Семинар №12
1. Интроспективная психология. В. Вундт. У. Джемс. Предмет, методы, исследовательские процедуры (с демонстрацией эксперимента).
2. Обзор статьи Д. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста».
3. Гештальтпсихология. Основные принципы. Области применения (с описанием, демонстрацией и объяснением эксперимента).
Литература: [3, 8, 10, 20, 21, 25]; [2, 27, 37, 38, 40].
Семинар №13
1. Фрейдизм. Обзор работы З. Фрейда «Я и Оно».
2. Психоанализ и личность (А. Адлер, К. Юнг и др.).
3. Теоретический и прикладной потенциал гуманистической психологии.
Литература: [3, 8, 10, 20, 38]; [14, 26, 27, 37, 38, 40].
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается основная идея интроспекционизма?
2. Достоинства и недостатки интроспективного метода.
3. Что является предметом изучения описательной психологии? В чем достоинства и недостатки этого направления?
4. Кто является основателем бихевиоризма? Какие проблемы, с точки зрения бихевиориста, он хотел решить?
5. Раскройте суть формулы S→R.
6. Почему необихевиористы добавили переменную V в формулу S→V→R? Расскажите о взглядах необихевиористов на поведение?
|
|
7. Что является основной задачей гештальтпсихологии?
8. Назовите основные принципы гештальтпсихологии. Кого из представителей данного направления вы можете назвать. Расскажите об их идеях.
9. Что такое, с точки зрения гештальтпсихологии, фигура и фон?
10. Расскажите о позитивных и негативных сторонах механизмов психологической защиты.
11. Кого из представителей гуманистичекой психологии вы знаете? Какие идеи они выдвигали?
12. Дополните суждение: Познавательные процессы являются основным предметом в …. Раскройте суть основных понятий данного направления.
13. Назовите теорию, созданную З. Фрейдом. Как Фрейд рассматривал структуру личности?
14. С чем были не согласны последователи З. Фрейда? Что является движущей силой развития по А. Адлеру?
15. Что такое архетип по К. Юнгу?
16. Заполните таблицу 5 по 9 предложенным направлениям научной психологии:
Таблица 5
Теория, подход | Основной предмет исследования | Основные методы исследования | Основные представители | Достоинства и недостатки подхода | |
Интроспективная психология | |||||
Описательная психология | |||||
Бихевиоризм | |||||
Необихевиоризм | |||||
Гештальтпсихология | |||||
Фрейдизм | |||||
Неофрейдизм | |||||
Гуманистическая психология | |||||
Когнитивная психология |
Тема №9. Индивидуальность и жизненный путь личности.
|
|
Семинар №14(4 часа)
1. Общая характеристика индивидуальности: продуктивные и инструментальные проявление.
2. Динамика мотивационно-смысловых образований личности.
3. Мотивы, эмоции, смыслы. Соотношение понятий, проблема осознаваемости.
Литература: [1, 8, 17, 20, 21, 22, 23, 31, 37]; [15, 16, 20, 24, 32].
Вопросы для самоконтроля
1. Определите понятия по следующему утверждению:
- Человек как социальное существо, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
- Человек как самобытная уникальная личность, реализующая себя в творческой деятельности.
2. Что понимается под продуктивными и инструментальными проявлениями личности?
3. Раскройте понятие «личностный смысл».
4. Назовите основные составляющие мотивационно-смысловых отношений субъекта к миру.
5. Определите понятие по следующему утверждению:
Готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.
Семинар №15
1. Генезис взглядов на типологические особенности человека в истории психологии.
2. Типы Высшей нервной деятельности и темперамент.
3. Психологическая характеристика типов темперамента.
4. Основные принципы современной теории темперамента.
5. Проявление темперамента в учебной и трудовой деятельности.
Литература: [1, 8, 17, 20, 21, 31, 36]; [19, 24, 28, 29].
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию темперамент.
2. Какими свойствами психической деятельности характеризуется темперамент?
3. Какое сочетание свойств ВНД И.П. Павлов сделал основными в своей характеристике типов темперамента?
4. Тождественны ли понятия «тип высшей нервной деятельности» и «темперамент»? Аргументируйте свой ответ.
5. Может ли темперамент человека испытывать определенные существенные изменения в течение жизни?
6. Можно ли утверждать, что темперамент непосредственно влияет на формирование черт характера человека?
Семинар №16
1. Клинический подход к изучению характера и темперамента (Э. Кречмер, У. Шелдон, П.Б. Ганнушкин и др.).
2. Динамический подход к изучению характера (А.Г. Асмолов, А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе и др.).
3. Степень выраженности характера. Акцентуации и психопатии.
4. Соотношение темперамента, характера и личности в реальной жизнедеятельности.
Литература: [1, 3, 8, 17, 20, 21, 31]; [10, 19, 20, 23].
Вопросы для самоконтроля
1. Какие черты человека объединяет в себе характер?
2. Какие компоненты можно выделить в структуре характера?
3. Как работает механизм формирования свойств характера?
4. Все ли устойчивые черты поведения личности входят в структуру характера?
5. Можно ли считать, что социальный фактор оказывает решающее влияние на формирование характера?
6. Можно ли согласиться с утверждением, что некоторые черты характера могут передаваться по наследству?
Семинар №17
1. Способности как научное понятие: определение, психологическая характеристика.
2. Способности и деятельность. Соотношение способностей и задатков.
3. Общие и специальные способности. Талант и гениальность (В.А. Моляко, В.П. Эфроимсон и др.).
Литература: [1, 3, 8, 12, 17, 20, 21, 31]; [9, 19, 20, 24].
Вопросы для самоконтроля
1. В чем проявляются способности личности?
2. Каковы основные компоненты способностей?
3. Как связаны между собой способности и задатки?
4. Какие психические особенности человека обеспечивают развитие способностей?
5. Согласны ли вы с утверждением, что скорость выполнения деятельности является показателем хороших способностей?
6. Можно ли утверждать, что задатки всегда определяют уровень развития способностей?
|
|
7. Считаете ли вы задатки обязательной предпосылкой развития способностей?
8. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить, как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?
9. Довольно часто бытует мнение о «врожденности» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний. Дайте определение задатков и способностей.
10. Разведите характеристики темперамента, характера и способностей:
1. Индивидуально-психологические способности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения.
2. Совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения.
3. Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения.
4. Психическое свойство, которое не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но способствует успешному их приобретению.
5. Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру.
11. Чем можно объяснить ошибки в оценке способностей к отдельным видам деятельности на ранних этапах развития личности, как, например, у Эйнштейна и Клеро – в математике, у Сурикова – в живописи?