Воспросы, которые рассматриваются на лекциях

МОДУЛЬ №1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.

Тема№1. Предмет и задачи психологической науки и практики.

1. Роль науки в познании мира. Классификация наук.

2. Место психологии в системе наук.

3. Объект и предмет психологии. Психические явления.

4. Основные этапы развития психологии. Донаучный период. Основные направления научной психологии.

5. Проблема соотношения души и тела. Психофизическая проблема.

6. Развитие отечественной психологии. Основные научные школы.

7. Структура психологии. Отрасли психологических знаний.

8. Понятие о методе и методологии. Основные методы и принципы психологических исследований.

9. Психика как одна из форм отражения объективной реальности. Сознание и бессознательное.

 

Тема№2. Психология личности.

1. Личность как продукт исторического и онтогенетического развития.

2. Многозначность определения понятия «личность» в современной психологии.

3. Структура личности.

4. Критерии, этапы и механизмы формирования личности.

Тема №3. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.

1. Индивид, личность, индивидуальность. Субъект деятельности.

2. Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми.

3. Организация личности и индивидные свойства.

4. Схема индивидных свойств человека и особенности регуляции поведения личности.

5. Органические побуждения и их влияние на способы осуществления поведения личности.

6. Развитие возрастно-половых свойств индивида в онтогенезе личности.

МОДУЛЬ №2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ.

Тема №4. Психологическая теория деятельности.

1. Общее понятие о деятельности. Макроструктура деятельности.

2. Предметная деятельность, операционно-технический аспект.

3. Мотивы и цели деятельности. Эмоции и личностные смыслы.

4. Внешняя и внутренняя деятельность. Субъект деятельности.

5. Деятельность как объяснительный принцип.

6. Двигательный состав действия, коррекция действия, уровни построения движений.

7. Этапы формирования двигательного навыка.

Тема№5. Происхождение и развитие психики в филогенезе.

1. Гипотеза А. Н. Леонтьева о возникновении чувствительности.

2. Врожденное и индивидуально изменчивое поведение. Понятие инстинкта и научения у животных.

3. Понятие о деятельности животных, ее усложнение в ходе эволюции. Мотивация поведения животных. Процесс опредмечивания потребности.

4. Групповые формы поведения животных и процесс коммуникации.

Тема №6. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе.

1. Проблема соотношения биологического и социального в психике человека.

2. Становление сознания и личности в процессе присвоения общественно-исторического опыта.

3. Интериоризация как переход совместно разделенной деятельности ребенка и взрослого во внутреннюю деятельность.

4. Формирование Высших психических функций их социально опосредованный и произвольный характер.

МОДУЛЬ №3. УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

Тема №7. Психология сознания и неосознаваемых психических процессов.

1. Категория отражения. Характеристика психологического отражения. Уровни отражения. Гносеологический и онтологический аспект проблемы отражения.

2. Сознание и бытие. История изучения соотношения данных категорий в трудах Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского.

3. Психологическая характеристика сознания. Измененные состояния сознания.

4. Структура сознательных образов (по А.Н. Леонтьеву, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василлюку). Целеполагающее сознание (Ю.М. Швалб)

5. Самосознание как личностный смысл Я.

6. Значение изучения самосознания в практической деятельности психолога.

Тема №8. Направления научной психологии в Западной Европе и США.

1. Интроспективная психология. История возникновения. Основные идеи и методы.

2. Описательная психология. Феноменологический подход к исследованию личности.

3. Бихевиоризм, необихевиоризм, как наука о поведении.

4. Гештальтпсихология. Основные принципы. Области применения.

5. Фрейдизм и неофрейдизм. Психоаналитический метод исследования личности.

6. Гуманистическая психология, теоретический и прикладной потенциал.

7. Когнитивная психология. Основные понятия, схемы исследований..

Тема №9. Индивидуальность и жизненный путь личности.

Индивидуальность

1. Общая характеристика индивидуальности. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности.

2. Общая организация мотивационной сферы. Основные подходы к изучению мотивации.

3. Разновидности мотивов человека. Проблема осознаваемости мотивов.

Темперамент

1. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств.. Учение И.П. Павлова о типах ВНД как физиологической основе темперамента.

2. Современные представления о типах ВНД человека, их значение для понимания динамики особенностей деятельности.

3. Методы исследования темперамента, их использование при профотборе и профобучении.

Характер

1. Клинический и динамический подходы к изучению темперамента.

2.  Типологии характеров в работах П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А.Е. Личко

3.  Темперамент, характер и личность.

Способности

1. Понятия о способностях. Задатки как органическая предпосылка способностей.

2. Общие и специальные способности. Талант и гениальность.

 

Эмоции

1. Эмоциональные явления: их классификация и содержательные характеристики.

2. Основные функции эмоций.

3. Развитие эмоций в фило- и онтогенезе.

 

Воля

1. Природа воли.

2. Общая характеристика волевых действий.

3. Патология воли.

 

МОДУЛЬ №4. ЧЕЛОВЕК ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ОТНОШЕНИЯ.

Тема №10. Психология познавательных процессов.

Ощущения

1. Ощущения и их роль в жизнедеятельности человека.

2. Природа ощущений в свете теории отражения. Строение анализатора.

3. Общие свойства ощущений, их измерение.

4. Изменение чувствительности, взаимодействие ощущений.

 

Восприятие

1. Понятие о восприятии.

2. Основные характеристики восприятия.

3. Восприятие как действие, его активность.

4. Восприятие пространства, времени, движения, зрительные иллюзии.

 

Внимание

1. Понятие внимания и его избирательность.

2. Функции теории внимания.

3. Виды внимание и его характеристика.

 

Память

1. Память как процесс в структуре психических процессов.

2. Характеристика видов памяти и их взаимная связь.

3. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, воспроизводство, забывание и сохранение.

4. Индивидуальные различия памяти.

 

Мышление

1. Природа мышления, психологическая теория мышления.

2. Характеристика мыслительного процесса.

3. Виды и операции мышления.

4. Исторический генез мышления. Первобытное мышление.

5. Теоретические и экспериментальные подходы к исследования мышления. Интеллект.

6. Творчество и решение сложных мыслительных задач.

 

Речь

1. Виды, характеристики и функции речи.

2. Этапы речевого развития.

3. Дискуссия Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

 

Воображение

1. Воображение и мышление – функции воображения.

2. Виды воображения.

3. Воображение и органические процессы.

4. Аналитико-синтетический характер воображения.

5. Роль фантазии в игровой и творческой деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: