1. Мышление как форма логического познания. Виды и операции мышления.
2. Процесс формирования понятий. Эксперименты Выготского-Сахарова.
3. Мышление и речь (по работам Л.С. Выготского).
4. Этапы речевого развития в онтогенезе.
Литература: [3, 5, 9, 17, 19, 20, 21, 26]; [4, 5, 13].
Вопросы для самоконтроля
1. Заполните таблицу 11.
Таблица 11
МЫШЛЕНИЕ | |||
Операции | Формы | Результат | Индивидуальные особенности |
2. В чем заключаются специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности?
3. В чем проявляется существенное отличие абстрактного познания действительности от чувственного?
4. В чем заключается отличие понятий от представлений как форм познания?
5. Как соотносятся между собой проблемная ситуация и задача?
6. Определите главные этапы процесса решения задачи.
7. По каким критериям мышление делится на виды?
8. Терминологический диктант:
- Назовите операцию мышления, сутью которой является сопоставление предметов или объектов.
|
|
- Назовите операцию мышления, сутью которой является мысленное деление объекта на составляющие.
- Назовите операцию мышления, суть которой заключается в мысленном отчуждении от объекта его признаков.
- Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании образами.
- Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании понятиями.
9. Определите вид мышления.
- «… мышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами» (Б.М. Теплов).
- Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи чувств.
- Вид мышления, направленный на решение практических задач.
- Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка – это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его. Оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество…».
- … мышление неотрывно от прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.
- Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением.
- Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ.
10. В чем проявляется отличие мышления человека от «мышления» животных?
11. Назовите особенности, способствующие развитию творческого мышления.
ü склонность к конформизму;
ü очень высокая оценка значимости своих идей;
ü частые неудачи в деятельности;
|
|
ü тревожность как черта характера;
ü стремление быть похожим на других;
ü заниженная оценка значимости своей деятельности;
ü чрезмерно развитое критическое мышление;
ü способность видеть объект под новым углом зрения;
ü нежелание быть «белой вороной».
12. Разведите признаки языка и речи:
ü Исторически сложившиеся средство общения.
ü Выражает психологические особенности отдельно взятого человека.
ü Развивается относительно независимо от человека, по законам не связанным ни с психологией, ни с его поведением.
ü Отражает психологию народа.
ü Система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
ü Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.
13. В чем заключается особенность речи как процесса?
14. В чем заключается специфика устной речи?
15. В чем заключается специфика письменной речи?
16. Каковы особенности внутренней речи и чем они обусловлены?
17. Проанализируйте схему видов речи, основываясь на логике их взаимосвязей: по направленности, форме выражения, активности, содержанию, мере самостоятельности.
Виды речи
ВНЕШНЯЯ Обращение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств | ВНУТРЕННЯЯ Направлена на себя, носит свернутый, сокращенный характер |
УСТНАЯ Протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической конструкцией. | ПИСЬМЕННАЯ Очень четкий замысел. Сложная смысловая программа. Нет никаких внеязыковых средств, только логика языка. Предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности | АФФЕКТИВНАЯ Нет замысла, очень проста, ограничена: «Ах!», «Ну, погоди!» |
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ Речь, при которой активны в равной степени все ее участники | МОНОЛОГИЧЕСКАЯ Развернутая и связная речь, предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция). Требует тщательного отбора слов, оборотов. |
Семинар №25
1. Воображение: виды, характеристика, функции.
2. Воображение, творчество и личность.
3. Процесс создания образов воображения. Взаимосвязь воображения с объективной действительностью (на конкретных примерах).
Литература: [3, 4, 7, 8, 12, 20, 25]; [5, 9, 17, 20, 26].
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается специфика отражения действительности в процессах воображения?
2. От чего зависит богатство создаваемых человеком образов воображения?
3. В чем заключается принципиальная разница образов репродуктивного и продуктивного воображения?
4. В чем заключается связь сновидений с реальностью?
5. Назовите приемы создания образов воображения:
- «… за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный и гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукот». (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).
- Кентавры, русалки.
- «… старый старичок: худой как зайцы зимние. Весь бел и шапка белая, высокая с околышком у красного сукна. Нос клювом как у ястреба, усы седые длинные. И разные глаза…» (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»).
- «Еще страшней, еще чудеснее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крылышками трепещет и машет» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: Сон Татьяны).
- Сфинксы, драконы.
6. Определите вид воображения:
- Незначительная переработка имеющихся представлений.
- Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций.
- Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы.
|
|
- Создание образов желаемого будущего.
- Действительность сознательно конструируется человеком, преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается.
- Создание образа происходит на основе словесного описания, восприятия воображения в виде картин, карт, схем.
- Образы воображения возникают вод действием малоосознанных потребностей, влечений, установок.
- Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному желанию.
- Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.
- Фантастические видения, не имеющие, по-видимому, никакой связи с окружающей человека действительностью.