Характеристика периодизаций психического развития

Периодизация К. Гетчинсона

Название стадии Возрастные границы Характеристика
1. Стадия рытья и копания От рождения до 5 лет Развитие восприятия в играх с песком и водой
2. Стадия охоты и захвата От 5 до 11 лет Появляется страх перед чужими, агрессивность и жестокость в поведении, стремление отгородиться от взрослых
3. Пастушеская стадия От 8 до 12 лет Желание заботиться о домашних животных, стремление к ласке и нежности
4. Земледельческая стадия От 11 до 15 лет Интерес к явлениям природы, любовь к садоводству, появляется наблюдательность и осмотрительность
5Стадия промышленности и торговли От 14 до 20 лет Осознание роли денег и значения точных наук

 

Одна из первых возрастных периодизаций была предложена учеником С. Холла К. Гетчинсоном.

Общим основанием для ее построения стало положение С. Холла об автоматической обусловленности психического развития ребенка стадиями филогенеза.

Критерием выделения стадий в периодизации К. Гетчинсона был чисто внешний, непсихологический показатель - способ добывания пищи.

К. Гетчинсон связывал психологические особенности детей разного возраста с изменением ведущего способа добывания пищи.

Его периодизация включает пять последовательных стадий, границы которых условны, однако прохождение этих возрастных периодов обязательно для нормального психического развития ребенка.

Механизмы перехода от одной стадии к другой определяются закономерностями филогенетического развития.

Периодизация К. Штратца

Жизнь зародыша до рождения

Рост. Эволюция

Подъем

1. Детство

2. Юность

1. Ребенок

2. Отрок

Девочка

3. Юноша Девушка

1. Детство

2. Отрочество

3.Юношеский возраст
1. Грудной возраст

2. Нейтральное детство

3. Бисексуальное детство

4. Созревание
  1. Полнота 2. Вы-тяги-вание 1. Полнота 2. Вы-тяги-вание  
Годы 0-1 2-4 5-7 8-10 11-15 16-20
Беззубый период

Молочные зубы

Постоянные зубы

1. Возраст игры

2. Школьный возраст

I II III IV V VI

 

Периодизация развития К. Штратца строилась на допущении, что смена стадий психического развития происходит в связи с половым созреванием.

К. Штратц полагал, что в период детства сексуальное влечение оказывает минимальное влияние на психическую жизнь ребенка, однако в отрочестве с началом полового созревания сексуальное влечение начинает играть более важную роль в процессе психического развития.

В юношеском возрасте (с 16 лет) половое влечение оказывает максимальное влияние на психическую жизнь взрослеющего человека.

Переходы от стадии к стадии определяются действием физиологических механизмов развития.

Периодизация П.П. Блонского

Этапы развития Стадии развития

Подстадии

I. Детство 1. Утробное детство (до рождения) 1. Эмбрион   (0-2 мес.) 2. Плод   (2-9 мес.)

 

  2. Беззубое детство (0-2 лет) 1. Абсолютно беззубое детство (0-6 мес.) 2. Прорезы-вание резцов (6-12 мес.)

3. Прорезы-вание осталь-ных зубов

 (1-2 года)

  3. Молочно-зубое детство (2-7 лет) 1. Раннее мо-лочнозубое детство (2-5 лет)

2. Позднее молочнозубое детство

(5-7 лет)

 
  4. Постоян-нозубое детство (7-25 лет) 1. Смена зубов (7-10 лет и 10-13 лет) 2. Половое созревание (12, 13-15, 16 лет)

3. Юность (15, 16-20, 25 лет): ранняя (до 20 лет) и поздняя (20-25)

II. Размножение

III. Угасание

           

 

В качестве критерия деления возраста на периоды П.П. Блонский называл дентицию, т.е. появление и смену зубов, в соответствии с чем внутри периода детства выделялись стадии беззубого, молочно-зубого и постоянно-зубого детства.

Периодизация психосексуального развития З. Фрейда

Этап Стадия Возрастные границы Способ реализации либидо Задачи развития
I. Либидо-объект 1. Оральная Первый год жизни Раздражение полости рта Отделение себя от материнского тела

II. Либидо-субъект (нарциссизм)

2. Анальная 1-3 лет Контроль выделительной функции Приучение к туалету, формирование самоконтроля
3. Фаллическая 3-6 лет Манипулирование половыми органами Идентификация со взрослым своего пола
4. Латентная 6-12 лет Сексуальное бездействие Расширение социальных контактов
III. Либидо-объект 5. Генитальная Пубертат-ный период Способность к гетеросексуаль-ным отношениям Установление интимных отношений

        

Периодизация психосексуального развития, разработанная основателем глубинной психологии З. Фрейдом, основана на закономерностях развития либидозной энергии. Человек рождается с определенным количеством этой энергии, связанной с влечением к жизни, продолжением рода и являющейся основой развития личности. В течение жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способами удовлетворения жизненного инстинкта (в терминах психоанализа, фиксацией). При характеристике стадий развития основное внимание уделяется способам фиксации и используемым средствам для удовлетворения потребностей. З. Фрейд выделяет три этапа развития личности, которые подразделяются на стадии. Первому этапу соответствует оральная стадия, второй этап включает три стадии, и третьему этапу соответствует последняя, пятая стадия развития.

Психосексуальное развитие в теории З. Фрейда является стержнем личностного становления. Развитие детерминировано биологически заданной энергией либидо, реализация которой проходит в определенных рамках. Описывая закономерности психосексуального развития, З. Фрейд подчеркивал роль родителей в процессе прохождения ребенком отдельных стадий. Поскольку личность в основных чертах складывается к концу пятого года жизни, то психологические травмы, полученные в этот период, становятся причинами психических и социальных отклонений, проявляющихся уже во взрослом возрасте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: