double arrow

Интернет-ресурсы к лекции № 4


1. http://elibrary.ru/ Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

2. http://www.psyjournals.ru. Психологические журналы. Описание. Содержание. Отдельные полнотекстовые статьи

3. Каталог психологической литературы в Интернет. (http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm)



Лекция 5. «Взаимосвязь обучения и развития»

Теории обучения

1. Ассоциативная теория обучения.На основе сенсуализма Ф. Бекона и Дж. Локка, а также педагогических трудов Я.А. Коменского. Основа обучения – это чувственное познание, в процессе которого накапливаются образы и представления, они потом сравниваются и обобщаются.

2. Гештальт-психологическая теория обучения.М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка рассматривали процесс обучения как преобразование личного опыта ребенка.

3. Бихевиоризм.Дж. Уотсон, Э. Торндайк и Б. Скиннер говорили о роли подкрепления в обучении и о том, что интерес к обучению способствует ему.

Э. Торндайк сформулировал законы научения.

Б. Скиннер сформулировал принципы программированного обучения:

- информация в процессе обучения должна предъявляться небольшими порциями;




- необходимо проводить контроль за усвоением каждой порции информации до предъявления следующей (при этом следует использовать и самоконтроль обучающихся);

- объем, форма и содержание новой информации должны варьироваться и корректироваться в зависимости от степени усвоения предыдущего материала.

Такой вид обучения, построенный на обратной связи, позволяет педагогу и ученику иметь четкие представления о результативности обучения, развивает самостоятельность, учитывает индивидуальные особенности усвоения знаний.

Алгоритмическое обучение, так же как и программированное, строится на кибернетическом подходе и определяет дидактический процесс как последовательное применение общих схем (или алгоритмов) усвоения знаний:

• выделение условий, необходимых для осуществления учебных действий;

• выделение самих учебных действий;

• определение способа обратной связи (в первую очередь, между обучающимися и результатами их учебных действий).

Однако, и программированное, и алгоритмическое виды обучения не стимулируют творческие процессы и имеют ограничения, связанные с возрастными возможностями обучающихся, т.к. во многом опираются на их самоконтроль и самооценку.

4. Когнитивный подход к обучению. Дж. Брунер рассматривал обучение как изменение содержания отражаемых в сознании человека объектов и знаний о них.

Брунер обратил внимание на то, что в процессе учения происходит выход субъекта за пределы заданной информации: ученик конструирует модели информации при ее переработке, выдвигая гипотезы о причинах и связях изучаемых явлений. Брунер принимал активное участие в подготовке реформы образования в США в 60-х годах. Его фундаментальная работа «Процесс обучения» (1960) была переведена на 19 языков, в том числе и на русский в 1962 году. Она оказала большое влияние на систему образования во многих странах. В ней Брунер, в частности, утверждает, что «любого человека в любом возрасте можно обучить основам любой науки, если найти правильную форму преподавания».



В своих исследованиях Брунер изучал роль структуры знаний в обучении («обучение требует не просто усвоения фактов, а понимания основных отношений в структуре предмета»), готовность ребенка к обучению, которую считал поддающейся целенаправленному формироанию, развивал идею спиралевидной (постепенно усложняющейся) программы обучения как активного приобщения ребенка к культуре. По мнению Брунера, учение - это процесс сознания ребенком собственного «культурного опыта», который носит социальный характер и обусловлен конкретным культурно-историческим контекстом.

Подход отечественных психологов к пониманию развития ребенка принципиально отличался от взгляда зарубежных психологов тем, что психика рассматривалась как особая форма отражения, возникающая в процессе деятельности и передающая, в первую очередь, культурные свойства объектов и явлений.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что культурные свойства не могут быть выведены прямо из физических свойств объектов. Это обстоятельство указывает на особую роль взрослого как носителя культуры в развитии психики ребенка.



А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие говорили, что любая деятельность предполагает в своем составе две части - предварительную, связанную с анализом и ориентировкой в ситуации и исполнительскую. Именно поэтому освоение любой деятельности влечет за собой соответствующее развитие психики ребенка.

В качестве основного ориентира в разработке отечественными психологами теорий обучения выступает теория учебной деятельности Л.С. Выготского, которая строится на сформулированном им основном принципе современной дидактики о ведущей роли обучения в развитии личности и, следовательно, предполагает создание системы развивающего обучения. Идея развивающего обучения разрабатывалась З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Л.В. Занковым и другими отечественными психологами.







Сейчас читают про: