По результатам дается вывод о соответствии расчетных запасов грузоподъемности, требуемым по стандартам АНИ.
- суммарное среднее число оборотов при бурении на глубину, равную длине свечи:
(1.19.11) |
Общее число свечей на всю глубину скважины:
(1.19.12) |
Суммарное число оборотов при бурении на глубину скважины:
(1.19.13) |
Долговечность основной опоры ротора в часах:
(1.19.14) |
или скважин заданного типа:
(1.19.15) |
Пример расчетов по задаче приведен на рисунке 20.
Рисунок 20 – Пример расчета по задаче № 1.3.19
Задача № 1.3.20 Проверочный расчет на статическую прочность и выносливость элемента гидравлической части бурового насоса
Проверить на статическую прочность и выносливость элемент гидравлической части бурового насоса (рисунок 21). Исходные данные: давление нагнетания , внутренний диаметр расчетного сечения , толщина стенки . Материалы для изготовления деталей выбираются из поковок или литья углеродистых и легированных сталей.
|
|
Варианты задачи приведены в таблице 18 с разбивкой по трем деталям гидравлической части насоса
Таблица 19 – Исходные данные к задаче 1.3.20
Параметр | Клапанная коробка | Нагнетательный коллектор | Гидрокоробка в месте расточки под цил. втулку | |||||||
, МПа | 25 | 32 | 40 | 20 | 25 | 32 | 40 | 25 | 32 | 40 |
, мм | 145 | 145 | 145 | 95 | 100 | 100 | 100 | 210 | 230 | 230 |
мм | 20 | 30 | 35 | 20 | 25 | 30 | 35 | 20 | 25 | 30 |
Указания:
Расчеты выполнить по программе MathCAD.
Предварительно, пользуясь рекомендациями и справочником, выбрать материал детали. Выписать пределы прочности ,текучести и ограниченной выносливости . Оделить и выписать расчетные коэффициенты: – отношение внутреннего радиуса к наружному ; – коэффициент перегрузки;
Рисунок 21 – Гидравлическая часть трехпоршневого насоса:
1, 2 – клапаны; 3 – нагнетательный коллектор; 4 – цилиндровая втулка; 5 – поршень; 6 – всасывающий коллектор.
– коэффициент выносливости; – коэффициент, учитывающий суммарное влияние конструктивных и технологических факторов; – коэффициент чувствительности материала детали к асимметрии цикла.
Определить напряжения в сечении стенок деталей по формуле расчета толстостенных сосудов
(1.20.1) |
где – эквивалентное напряжение, МПа; – вероятное расчетное давление насоса, МПа; при расчете на статическую прочность при расчете на выносливость .
- проверить сечение стенки детали на статическую прочность по формуле:
(1.20.2) |
- проверить деталь на выносливость по формуле:
(1.20.3) |
где – амплитуда напряжений цикла МПа; – среднее напряжение цикла, МПа, определяются по формулам:
(1.20.4) |
|
|
, – максимальное и минимальное напряжения цикла, определяемые как:
(1.20.5) |
При запасах прочности и выносливости, меньших допускаемых значений, студент должен предложить обоснованное решение либо по изменению технологии термообработки детали, либо по замене материала или увеличения сечения. Полученные запасы прочности и выносливости подтвердить, определив вероятность безотказной работы детали по квантили нормированного нормального распределения вероятности безотказной работы детали. Методические указания по вероятностному расчету приведены в указаниях по задаче № 1.2.11.
Задача № 1.3.21 Расчет прочности и долговечности цепной передачи
Выполнить расчеты прочности и долговечности цепной передачи. Исходные данные: тип привода, мощность двигателя , частота вращения его вала , кинематическая схема привода исполнительного механизма (см. рисунок 22, рисунок 23, рисунок 24), число зубьев звездочек и , тип и шаг цепи . 9 вариантов задачи приведены в таблице 20.
Таблица 20 – Исходные данные к задаче 1.3.21
Параметры | Привод и варианты | ||||||||
Электрический переменного тока | Электрический постоянного тока | Электрический переменного тока | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Кинем. схема | Рисунок 22 | Рисунок 23 | Рисунок 24 | ||||||
, квт | 315 | 315 | 315 | 500 | 500 | 500 | 560 | 560 | 560 |
, об/мин | 1000 | 1000 | 1000 | 500 | 500 | 500 | 740 | 740 | 740 |
Тип цепи | 3T-31,75 | 3T-31,75 | 3T-31,75 | 4T-44,45 | 4T-44,45 | 4T-44,45 | 3H-50,8 | 3H-50,8 | 3Y-50,8 |
Шаг цепи , мм | 31,75 | 31,75 | 31,75 | 44,45 | 44,45 | 44,45 | 50,8 | 50,8 | 50,8 |
41 | 33 | 33 | 29 | 22 | 24 | 17 | 19 | 20 | |
42 | 72 | 83 | 42 | 75 | 43 | 63 | 83 | 35 |
Указания:
Расчеты рекомендуется вести в следующем порядке:
1. Определить передаточное отношение цепной передачи .
2. Вычислить межцентровое расстояние передачи и длину цепи в шагах по формулам:
при
(1.21.1) |
при
(1.21.2) |
(1.21.3) |
найти предельную нагрузку на цепь по формуле
(1.21.4) |
где – частота вращения звездочки, вычисляемая по суммарному передаточному отношению кинематической цепи передач, начиная от двигателя, – мощность, передаваемая цепью, определяется по мощности двигателя с учетом КПД передач.
3. Определить запас прочности цепи по формуле:
(1.21.5) |
где – разрушающая нагрузка для рассчитываемой цепи, принимается по ГОСТ 21834-76 [2, с. 389].
4. Определить коэффициент запаса выносливости по формуле:
(1.21.6) |
где – предельная мощность, передаваемая одним рядом многорядной цепи типа Н-38,1, принимается по графику из [2, с. 392] числу зубьев и частоте вращения малой звездочки; , , , , , – соответственно коэффициенты шага, рядности, длины, качества, перегрузки и эквивалентности, определяются по источнику [2, с.391-395].
5. Вычислить средний ресурс в зависимости от запаса выносливости по формуле:
(1.21.7) |
где – нормативный ресурс цепи, 3000 ч.
Рисунок 22 – Кинематическая схема привода буровой лебедки установки БУ1600/100 ЭУ [1]
Рисунок 23 – Кинематическая схема буровой лебедки установки БУ 2500/160 ЭП [1]
Рисунок 24 – Кинематическая схема привода буровой лебедки БУ3200/200ЭУ [2]
Задача № 1.3.22 Расчет сцепных фрикционных муфт. Определение запаса сцепления
Выполнить расчеты по выбору сцепных фрикционных муфт для управления буровой лебедкой по вариантам таблице 21.
Таблица 21 – Исходные данные к задаче 1.3.22
Параметры | Варианты | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Мощность на валу лебедки , кВт | 810 | 300 | 550 | 660 | 1100 | 670 | 1475 |
Частота вращения вала , об/мин | 45 | 58 | 44 | 30 | 40 | 90 | 50 |
Расчетный диаметр барабана , мм | 900 | 656 | 700 | 785 | 775 | 594 | 1000 |
Кратность талевой системы, | 12 | 8 | 8 | 10 | 12 | 10 | 12 |
Максимальная нагрузка на крюке , кН | 3200 | 1000 | 1600 | 2000 | 3200 | 2250 | 4000 |
Давление в баллоне, принять по характеристике компрессора ; давление, необходимое для выбора зазора между накладками и шкивом муфты, принимается ; коэффициент трения .
Указания:
Алгоритм расчета:
|
|
1. Ввод исходных данных по условию задачи в программу расчета по пакету MathCAD.
2. Определить вращающий момент на подъемном валу, введя формулу:
(1.22.1) |
3. Для обеспечения вращающего момента на подъемном валу выбрать по таблице 21 соответствующий типоразмер ШПМ и ввести в программу необходимые для расчета данные:
– максимальный момент сцепления, кНм,
– предельную частоту вращения, об/мин,
– Диаметр баллона, мм,
– ширину баллона, м
– массу муфты без шкива, кг.
При недостаточной величине предельного крутящего момента выбранной муфты следует применить сдвоенную муфту с соответствующей коррекцией данных.
4. Ввести формулы площади поверхности кольцевой полости баллона и окружной скорости вращения муфты (с учетом автоматического преобразования частоты вращения из об/мин в об/с).
(1.22.2) |
5. Определить момент сцепления муфты при заданной минимальной частоте подъемного вала с учетом влияния центробежных сил
(1.22.3) |
6. Определить момент сцепления в тормозном режиме
(1.22.4) |
В случае применения сдвоенной муфты момент, определенный по этой формуле, удваивается.
7. Определить предельную и номинальную частоту вращения
(1.22.5) |
и сравнить с заданной минимальной частотой вращения, должно соблюдаться условие .
8. Определить запас сцепления
(1.22.6) |
где – коэффициент момента.
Задача № 1.3.23 Расчет сцепных фрикционных муфт. Определение запаса крутящего момента муфты.
Для привода бурового насоса НБТ-600 установки БУ-2500/160ДГУ используется сдвоенная муфта 2МШ500. Исходные параметры: мощность насоса ; частота вращения ; радиус центра тяжести колодок и баллона ; масса колодок и части баллона . Определить запас крутящего момента муфты.
Алгоритм расчета:
1. Ввод данных:
, , , , , . Давление в баллоне ; давление, необходимое для выбора зазора между накладками и шкивом муфты ; коэффициент трения .
2. Определить вращающий момент, передаваемый муфтой:
(1.23.1) |
3. Вычислить площадь трения муфты:
(1.23.2) |
4. Окружная скорость центра тяжести колодок и баллона:
|
|
(1.23.3) |
5. Момент трения, передаваемый сдвоенной муфтой приводному валу насоса:
(1.23.4) |
6. Запас крутящего момента:
(1.23.5) |
Задача № 1.3.24 Расчет нагрузок на муфту МШ-700 и коэффициента запаса сцепления
Определить нагрузки, действующие на муфту МШ-700 и коэффициент запаса его сцепления при следующих исходных данных: крутящий момент ; ; , ; ; .
Алгоритм решения:
1. Ввод данных по параметрам с присвоением численных значений.
2. Радиальная нагрузка на барабане шкива:
(1.24.1) |
3. Центробежная сила, отжимающая колодки от шкива:
(1.24.2) |
4. Расчетная нагрузка, действующая на шкив при зажатии его колодками:
(1.24.3) |
5. Сила трения между колодками муфты и барабаном шкива:
(1.24.4) |
6. Момент трения, передаваемый муфтой:
(1.24.5) |
7. Коэффициент запаса сцепления муфты:
(1.24.6) |
К методике расчета по выбору шинно-пневматических муфт (задачи №№ 1.3.22; 1.3.23 и 1.3.24):
Типоразмеры муфт для соединения валов при заданном значении передаваемого момента выбираются на основе определения необходимого запаса сцепления и сравнения его с допускаемым запасом.
Исходные данные: расчетная нагрузка на вал, частота вращения вала, типоразмер муфты из регламентированного ряда по ОСТ26-02-334-85 (выбрать из таблице 22, 23), давление в баллоне, принимаемое по характеристике компрессора; давление, необходимое для выбора зазора между накладками и шкивом муфты, принимается ; коэффициент трения .
Расчетное условие выбора муфты:
(1.24.7) |
где – расчетный запас сцепления; – допускаемый запас сцепления, назначается в зависимости от режима работы, вида привода и инерционных нагрузок; рекомендуемые значения:
– для тихоходных муфт с , – для быстроходных муфт с .
Рисунок 25 – Рабочая характеристика ШПМ [2].
– коэффициент момента, учитывающий влияние частоты вращения на величину момента сцепления муфты;
– коэффициент мощности, учитывающий влияние частоты вращения на величину передаваемой мощности.
, , – соответственно момент сцепления в тормозном режиме, момент вращения от рабочей нагрузки; момент сцепления при частоте вращения ; , , – соответственно мощность, передаваемая муфтой при частоте вращения , максимальная мощность, передаваемая при номинальной частоте вращения, мощность, передаваемая муфтой при рабочей нагрузке.