1. Общение: виды и характеристики, классификации.
2. Личность и группа. Проблема взаимодействия.
3. Интимные межличностные отношения. Их психологическая характеристика.
4. Проблема совместимости в психологии.
ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ОБСУЖДАЮТСЯ НА СЕМИНАРАХ
МОДУЛЬ №1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.
Тема №1. Предмет и задачи психологической науки и практики.
Семинар №1
1. Наука как способ познания мира. Его преимущества и ограничения.
2. Психология в системе наук. Выигрыш или драма?
3. Классификация и характеристика психических явлений.
4. Донаучный период в развитии психологии. Сравнение позиций Аристотеля и Платона.
5. Основные направления научной психологии: предмет, исследовательские процедуры, персоналии.
Литература: [3, 7, 8, 10, 17]; [20, 27].
Семинар №2(4 часа)
1. Основные отечественные научные школы (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, С.Д. Максименко, В.А. Романець и др.).
2. Основные методологические принципы психологии: единства сознания и деятельности, развития, детерминизма.
|
|
3. Методы психологических исследований.
4. Теория отражения: уровни и виды, особенности психического отражения.
Литература: [3, 7, 10, 17, 20, 25, 26, 29]; [17].
Вопросы для самоконтроля
1. Объясните, почему психологию мы можем считать наукой, что является основным предметом изучения психологии?
2. Что является объектом психологии? Как вы понимаете мысль о том, что в психологии сливаются объект и субъект познания?
3. Можно ли утверждать, что главной задачей психологии как науки является установление психологических закономерностей в жизнедеятельности? Объясните ответ.
4. Можно ли утверждать, что психическая деятельность возникла как механизм активного отражения действительности живыми организмами?
5. Правильно ли названы главные функции психики: отражательная, регуляторная, приспособительная?
6. Можно ли утверждать, что развитие способности к отражению является результатом борьбы за выживание биологических систем?
7. Правильно ли указана последовательность этапов развития психики: раздражимость, чувствительность, научение, инстинкт, интеллектуальная деятельность, сознание?
8. В основу разделения психологии на отрасли могут быть положены различные принципы. Заполните таблицу №1 «Структура современной психологии» и объясните каждый принцип.
Таблица 1
По характеру деятельности | По развитию | По принципу отношения личности и общества | |
9. Проанализируйте таблицу №2 «Сравнительная характеристика житейской, научной и практической психологии».
Таблица 2
Сравнительная таблица
|
|
Критерии сравнения | ||||||||||
Основа ния | Объект | Предмет | Форма пред-ставленности предмета | Цель | Инструмент | Способ | Результат | Способ представлен- ности результата | ||
Типы психологического знания | Научная психология | Парадигма | Идеализированные конструкты, верифицируемые через систему наук | Проблема | Гипотеза | Разработка модели | Рефлексивные модели | Эксперимент | Закон (законообразная связь) | Текст-обоснование |
Практическая психология | Научно-практический концепт | Индивидуальные характеристики общих процессов, верифицируемые через объекты научной психологии | Клинический случай | Запрос клиента перераспределяемый в гипотезу по модели | Помощь | Понимание | Техники | Разрешение проблемы клиента | Описание случая как взаимодействие психолог-клиент | |
Житейская психология | Обыденный опыт | Феноменология жизни | Житейская ситуация | Драма, трагедия, страх – понимаемые через метафору, аналогию | Совет, рекомендации | Проникновение (в частности,через все формы эмпатии) | Манипулирование | Переживание (по Василюку) | Молва-байка |
10. Назовите основные принципы психологического исследования. Что дает психологу руководство этими принципами? К чему может привести пренебрежение каждым из названных принципов?
11. Достаточна ли следующая характеристика сознания: сознание – это высшая форма психики, которая сформировалась в процессе общественно-исторического развития человека?
12. Возможен ли переход из неосознанного в осознаваемое и наоборот?
Тема №2. Психология личности.
Семинар №3
1. Личность: многозначность определения, подходы, критерии, этапы становления.
2. Личность как продукт исторического и онтогенетического развития (схема Б.Г. Ананьева).
3. Эксперимент «Горькая конфета» (демонстрация и интерпретация).
Литература: [3, 8, 17, 20, 21, 28].
Семинар №4
1. Структура личности (К.К. Платонов).
2. Механизмы развития личности.
3. Процесс становления личности и самосознания: опыт рефлексивного осмысления.
Литература: [3, 8, 20, 28]; [4, 37, 38].
Вопросы для самоконтроля
1. Согласны ли вы с утверждением, что каждого человека можно назвать личностью? Напишите маленькое сочинение на эту тему.
2. Приведите несколько определений понятия личности отечественных и зарубежных авторов. Чем можно объяснить различия в этих определениях?
3. Почему в психологии существует большое количество определений понятия личность?
4. Что в личности обусловлено ее биологической природой?
5. В чем проявляется социокультурная сущность личности?
6. Что включает в себя понятие «психологическая структура личности»?
7. Что такое направленность личности?
8. Верно ли утверждение, что источником и движущей силой развития личности являются разнообразные противоречия, порождаемые ее деятельностью и условиями жизни?
9. Можно ли ускорять психическое развитие личности?
10. Расскажите о механизмах формирования личности.
Тема №3. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.
Семинар №5
1. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности» (графические изображения).
2. Организация личности и индивидные свойства (стратегии изучения).
3. Влияние индивидных свойств на регуляцию поведения человека.
4. Проблема возрастной периодизации личности. Развитие половых свойств индивида в онтогенезе: этапы становления половой идентификации, стадии психосексуального развития (З. Фрейд).
Литература: [1, 3, 17, 20]; [14].
Вопросы для самоконтроля
1. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»? Представьте графический вариант.
2. Достаточно ли, характеризуя личность, указать на такие параметры: «сознательный индивид, включенный в общественную деятельность»?
|
|
3. Как проявляется биологическое в жизнедеятельности личности?
4. Расскажите о различных подходах к проблеме соотношения биологического и социального в формировании индивидных свойств человека.
5. Какое влияние оказывают индивидные свойства на регуляцию поведения?
6. В чем заключается проблема построения периодизация развития личности?
7. Что такое сенситивный период? Какое значение он имеет в развитии личности?
8. Расскажите о различных подходах к возрастной периодизации жизни человека отечественных и зарубежных психологов (на выбор).