Способы построения возрастной периодизации

Разделение жизненного пути человека на периоды позволяет лучше понять закономерности развития и специфику возрастных этапов.

Содержание периодов развития и их возрастные границы определяются представлениями исследователя о наиболее существенных сторонах и принципах развития.

Большинство классических периодизаций развития, по мнению Л.С. Выготского, построены одним из трех способов:

1. Стадии психического развития выделяются на основе закономерностей сопряженных процессов. Например, периодизация К. Гетчинсона построена на основе закономерностей филогенетического развития.

2. Выделение возрастных этапов происходит по критерию, характеризующему какую-то одну сторону развития. Большинство известных периодизаций построены именно этим способом.

3. Стадиальность развития выводится из особенностей становления детской психики. Например, периодизация А. Гезелла строится на основе изменения внутреннего темпа и ритма развитии.

В возрастной психологии существуют периодизации, выполненные по внешним (биологическим и социальным) и внутренним (психологическим) основаниям (рис. 1). Ранние возрастные периодизации строились на основе чисто внешних критериев, связанных как с историческими или социальными условиями развития ребенка, так и с его физиологическими задатками. Однако наиболее значимыми для понимания природы и механизмов психического развития являются периодизации, построенные на основании внутренних психологических критериев, прежде всего изменений в мотивационной и интеллектуальной сферах. Отечественные периодизации психического развития основываются на сформулированных Л.С. Выготским принципах о внутренних по отношению к развитию критериях выделения стадий, об объективности и значимости данного критерия на протяжении всего периода детства.

Большинство рассматриваемых нами в этой главе периодизаций следуют концепции стадийного развития. Несмотря на то, что критерии выделения стадий развития и их психологическое содержание различаются, ученые-исследователи сходятся в том, что стадийность развития предполагает непрерывность процесса развития, которая обеспечивает преемственность перехода от одной стадии к другой. При переходе на следующий этап развития происходят психические изменения, затрагивающие все наиболее важные процессы и функции человека, которые реорганизуют его поведение.

Американский психолог Дж. Флэйвелл предложил следующие критерии для стадий развития:

1. Стадии выделяются на основе качественных изменений. Они не связаны только с возможностью делать что-то лучше или больше, но, прежде всего, с тем, чтобы делать это по-другому. Например, ребенок сначала начинает передвигаться, ползая по полу, а лишь затем начинает ходить. Это качественно другой тип локомоции и поэтому этот аспект моторного развития является одной из характеристик стадии развития.

2. Переход от одной стадии к другой отмечается множеством одномоментных изменений различных аспектов детского поведения. Например, когда дети учатся говорить, то это предполагает понимание символического значения слов, и в то же время они начинают использовать в игре символические свойства объектов, воображая, что кубик - это машина, а кукла - это человек. Таким образом, на данной стадии наблюдается широкое распространение эффекта освоения символических функций.

3. Переходы между стадиями обычно происходят очень быстро. Хорошим примером является стремительный рост подростка. Похожая, быстрая реорганизация наблюдается и в других областях. Ребенок, осваивая родной язык, научается первым 20 словам, а затем происходит экспотенциальный рост количества выученных слов.

Взаимосвязь непрерывности и стадийности развития демонстрирует также эпигенетическая метафора, предложенная Ч. Уадингтоном. Развивающийся организм здесь представлен неким шаром, расположенным среди холмов и впадин, вдоль которых он может катиться, следуя возможным путям развития. Развитие идет вдоль одной впадины (непрерывные изменения), а затем переходит в новую впадину через критическую точку (скачкообразное изменение). Переходы в развитии приводят к изменениям в организации психики развивающегося ребенка, сохраняя преемственность с предыдущими стадиями.

 



Критерии деления жизненного пути на периоды
Рис. 1. Генетические периодизации

Развитие полового влечения (К. Штратц)
Фазы жизненного пути (Ш. Бюлер)
Внутренний психологический
Интеллект
Мотивация
Динамический и содержательный
Развитие деятельности
Этапы становления интеллекта (Э. Мейман)
Смена видов мышления (Э. Клапаред)
Становление интеллекту-альной схемы (Ж. Пиаже)
Развитие морального сознания (Л. Кольберг)
Развитие эмоций (К. Бюлер)
Развитие либидо (З.Фрейд)
Развитие идентичности (Э.Эриксон)
Развитие привязанности (Дж. Боулби)
Развитие автономии (М. Малер)
Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский)
Становление познавательной и мотивационной сторон деятельности (Д.Б. Эльконин)
Осознание ведущих мотивов деятельности (Л.И. Божович)
Становление личности в группе (А.В. Петровский)
Внешний по отношению к психике
Чисто внешний
Объективный биологический
Объективный социальный
Способ добывания пищи (К. Гетчинсон)
Темп психического развития (А. Гезелл)
Ступени образования (Р. Заззо)
Дентиция и особенности темперамента (П.П. Блонский)

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: