Условия развития речи

Благоприятные Неблагоприятные
1. Тип общения ребенка со взрослым: эмоциональный или деловой? 2. Говорить громко, четко и ясно 3. Добиваться от ребенка внятного произношения 4. Включать речь в предметные действия 5. Рассказывать сказки, читать стихи 6. Давать поручения 1. Недостаток общения 2. Слишком хорошее понимание ребенка

        

Развитие памяти в раннем детстве.

Имея непроизвольный характер, память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания, т.е. представления о действиях, свойствах предметов, их назначении, возникающие в результате практических действий ребёнка. Постепенно память освобождается от опоры на восприятие и появляется сильная эмоционально-ассоциативная память (мама одевается – скоро должна уйти). В раннем возрасте также присутствует особая форма памяти – эйдетическая, которая представляет собой буквальное «считывание» информации с подробного внутреннего образа.

Развитие внимания в раннем детстве.

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Перемещение в пространстве открывает для ребёнка новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание. Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой – совершенствовать свойства самого внимания – распределение, переключение. Под влиянием речи начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.

Воображение в раннем возрасте функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними, но имеет огромное значение для общего развития познания ребёнком окружающего мира.

Особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте

В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоционально-волевое, нравственное становление и развитие личности. Приобщение к миру взрослых проявляется в избирательном подражании, которое с возрастом становится все более частым и сложным. Подражание ребенка в первые три года зависит от уровня его когнитивного развития, определяющего, какие формы поведения ребенок сочтет привлекательными и при этом выполнимыми. Западные исследователи указывают на то, что степень желания походить на другого и уровень эмоционального возбуждения, вызванного другим человеком, определяет то, кому ребенок будет подражать, а стремление к тем или иным целям определит то, чему он будет подражать. Тенденция подражать взрослому лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности – предметной или процессуальной игры.

Процессуальная игра - многократное воспроизведение процессуальной стороны деятельности взрослых при воображаемом результате. Л.С.Выготский назвал ее квази-игрой, характеризующейся формальностью, отсутствием осознания, роли и воображаемой ситуации.

 Ребенок либо без конца выполняет одно и то же действие, либо осуществляет несколько действий без какой-либо логической связи. Смысл такой игры заключается в самом процессе действия.

С первых месяцев жизни ребенка окружают предметы, специально предназначенные для детей и требующие совершенно иных способов действия – детские игрушки.

 

Действия с предметами – орудиями Действия с игрушками
1. требуют определенных и жестко фиксированных способов действия 2. направлены на результат 1. полная свобода действий 2. осуществляются без определенной цели

 

В начале второго года жизни игрушка выступает для ребенка в том же качестве, что и любой предмет, с которым можно манипулировать.

Постепенно на протяжении второго года жизни дети усваивают игровое назначение предметов.

Становление игровых действий проходит в три этапа:

1) игровые действия тесно связаны с конкретными предметами, с которыми они играли вместе со взрослым.

2) игровые действия распространяются на другие похожие предметы.

3) игровые действия переносятся на любые предметы.

Ребенок воспроизводит одни и те же действия с разными предметами, как бы обобщая это действие, и таким образом играет. В переносе действия с одного предмета на другой осуществляется отделение действия от самого предмета.

Например: ребенок вместе с мамой одевает кукле носочки. Затем, на втором этапе, ребенок начинает надевать носочки практически на все возможные предметы: на дверные ручки, на ножки стула…. И, наконец, ребенок начинает одевать на все возможные предметы не только носочки, но и перчатки, шапку…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: