double arrow

Семинар №18 ( 4 часа)

1. Эмоции как «первичная» форма отражения. Классификация и психологическая характеристика эмоций.

2. Функции эмоций в регуляции поведения и деятельности.

3. Развитие эмоциональной сферы. Культура эмоций. Приемы и методы эмоциональной саморегуляции (релаксация, аутотренинг, психогимнастика и др.).

Литература: [3, 7, 9, 17, 20, 21, 27, 31]; [6, 18, 21, 28].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается отличие между эмоциями и чувствами?

2. Каковы главные признаки аффекта?

3. В чем заключается отличие эмоций человека от эмоций животного?

4. Является ли настроение результатом количественного преимущества положительных или отрицательных эмоций?

5. Вставьте пропущенные слова или закончите предложение:

1. Действия, совершающиеся непроизвольно, под влиянием сильных эмоций, называется …

2. … - это переживания, которые расслабляют человека, снижают его активность.

3. Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности, называется …

4. Это состояние возникает в экстремальной ситуации, требует от человека мобилизации сил и энергии.

5. Мобилизационная функция эмоций заключается в следующем: …

6. Определите, какие эмоциональные состояния преживают герои:

1. «Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней.

 - Я тебя убью! – закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной ему еще силой сделал шаг к ней и замахнулся на нее… Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты» (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

2. Во время ответа на уроке хорошо подготовленной ученицы в класс вошел директор школы. Девочка растерялась и замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. После ухода директора она четко и уверенно ответила материал, который так безуспешно пыталась воспроизвести накануне.

3. Страх и волнение не оставляют парашютистов и тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними. Они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного движения. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расстаться с мыслью о прыжках.

4. «Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети, лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену…

- Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда» (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Семинар №19

1. Воля как психическое явление: теории, классификации.

2. Характеристика волевых актов (по А.Н. Леонтьеву).

3. Волевые свойства личности и пути их развития.

Литература: [3, 7, 17, 20, 21, 27, 31]; [7, 18, 24].

Вопросы для самоконтроля

1. Вставьте пропущенное слово:

… - это психическая особенность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели.

2. В чем проявляются основные функции воли?

3. В чем заключается существенное отличие между произвольным и непроизвольным действием?

4. Какие причины могут вызвать борьбу мотивов?

5. Что может влиять на процесс принятия решения?

6. Является ли любое сознательное действие волевым?

7. Какие на ваш взгляд, приемы работы над собой способствуют формированию волевых качеств личности?

 

МОДУЛЬ №4. ЧЕЛОВЕК ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ОТНОШЕНИЯ.

Тема №10. Психология познавательных процессов.

Семинар №20

1. Сенсорная организация личности. Ощущения как чувственная ткань сознания.

2. Ощущения: понятия и классификации.

3. Критерии и характеристики ощущений.

4. Соотношение раздражителя и ощущения. Пороги ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

Литература: [3, 7, 17, 19, 20, 21, 26]; [42].

Вопросы для самоконтроля

1. Заполнить таблицу 7.

Таблица 7

РАЗНОВИДНОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ

По модальности: По расположению:

1. Зрительные

2. Слуховые

3. …

4. …

5. …

6. …

7. …

8. …

9. …

10. …

1. Экстероцептивные
2. …
3. …

2. Все ли раздражители, объективно действующие на органы чувств, могут отражаться при помощи ощущений?

3. Каковы главные законы ощущений?

4. Какие пороги чувствительности существуют, и чем они определяются?

5. В чем проявляются компенсаторные возможности ощущений?

6. Что такое сенсибилизация ощущений и каков ее механизм?

7. В чем проявляется синестезия ощущений?

8. Какой раздражитель называется адекватным?

9. В чем могут проявляться индивидуальные особенности в ощущении?

10. Можно ли утверждать, что в каждом акте познавательной деятельности человека чувственное познание предшествует абстрактному?

11. Правомерно ли утверждать, что субъективный характер ощущений проявляется в том, что субъектом отражения является человек, а результаты отражения всегда несут на себе отпечаток того, кто ощущает?

12. Можно ли утверждать, что слабые раздражители усиливают, а сильные – ослабляют чувствительность анализатора?

13. Все ли раздражители, объективно действующие на анализаторы человека, отражаются ими?

14. Чем можно объяснить в каждом конкретном случае жалобы на расстройство зрительных ощущений: «Плохо вижу предметы при ярком освещении», «При переходе из улицы в плохо освещенную комнату длительное время ничего не вижу», «Не могу читать: все буквы и строчки в книге расплываются»?

15. Чем объяснить тот факт, что увеличение интенсивности действия раздражителя в одних случаях ощущается, а в других – нет?

16. Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в примерах (что происходит с чувствительностью анализаторов?)

ü При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого.

ü Музыкант слышал разницу между звуками 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в 1/2 тона.

ü Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.

ü Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков цветов.

ü Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины?

ü Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

ü В романе Э.Л. Войнич есть эпизод: «Джулия, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: от ее такого пронзительного голоса, - замечает автор, - у Артура стало кисло во рту».

ü Если люди продолжительное время живут в экологически загрязненных районах, то при выезде на природу у них возникает головокружение и даже головная боль.

ü Человек, занимающийся йогой, может ходить по лезвию ножа без обуви, не ощущая боли. Почему?

ü Существует определенный порядок подачи спиртных напитков: сначала подаются более легкие, но с более тонким букетом, а потом уже более крепкие вина.

ü Когда человек прислушивается, он прикрывает глаза. Почему?

ü Люди, живущие в странах с теплым климатом, хуже переносят морозы. Почему?

ü Человек не замечает тиканья часов в комнате. Почему?

ü Когда человек пьет горячий чай, он кладет много сахара. После остывания чай кажется очень сладким. Почему?

Семинар №21(4 часа)

1. Понятия, виды и свойства восприятия.

2. Основные закономерности восприятия.

3. Теории восприятия.

Литература: [3, 7, 9, 17, 19, 20, 21,26]; [42].

Вопросы для самоконтроля

1. Заполнить таблицу 8.

Таблица 8

Восприятие

Законы восприятия Виды восприятия
Предметность - Восприятие пространства -
Целостность - Восприятие движения -
Структурность -

Восприятие времени -

Осмысленность -

 

2. В чем заключается связь и отличия между восприятием и ощущением?

3. В чем проявляется апперцепция в процессах восприятия?

4. Что такое иллюзия, каков ее механизм?

5. Что такое наблюдение?

6. Что такое наблюдательность?

7. В чем может проявляться профессиональная наблюдательность?

8. Можно ли определить процесс восприятия как синтез ощущений?

9. Всегда ли апперцепция оказывает положительное влияние на процесс восприятии?

10. Можно ли утверждать, что осмысленность восприятия обусловлена исключительно таким его свойством, как предметность?

11. Чем объяснить, что слепорожденные после удачно проведенной операции сначала не различают ни форм, ни размера, ни отдаленности предметов?

12. Наблюдательность – это качество человека, необходимое для успешной деятельности вообще, а во врачебной и педагогической особенно. Подумайте, какие условия, по вашему мнению, способствуют развитию наблюдательности у врача; к каким ошибкам в диагностике заболевания может привести недостаточная наблюдательность врача.

13. Чем объяснить, что одна и та же лекция разными слушателями может быть оценена по-разному: как «информативная», «популярная», «интересная», «полезная», «скучная», «неинтересная».

Семинар №22

1. Внимание как динамическая характеристика сознания. Процесс или состояние?

2. Виды, функции и свойства внимания.

3. Психологические теории внимания.

4. Развитие внимания в онтогенезе.

Литература: [3, 7, 9, 17, 19, 20, 21, 26]; [4, 18, 39].

Вопросы для самоконтроля

1. Заполнить таблицу 9.

Таблица 9

Внимание

Свойства Виды
Устойчивость -   Концентрация -   Объем -   Переключение -   Распределение -   Непроизвольное -   Произвольное -   Послепроизвольное -

 

2. Всегда ли произвольное внимание связано с сознательной целью?

3. Согласны ли вы с мнением, что внимание проявляется только в деятельности и поддерживается исключительно ею?

4. Возможно ли распределение внимания между такими видами деятельности: переписывание текста, слушание музыки, периодические ответы на вопросы другого лица?

5. Всегда ли рассеянность внимания является показателем невнимательности человека к предмету деятельности?

6. Согласны ли вы с мнением, что высокая концентрация внимания на предмете деятельности всегда связана с благоприятными условиями и отсутствием посторонних отвлекающих раздражителей?

7. Дайте психологическое объяснение следующим фактам:

ü Почему в 1 классе текст задачи, задания к упражнению целесообразнее читать учителю?

ü Почему в начальной школе не следует давать домашнее задание со звонком с урока?

ü Чем объяснить, что в 1 классе дети часто сразу после чтения текста не могут ответить на вопросы по содержанию текста? Что следует делать учителю?

ü Почему на уроках в начальной школе следует использовать динамическую наглядность?

Семинар №23

1. Память как психическое явление: определение, виды, функции.

2. Теории памяти.

3. Развитие памяти в онтогенезе.

4. Методы изучения памяти и внимания (с демонстрацией и интерпретацией).

Литература: [3, 7, 9, 17, 19, 20, 21,26]; [4, 18, 41].

Вопросы для самоконтроля

1. Заполните таблицу 10.

Классификация основных видов памяти

Таблица 10

По характеру психической активности По характеру целей деятельности По продолжительности сохранения материала
       

 

2. Какова роль памяти в психической жизни человека?

3. Какова природа ассоциаций и их значение в процессах памяти?

4. По каким принципам память подразделяется на виды?

5. В чем отличие между кратковременной и оперативной памятью?

6. Каковы основные условия продуктивного запоминания?

7. В чем проявляется отличие образов и представлений памяти от образов восприятия?

8. В чем проявляются индивидуальные отличия памяти?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: