Тема №11. Психология отношений человека

1. Общение: виды и характеристики, классификации.

2. Личность и группа. Проблема взаимодействия.

3. Интимные межличностные отношения. Их психологическая характеристика.

4. Проблема совместимости в психологии.



ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ОБСУЖДАЮТСЯ НА СЕМИНАРАХ

МОДУЛЬ №1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.

Тема №1. Предмет и задачи психологической науки и практики.

Семинар №1

1. Наука как способ познания мира. Его преимущества и ограничения.

2. Психология в системе наук. Выигрыш или драма?

3. Классификация и характеристика психических явлений.

4. Донаучный период в развитии психологии. Сравнение позиций Аристотеля и Платона.

5. Основные направления научной психологии: предмет, исследовательские процедуры, персоналии.

Литература: [3, 7, 8, 10, 17]; [20, 27].

Семинар №2(4 часа)

1. Основные отечественные научные школы (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, С.Д. Максименко, В.А. Романець и др.).

2. Основные методологические принципы психологии: единства сознания и деятельности, развития, детерминизма.

3. Методы психологических исследований.

4. Теория отражения: уровни и виды, особенности психического отражения.

Литература: [3, 7, 10, 17, 20, 25, 26, 29]; [17].

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните, почему психологию мы можем считать наукой, что является основным предметом изучения психологии?

2. Что является объектом психологии? Как вы понимаете мысль о том, что в психологии сливаются объект и субъект познания?

3. Можно ли утверждать, что главной задачей психологии как науки является установление психологических закономерностей в жизнедеятельности? Объясните ответ.

4. Можно ли утверждать, что психическая деятельность возникла как механизм активного отражения действительности живыми организмами?

5. Правильно ли названы главные функции психики: отражательная, регуляторная, приспособительная?

6. Можно ли утверждать, что развитие способности к отражению является результатом борьбы за выживание биологических систем?

7. Правильно ли указана последовательность этапов развития психики: раздражимость, чувствительность, научение, инстинкт, интеллектуальная деятельность, сознание?

8. В основу разделения психологии на отрасли могут быть положены различные принципы. Заполните таблицу №1 «Структура современной психологии» и объясните каждый принцип.

Таблица 1

По характеру деятельности По развитию

По принципу отношения личности и общества

       

 

9. Проанализируйте таблицу №2 «Сравнительная характеристика житейской, научной и практической психологии».

Таблица 2

Сравнительная таблица

Критерии сравнения

    Основа ния Объект Предмет Форма пред-ставленности предмета Цель Инструмент Способ Результат Способ представлен- ности результата

Типы психологического знания

Научная психология Парадигма Идеализированные конструкты, верифицируемые через систему наук Проблема Гипотеза Разработка модели Рефлексивные модели Эксперимент Закон (законообразная связь) Текст-обоснование
Практическая психология Научно-практический концепт Индивидуальные характеристики общих процессов, верифицируемые через объекты научной психологии Клинический случай Запрос клиента перераспределяемый в гипотезу по модели Помощь Понимание Техники Разрешение проблемы клиента Описание случая как взаимодействие психолог-клиент
Житейская психология Обыденный опыт Феноменология жизни Житейская ситуация Драма, трагедия, страх – понимаемые через метафору, аналогию Совет, рекомендации Проникновение (в частности,через все формы эмпатии) Манипулирование Переживание (по Василюку) Молва-байка

 

10. Назовите основные принципы психологического исследования. Что дает психологу руководство этими принципами? К чему может привести пренебрежение каждым из названных принципов?

11. Достаточна ли следующая характеристика сознания: сознание – это высшая форма психики, которая сформировалась в процессе общественно-исторического развития человека?

12. Возможен ли переход из неосознанного в осознаваемое и наоборот?

 

Тема №2. Психология личности.

Семинар №3

1. Личность: многозначность определения, подходы, критерии, этапы становления.

2. Личность как продукт исторического и онтогенетического развития (схема Б.Г. Ананьева).

3. Эксперимент «Горькая конфета» (демонстрация и интерпретация).

Литература: [3, 8, 17, 20, 21, 28].

Семинар №4

1. Структура личности (К.К. Платонов).

2. Механизмы развития личности.

3. Процесс становления личности и самосознания: опыт рефлексивного осмысления.

Литература: [3, 8, 20, 28]; [4, 37, 38].

Вопросы для самоконтроля

1. Согласны ли вы с утверждением, что каждого человека можно назвать личностью? Напишите маленькое сочинение на эту тему.

2. Приведите несколько определений понятия личности отечественных и зарубежных авторов. Чем можно объяснить различия в этих определениях?

3. Почему в психологии существует большое количество определений понятия личность?

4. Что в личности обусловлено ее биологической природой?

5. В чем проявляется социокультурная сущность личности?

6. Что включает в себя понятие «психологическая структура личности»?

7. Что такое направленность личности?

8. Верно ли утверждение, что источником и движущей силой развития личности являются разнообразные противоречия, порождаемые ее деятельностью и условиями жизни?

9. Можно ли ускорять психическое развитие личности?

10. Расскажите о механизмах формирования личности.

 

Тема №3. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.

Семинар №5

1. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности» (графические изображения).

2. Организация личности и индивидные свойства (стратегии изучения).

3. Влияние индивидных свойств на регуляцию поведения человека.

4. Проблема возрастной периодизации личности. Развитие половых свойств индивида в онтогенезе: этапы становления половой идентификации, стадии психосексуального развития (З. Фрейд).

Литература: [1, 3, 17, 20]; [14].

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»? Представьте графический вариант.

2. Достаточно ли, характеризуя личность, указать на такие параметры: «сознательный индивид, включенный в общественную деятельность»?

3. Как проявляется биологическое в жизнедеятельности личности?

4. Расскажите о различных подходах к проблеме соотношения биологического и социального в формировании индивидных свойств человека.

5. Какое влияние оказывают индивидные свойства на регуляцию поведения?

6. В чем заключается проблема построения периодизация развития личности?

7. Что такое сенситивный период? Какое значение он имеет в развитии личности?

8. Расскажите о различных подходах к возрастной периодизации жизни человека отечественных и зарубежных психологов (на выбор).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: