Подходы к соотношению процессов обучения и развития

Л.С. Выготский в начале прошлого века классифицировал психологические теории по соотношению развития и обучения, выделив три группы таких теорий.

1. Первая группа теорий (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже): развитие и обучение - это независимые процессы. Обучение понималось как чисто внешний процесс, который должен быть согласован с ходом развития, использующий достижения такого развития, но не изменяющий его. Развитие и созревание являются здесь предпосылкой, а не результатом обучения. «Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу». Традиционная образовательная практика и сама логика построения учебных программ в ней хорошо объясняются данной теорией. Классический дидактический принцип доступности обучения, по сути, призывает опираться в обучении на исходный уровень развития.

2. Вторая группа теорий (В. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка): обучение и развитие — это один процесс. Развитие сводится к накоплению всевозможных привычек. Наиболее яркими представителями этой теории являются. Исходя из основных положений второй теории, любое обучение автоматически является развивающим.

Третья группа теорий: развитие и обучение взаимосвязаны.

Развитие - это процесс, независимый от обучения, развитие подготавливает и делает возможным обучение, а обучение стимулирует и продвигает развитие. Развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие.

Эти три теории соотношения обучения и развития, описанные Выготским, с некоторыми модификациями существуют и в современной психологии.

Разные подходы к соотношению развития и обучения связаны с тем, как определяется само понятие развитие и что выступает в качестве показателей этого процесса. Разные авторы выделяют различные показатели в процессе обучения. Так, только в отечественной психологии существует достаточно большая вариативность в трактовке таких показателей: П.П. Блонский считал такими показателями способность индивида к движению от абстрактного к конкретному и обратно, дисциплинированность мышления; Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская - обучаемость как способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения; Ю.А. Самарин - сочетание системности и динамичности знаний (умение их применять в разнообразных условиях); Л.В. Занков - чувственный опыт, познание сущности явлений, решение практических задач; Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов - теоретическое мышление; Е.Н. Кабанова-Меллер - перенос приемов умственной деятельности; З.И. Калмыкова - фонд оперативных знаний и обучаемость.

Разрабатывая классификацию Выготского, В.В. Давыдов отмечал, что первую из них можно назвать теорией независимости психического развития от обучения и воспитания человека, вторая теория признает взаимосвязь психического развития и обучения (Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская и другие), а третья обучение и воспитание рассматривает как необходимые и всеобщие формы развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Эти формы представлены в различных видах стихийного и специально организуемого общения, в котором человек присваивает достижения культуры. Такое присвоение играет важную роль в его развитии.

Еще одна концептуальная разработка отечественных психологов в понимании соотношения развития и обучения - теория проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.М. Махмутов и д.р.). Одно из основных положений этой теории состоит в том, что проблемная ситуация, как познавательная задача, характеризующаяся противоречием между имеющимися знаниями и предъявляемыми требованиями, вызывает у учащихся стремление к самостоятельным поискам ее решения путем анализа условий, актуализации имеющихся знаний и способов обработки информации, творческого подхода.

Проблемное обучение включает в себя следующие этапы: осознание проблемной ситуации; анализ ситуации и формулировка проблемы; решение проблемы в форме выдвижения, смены и проверки гипотез; проверка решения.

Такое обучение способствует развитию творческого мышления и самостоятельности, обеспечивает прочность знаний, т.к. эмоционально по своей природе. Однако, проблемное обучение не может быть единственным видом построения образовательного процесса, т.к. репродуктивные методы обучения более экономичны при усвоении значительной части школьной программы (аксиомы, факты и т.п.).

Контрольные вопросы к лекции № 5

1. Как понимался процесс обучения в ассоциативной теории?

2. В чем суть подхода к обучению в гештальт-психологии?

3. Какие законы и типы обучения открыты в бихевиоризме?

4. В чем состоит когнитивный подход к обучению?

5. В каких теориях обучение и развитие не зависят друг от друга?

6. В каких теориях обучение и развитие понимается как один процесс?

7. В каких теориях изучается взаимосвязь процессов обучения и развития?

8. Что такое развивающее обучение?

9. Какие теории развивающего обучения созданы в отечественной психологии?

10. В чем суть проблемного обучения?

Литература к лекции № 5

1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2010.

2. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2008.

Интернет-ресурсы к лекции № 5

1. http://elibrary.ru/ Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

2. http://www.psyjournals.ru. Психологические журналы. Описание. Содержание. Отдельные полнотекстовые статьи

3. Каталог психологической литературы в Интернет. (http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm)

4. Психологическая библиотека. (http://www.bookap.by.ru/)

5. Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology

6. Электронная библиотека портала Auditorium.ru. (http://www.auditorium.ru)



Лекция 6. «Проблема периодизации психического развития»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: