Тема №8. Направление научной психологии в Западной Европе и США

Семинар №12

1. Интроспективная психология. В. Вундт. У. Джемс. Предмет, методы, исследовательские процедуры (с демонстрацией эксперимента).

2. Обзор статьи Д. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста».

3. Гештальтпсихология. Основные принципы. Области применения (с описанием, демонстрацией и объяснением эксперимента).

Литература: [3, 8, 10, 20, 21, 25]; [2, 27, 37, 38, 40].

Семинар №13

1. Фрейдизм. Обзор работы З. Фрейда «Я и Оно».

2. Психоанализ и личность (А. Адлер, К. Юнг и др.).

3. Теоретический и прикладной потенциал гуманистической психологии.

Литература: [3, 8, 10, 20, 38]; [14, 26, 27, 37, 38, 40].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается основная идея интроспекционизма?

2. Достоинства и недостатки интроспективного метода.

3. Что является предметом изучения описательной психологии? В чем достоинства и недостатки этого направления?

4. Кто является основателем бихевиоризма? Какие проблемы, с точки зрения бихевиориста, он хотел решить?

5. Раскройте суть формулы S→R.

6. Почему необихевиористы добавили переменную V в формулу S→V→R? Расскажите о взглядах необихевиористов на поведение?

7. Что является основной задачей гештальтпсихологии?

8. Назовите основные принципы гештальтпсихологии. Кого из представителей данного направления вы можете назвать. Расскажите об их идеях.

9. Что такое, с точки зрения гештальтпсихологии, фигура и фон?

10. Расскажите о позитивных и негативных сторонах механизмов психологической защиты.

11. Кого из представителей гуманистичекой психологии вы знаете? Какие идеи они выдвигали?

12. Дополните суждение: Познавательные процессы являются основным предметом в …. Раскройте суть основных понятий данного направления.

13. Назовите теорию, созданную З. Фрейдом. Как Фрейд рассматривал структуру личности?

14. С чем были не согласны последователи З. Фрейда? Что является движущей силой развития по А. Адлеру?

15. Что такое архетип по К. Юнгу?

16. Заполните таблицу 5 по 9 предложенным направлениям научной психологии:

Таблица 5

Теория, подход Основной предмет исследования Основные методы исследования Основные представители

Достоинства и недостатки подхода

Интроспективная психология          
Описательная психология          
Бихевиоризм          
Необихевиоризм          
Гештальтпсихология          
Фрейдизм          
Неофрейдизм          
Гуманистическая психология          
Когнитивная психология          

 

Тема №9. Индивидуальность и жизненный путь личности.

Семинар №14(4 часа)

1. Общая характеристика индивидуальности: продуктивные и инструментальные проявление.

2. Динамика мотивационно-смысловых образований личности.

3. Мотивы, эмоции, смыслы. Соотношение понятий, проблема осознаваемости.

Литература: [1, 8, 17, 20, 21, 22, 23, 31, 37]; [15, 16, 20, 24, 32].

Вопросы для самоконтроля

1. Определите понятия по следующему утверждению:

- Человек как социальное существо, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

- Человек как самобытная уникальная личность, реализующая себя в творческой деятельности.

2. Что понимается под продуктивными и инструментальными проявлениями личности?

3. Раскройте понятие «личностный смысл».

4. Назовите основные составляющие мотивационно-смысловых отношений субъекта к миру.

5. Определите понятие по следующему утверждению:

Готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.

Семинар №15

1. Генезис взглядов на типологические особенности человека в истории психологии.

2. Типы Высшей нервной деятельности и темперамент.

3. Психологическая характеристика типов темперамента.

4. Основные принципы современной теории темперамента.

5. Проявление темперамента в учебной и трудовой деятельности.

Литература: [1, 8, 17, 20, 21, 31, 36]; [19, 24, 28, 29].

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию темперамент.

2. Какими свойствами психической деятельности характеризуется темперамент?

3. Какое сочетание свойств ВНД И.П. Павлов сделал основными в своей характеристике типов темперамента?

4. Тождественны ли понятия «тип высшей нервной деятельности» и «темперамент»? Аргументируйте свой ответ.

5. Может ли темперамент человека испытывать определенные существенные изменения в течение жизни?

6. Можно ли утверждать, что темперамент непосредственно влияет на формирование черт характера человека?

Семинар №16

1. Клинический подход к изучению характера и темперамента (Э. Кречмер, У. Шелдон, П.Б. Ганнушкин и др.).

2. Динамический подход к изучению характера (А.Г. Асмолов, А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе и др.).

3. Степень выраженности характера. Акцентуации и психопатии.

4. Соотношение темперамента, характера и личности в реальной жизнедеятельности.

Литература: [1, 3, 8, 17, 20, 21, 31]; [10, 19, 20, 23].

Вопросы для самоконтроля

1. Какие черты человека объединяет в себе характер?

2. Какие компоненты можно выделить в структуре характера?

3. Как работает механизм формирования свойств характера?

4. Все ли устойчивые черты поведения личности входят в структуру характера?

5. Можно ли считать, что социальный фактор оказывает решающее влияние на формирование характера?

6. Можно ли согласиться с утверждением, что некоторые черты характера могут передаваться по наследству?

Семинар №17

1. Способности как научное понятие: определение, психологическая характеристика.

2. Способности и деятельность. Соотношение способностей и задатков.

3. Общие и специальные способности. Талант и гениальность (В.А. Моляко, В.П. Эфроимсон и др.).

Литература: [1, 3, 8, 12, 17, 20, 21, 31]; [9, 19, 20, 24].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявляются способности личности?

2. Каковы основные компоненты способностей?

3. Как связаны между собой способности и задатки?

4. Какие психические особенности человека обеспечивают развитие способностей?

5. Согласны ли вы с утверждением, что скорость выполнения деятельности является показателем хороших способностей?

6. Можно ли утверждать, что задатки всегда определяют уровень развития способностей?

7. Считаете ли вы задатки обязательной предпосылкой развития способностей?

8. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить, как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?

9. Довольно часто бытует мнение о «врожденности» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний. Дайте определение задатков и способностей.

10. Разведите характеристики темперамента, характера и способностей:

1. Индивидуально-психологические способности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения.

2. Совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения.

3. Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения.

4. Психическое свойство, которое не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но способствует успешному их приобретению.

5. Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру.

11.  Чем можно объяснить ошибки в оценке способностей к отдельным видам деятельности на ранних этапах развития личности, как, например, у Эйнштейна и Клеро – в математике, у Сурикова – в живописи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: