double arrow

Семинар №24 ( 4 часа)


1. Мышление как форма логического познания. Виды и операции мышления.

2. Процесс формирования понятий. Эксперименты Выготского-Сахарова.

3. Мышление и речь (по работам Л.С. Выготского).

4. Этапы речевого развития в онтогенезе.

Литература: [3, 5, 9, 17, 19, 20, 21, 26]; [4, 5, 13].

Вопросы для самоконтроля

1. Заполните таблицу 11.

Таблица 11

МЫШЛЕНИЕ

Операции Формы Результат Индивидуальные особенности
         

 

2. В чем заключаются специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности?

3. В чем проявляется существенное отличие абстрактного познания действительности от чувственного?

4. В чем заключается отличие понятий от представлений как форм познания?

5. Как соотносятся между собой проблемная ситуация и задача?

6. Определите главные этапы процесса решения задачи.

7. По каким критериям мышление делится на виды?

8. Терминологический диктант:

- Назовите операцию мышления, сутью которой является сопоставление предметов или объектов.

- Назовите операцию мышления, сутью которой является мысленное деление объекта на составляющие.




- Назовите операцию мышления, суть которой заключается в мысленном отчуждении от объекта его признаков.

- Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании образами.

- Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании понятиями.

9. Определите вид мышления.

- «… мышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами» (Б.М. Теплов).

- Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи чувств.

- Вид мышления, направленный на решение практических задач.

- Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка – это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его. Оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество…».

- … мышление неотрывно от прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.

- Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением.

- Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ.

10. В чем проявляется отличие мышления человека от «мышления» животных?

11. Назовите особенности, способствующие развитию творческого мышления.

ü склонность к конформизму;

ü очень высокая оценка значимости своих идей;

ü частые неудачи в деятельности;

ü тревожность как черта характера;



ü стремление быть похожим на других;

ü заниженная оценка значимости своей деятельности;

ü чрезмерно развитое критическое мышление;

ü способность видеть объект под новым углом зрения;

ü нежелание быть «белой вороной».

12. Разведите признаки языка и речи:

ü Исторически сложившиеся средство общения.

ü Выражает психологические особенности отдельно взятого человека.

ü Развивается относительно независимо от человека, по законам не связанным ни с психологией, ни с его поведением.

ü Отражает психологию народа.

ü Система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

ü Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.

13. В чем заключается особенность речи как процесса?

14. В чем заключается специфика устной речи?

15. В чем заключается специфика письменной речи?

16. Каковы особенности внутренней речи и чем они обусловлены?

17. Проанализируйте схему видов речи, основываясь на логике их взаимосвязей: по направленности, форме выражения, активности, содержанию, мере самостоятельности.

Виды речи

ВНЕШНЯЯ Обращение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств   ВНУТРЕННЯЯ Направлена на себя, носит свернутый, сокращенный характер

 

УСТНАЯ Протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической конструкцией. ПИСЬМЕННАЯ Очень четкий замысел. Сложная смысловая программа. Нет никаких внеязыковых средств, только логика языка. Предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности АФФЕКТИВНАЯ Нет замысла, очень проста, ограничена: «Ах!», «Ну, погоди!»

 



ДИАЛОГИЧЕСКАЯ Речь, при которой активны в равной степени все ее участники   МОНОЛОГИЧЕСКАЯ Развернутая и связная речь, предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция). Требует тщательного отбора слов, оборотов.

Семинар №25

1. Воображение: виды, характеристика, функции.

2. Воображение, творчество и личность.

3. Процесс создания образов воображения. Взаимосвязь воображения с объективной действительностью (на конкретных примерах).

Литература: [3, 4, 7, 8, 12, 20, 25]; [5, 9, 17, 20, 26].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается специфика отражения действительности в процессах воображения?

2. От чего зависит богатство создаваемых человеком образов воображения?

3. В чем заключается принципиальная разница образов репродуктивного и продуктивного воображения?

4. В чем заключается связь сновидений с реальностью?

5. Назовите приемы создания образов воображения:

- «… за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный и гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукот». (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).

- Кентавры, русалки.

- «… старый старичок: худой как зайцы зимние. Весь бел и шапка белая, высокая с околышком у красного сукна. Нос клювом как у ястреба, усы седые длинные. И разные глаза…» (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»).

- «Еще страшней, еще чудеснее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крылышками трепещет и машет» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: Сон Татьяны).

- Сфинксы, драконы.

6. Определите вид воображения:

- Незначительная переработка имеющихся представлений.

- Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций.

- Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы.

- Создание образов желаемого будущего.

- Действительность сознательно конструируется человеком, преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается.

- Создание образа происходит на основе словесного описания, восприятия воображения в виде картин, карт, схем.

- Образы воображения возникают вод действием малоосознанных потребностей, влечений, установок.

- Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному желанию.

- Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.

- Фантастические видения, не имеющие, по-видимому, никакой связи с окружающей человека действительностью.







Сейчас читают про: