Периодизация психосоциального развития Э. Эриксона

Стадия Возрастные границы Содержание кризиса Позитивный исход Негативный исход
1. Орально-сенсорная Первый год жизни Базовое доверие - базовое недоверие Надежда Замкнутость
2. Мышечно-анальная 1-3 года Автономия - стыд и сомнение Сила воли Стыд
3. Локомо-торно-гени-тальная 3-6 лет Инициативность - чувство вины Активность Пассивность
4. Латентная 6-12 лет Трудолюбие - неполноценность Компетентность Инерция
5. Подростковая 12-19 лет Эго-идентичность - ролевое смешение Осознанный выбор судьбы Конформизм
6. Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность - изоляция Любовь Одиночество
7. Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность - стагнация Забота и развитие Застой и отрицание нового
8. Поздняя зрелость 65 лет -... Эго-интеграция - отчаяние Мудрость Страх смерти

        

Развивая идеи З. Фрейда о мотивационной основе личностного развития, Э. Эриксон разработал периодизацию развития идентичности, которая охватывает весь жизненный путь человека. Придерживаясь основных принципов психоанализа в трактовке развития личности, Э. Эриксон подчеркивает ведущую роль социальных условий, социума в развитии представлений человека о своем «Я».

Эпигенетический принцип развития: каждая стадия наступает в определенное время, при этом последовательность стадий является врожденной. Каждая стадия сопровождается кризисом, который является следствием достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований к человеку на данном этапе.

Э. Эриксон подчеркивает, что жизнь представляет непрерывную смену различных аспектов развития, и успешное решение проблем на одной стадии не гарантирует человеку такое же благоприятное разрешение следующего психосоциального кризиса. На каждой стадии развития общество выдвигает перед человеком определенную задачу, и если конфликт разрешен удовлетворительно, то Эго обогащается новым позитивным компонентом. Если же по каким-то причинам конфликт остался неразрешенным или был разрешен неудовлетворительно, то Эго вбирает в себя этот негативный компонент.

Периодизация интеллектуального развития Ж. Пиаже

Название стадии

Возрастные границы Характеристика стадий

1. Сенсомоторный интеллект

от рождения до 1,5-2 лет Мыслительные функции основываются на данных органов чувств и движений тела, начиная с простых рефлексов, которые дают начало более сложным, произвольным формам поведения

Центрация на собственном теле

 

1 фаза Первый месяц жизни Упражнение рефлексов
2 фаза 1-4 мес. Адаптация сенсорных и моторных структур, первичные круговые реакции
3 фаза 4-8 мес. Развитие стратегии продления интересных впечатлений, вторичные круговые реакции

Объективац-ия схем практичес-кого интел-лекта в про-странствен-ной сфере

4 фаза 8-12 мес. Начало развития практического интеллекта: действия становятся более преднамеренными, возможен недолгий поиск спрятанных предметов
5 фаза 12-18 мес. Третичные круговые реакции, активное исследование методом проб и ошибок («маленький ученый»)
6 фаза 18-24 мес. Интериоризация схемы действия, формирование внутреннего плана действий

2. Репрезентативный интеллект

  Способность мыслить логически при взаимодействии с реальными объектами

Дооперациональная стадия

1 фаза 2-4 года Эгоцентризм мышления. Развитие символического и допонятийного мышления
2 фаза 4-7 лет Интуитивное (наглядное мышление)

Стадия конкретных операций

от 7 до 11-12 лет Мышление становится более гибким, появляется обратимость логических операций, уменьшается эгоцентричность. Дети способны делать умозаключения и устанавливать причинно-следственные связи

3. Стадия формальных операций

от 11-12 лет и далее Появляется способность к формулированию, проверке и оценке гипотез. Решение логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания. Гипотетико-дедуктивный характер мышления

        

В основе периодизации Ж. Пиаже лежит идея об универсальном характере развития интеллекта и фиксированной последовательности стадий.

Непрерывность интеллектуального развития обеспечивается преемственностью стадий. По мнению Пиаже, когнитивное развитие состоит из трех дискретных стадий, которые дети последовательно проходят на пути своего понимания мира

Согласно теории Пиаже, дети активно формируют свое представление об окружающей среде. Они строят свою собственную реальность посредством экспериментирования. В этом смысле Пиаже считал детей «маленькими учеными», которые исследуют окружающую среду и воспринимают новую информацию с учетом их уровня развития и доступных им способов понимания. Сталкиваясь с знакомым предметом или явлением, ребенок ассимилирует его. При встрече с чем-то новым он перестраивает имеющееся представление так, чтобы оно соответствовало изменившимся условиям. Начало каждой стадии развития интеллекта сопряжено с появлением необратимой операции данного уровня. В течение этой стадии формируется обратимость операции и подготавливается наступление следующего этапа интеллектуального развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: