождалась и потому не могла быть использована в необходимом для нужд империи объеме. Поэтому центр тяжести был вынужденно перенесен на создание оптимальной административной структуры, типа той, основы которой были заложены еще ассирийцами. Именно эту структуру и вырабатывал в ходе своих реформ Дарий I (522–486 гг. до н.э.).

В области внешней политики персидские цари руководствовались традиционными захватами чужих территорий, и самой яркой страницей истории древнего мира является, без преувеличения, столкновение Персидской державы с греками в период греко-персидских войн (499 г. – 449 г. до н. э.).

Военные успехи Дария I прекратились именно тогда, когда он столкнулся со свободолюбивыми греками. Греко персидские войны, столь красочно описанные античными авторами, продолжались долгие десятилетия и при преемниках Дария.

Несмотря на некоторые успехи нового царя персов Ксеркса в сухопутных сражениях (битва при Фермопилах с героической гибелью спартанского царя Леонида), на море персы неизменно терпели поражения, кульминацией которых был знаменитый Саламинский бой  480 г. до н. э.[23] Великая империя персов так и не смогла воспользоваться своими преимуществами и в конечном счете вынуждена была отказаться от планов порабощения Эллады. Успехи греков привели к тому, что в середине V в. до н. э. персы вынуждены были отступить и очистить не только собственно Грецию, но и греческую Малую Азию (не держать своих войск ближе, чем в трех днях пути от западного побережья Малой Азии). Следствием этой неудачи для великой империи был ряд антиперсидских восстаний в крупных сатрапиях – в Египте, Сирии, Лидии. И хотя восстания были подавлены, они знаменовали постепенное ослабление могущества персов.

В 334 г. до н.э. Александр Македонский выступил против персов во главе армии в 30 тыс. пехоты, 5 тыс. конницы и 160 боевых кораблей[24].            И хотя его соперник Дарий III мог выставить значительно более сильную и многочисленную армию, военный гений Александра сыграл свою роль. Выиграв первые сражения в Малой Азии, Александр подчинил себе затем города Финикии и в 332 г. захватил Египет. Затем, вернувшись в Сирию, он двинулся к берегам Тигра и в решающей схватке при Гавгамелах в         331 г. до н.э. нанес сокрушительное поражение персам. Персидская империя Ахеменидов перестала существовать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: