Модуль №2. Основные теоретические достижения психологии

Тема №4. Психологическая теория деятельности.

Семинар №6

1. Деятельность как научная категория: эволюция понятия, определение, макроструктура.

2. Психологическая характеристика действий. Действия и операции.

3. Внутренний аспект деятельности. Деятельность и личность. Деятельность и сознание.

4. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Субъект деятельности.

Литература: [3, 8, 16, 17, 26, 31, 33]; [1, 27].

 

Семинар №7

1. Уровни построения движений Н.А. Бернштейна – практическое воплощение теории деятельности А.Н. Леонтьева.

2. Двигательный состав действия: принцип сенсорных коррекций, ведущие и вспомогательные уровни построения движений.

3. Психологическая характеристика этапов формирования двигательного навыка.

Литература: [3, 8, 16, 17, 26, 31, 33]; [1, 27].

Вопросы для самоконтроля

1. Что характеризует деятельность как специфическую форму человеческой активности?

2. В чем заключается коренное отличие поведения животных от деятельности человека?

3. Отвечает ли приведенная последовательность компонентов деятельности ее реальной логике: актуализация потребности, осознание цели, формирование программы действий, реальное выполнение действий, корректирование действий, реальное выполнение действий, корректирование действий, результат?

4. Как обеспечивается контроль над процессом выполнения деятельности?

5. В чем заключается суть процесса экстериоризации действия?

6. В чем заключается суть процесса интериоризации действия?

7. Какое значение для деятельности человека имеет потребность?

8. Как связаны мотив и потребность? Какие виды мотивов вы знаете?

9. Как в сознании могут быть представлены неосознанные мотивы? Что такое ведущий мотив?

10. Назовите особенности внутренней деятельности.

11. В чем суть замены принципа рефлекторной дуги, как механизма организации движений, на принцип рефлекторного кольца, предложенного Н.А. Бернштейном?

12. Используя основные положения теории уровней построения движения Н.А. Бернштейна, объясните, что понимается под понятием «уровень» и заполните следующую таблицу №3:

Таблица 3

Уровень организации движения Соответствующий класс движений
уровень А  
уровень В  
уровень С  
уровень Д  
уровень Е  

Замечания, относительно функционирования уровней

1  
2  

13. Что такое навык? Какова последовательность формирования навыка?

14. Что является показателем совершенствования навыка?

15. Что по своей сути означает для человека процесс овладения деятельностью?

 

Тема №5. Происхождение и развитие психики человека и ее формирование в онтогенезе.

Семинар №8

1. Обзор различных подходов и теорий возникновения психики.

2. Сравнить понятие «чувствительность» и «раздражимость». Объективный критерий психического и его экспериментальная проверка (А.Н. Леонтьев).

3. Причины и этапы развития психики в филогенезе.

4. Поведение животных: инстинктивное, научение, интеллектуальное, групповое.

5. Язык и орудийная деятельность животных и человека: сравнительный аспект.

Литература: [3, 8, 17, 18]; [13, 31,34].

Вопросы для самоконтроля

1. Подберите ключевое слово:

Раздражимость, в ответ на внешние влияния, позволяющая организму ориентироваться в окружающей среде, выполняя сигнальную функцию, называется ….

2. Назовите последовательно и раскройте суть каждой стадии развития психики животных.

3. Что лежит в основе всех форм поведения животных? Чем отличаются инстинкты и навыки?

4. Каждый поведенческий акт животных состоит из двух фаз. Назовите их и раскройте суть каждого.

5. Можно ли говорить об интеллектуальном поведении животных? В каких случаях? Приведите примеры.

 

Тема №6. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе.

Семинар №9

1. Человек как биосоциокультурное существо.

2. Гипотеза о происхождении сознания.

3. Развитие Высших психических функций в фило- и онтогенезе.

4. Психологическая характеристика Высших психических функций (с демонстрацией одного из экспериментов).

Литература: [3, 6, 8, 18, 20, 21] [13, 22]

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сходство и различия психики животных и человека?

2. Какова роль труда в возникновении человеческого сознания?

3. Какова роль языка в развитии человеческого сознания?

4. Назовите характерные черты человеческого сознания.

5. Назовите условия развития человеческого сознания.

6. Возможны ли высшие формы психики без знаковых систем?

7. Что такое интериоризация? Расскажите, как в онтогенеческом развитии происходит интериоризация деятельности ребенка. Что такое эгоцентрическая речь?

8. Можно ли закономерности психики, выявленные у животных, переносить на психику человека? Почему?

 

МОДУЛЬ №3. УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО ОРАЖЕНИЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

Тема №7. Психология сознания и неосознаваемых психических процессов.

Семинар №10

1. Гносеологический и онтологический аспект проблемы отражения. Сознание и бытие (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др.).

2. Психологическая характеристика сознания. Измененные состояния сознания.

3. Структура сознательных образов (по А.Н. Леонтьеву, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюку). Целеполагающее сознание (по Ю.М. Швалбу).

4. Самосознание как личностный смысл Я.

Литература [3, 8, 13, 16, 17, 31]; [2, 3, 8, 13, 36].

 

Семинар №11(4 часа)

1. Классификация неосознаваемых психических явлений.

2. Характеристика неосознаваемых механизмов сознательных действий, побудителей сознательных действий, надсознательных процессов.

3. Механизмы психологической защиты.

4. Соотношение и сравнительная характеристика сознания и бессознательного.

Литература: [3, 8, 9, 14]; [14, 17, 27,33, 35].

Вопросы для самоконтроля

1. Кто был первым автором теории сознания? Раскройте суть данной теории.

2. Что такое сознательный образ? Какие 5 функций характеризуют сознание по мнению В.П. Зинченко?

3. А.Н. Леонтьев выделял 3 компонента в общей структуре сознания. Назовите их и дайте им характеристику.

4. Раскройте суть гипотезы Ф.Е. Василюка о структуре чувственной ткани.

5. Заполните таблицу 4 и раскройте суть модели целеполагающего сознания по Ю.М. Швалбу.

Таблица 4

Компоненты целеполагающего сознания

Способности сознания Психические функции Продукты сознания
постигающая    
  мышление  
    образ-метафора

 

6. Раскройте суть понятия самосознание. В чем заключается проблема изучения самосознания?

7. Какие категории самосознания вы знаете? Раскройте их содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: