Кризис 7 лет и психологическая готовность к школе

В возрасте 6-7 лет происходят значительные изменения во всех сторонах психического развития ребенка. Мы рассмотрим изменения в мотивационно-личностной сфере детей, которые происходят к концу дошкольного возраста.

1. Изменения мотивации (М.Р. Гинзбург). Мотивы, побуждающие идти в школу:

§ Учебный – основан на познавательной потребности

§ Социальный – принятие общественной необходимости учения

§ Позиционный – стремление занять новое положение в отношениях с окружающими

§ Внешний – подчинение требованиям взрослого

§ Игровой

§ Отметка.

Эти мотивы складываются в иерархию, где ведущими могут быть любые. Чаще всего у 6-леток в ДОУ ведущим мотивом является игровой в сочетании с социальным или позиционным. У 6-леток в школе – позиционный и учебный формируются медленнее, чем при дошкольном типе жизни.

2. Изменение самооценки (Е.З. Басина).

В 6 лет ребенок положительно относится к себе независимо от конкретной сферы. Реальное и идеальное состояние отдельных качеств дети оценивают максимально положительно.

К 7 годам Я-реальное и Я-идеальное начинают различаться по всем сферам. Я-реальное выше среднего (как у взрослых), а Я-идеальное – очень высоко (инфантилизм).

3. Общение со взрослым.

Появляется новая схема взаимодействия ребенка с посторонним взрослым. 6-летний ребенок воспринимает постороннего человека как знакомого, а 7-летний – по-разному, т.к. начинает понимать, что правила общения с посторонними и близкими людьми различаются. При поступлении в школу возникает новая форма взаимодействия ребенка и взрослого – деловое сотрудничество. Оно предполагает способность ребенка слышать и выполнять инструкции взрослого по выполнению задания, анализировать задания.

4. Произвольность поведения и умственной деятельности.

§ Возникает представление о постороннем взрослом

§ Возникает позиционное действие – умение действовать свободно относительно условий предъявления задания.

§ Возникает произвольное моторное действие – способность удерживать задание.

§ Становление позиции школьника.

§ Различение Я-реального и Я-идеального.

Дошкольный возраст завершается кризисом 7 лет. Л.С. Выготский в работе «Кризис 7 лет» выделяет основные симптомы кризиса – манерничанье и кривляние. Их причина – потеря детской непосредственности вследствие обобщения переживаний (представление о собственных возможностях).

Л.И. Божович связывала кризис с формированием внутренней позиции школьника. Источник кризиса – несоответствие позиции школьника старой системе отношений, характерных для дошкольного детства. Позиция школьника – это особая система потребностей, связанных с учением как новой общественно значимой деятельностью.

Т.А. Нежнова выделила этапы становления позиции школьника:

1. 6-7 лет – дети хотят в школу, но стремятся сохранить дошкольный образ жизни. Школа привлекает с внешней стороны.

2. Конец 1 класса – ориентация на содержательные моменты школьного обучения. Но на социальные, а не учебные.

3. Конец 2 класса – собственно позиция школьника, включающая социальную направленность и ориентацию на учебное содержание.

Кризис (по Выготскому) завершается обобщением переживаний и возникновением внутренней психической жизни. Одно из главных новообразований кризиса – способность и потребность в социальном функционировании (М.Г. Елагина).

Симптомы кризиса 7 лет

Общие:

1. Манерничанье и кривляние (Выготский)

2. Отсутствие реакции на просьбы и замечания в привычной ситуации

3. Непослушание, спор

4. Нарочито «взрослое» поведение в семье

5. Интерес к своему внешнему виду

К.Н. Поливанова выделила три группы симптомов кризиса:

Правило взрослого

1. Пауза. Отсутствие реакции на обращение взрослого, а затем невыполнение требования или отказ. Возникает в привычных ситуациях. Один из предвестников трудновоспитуемости.

2. Спор – возникает после паузы. Ребенок оспаривает требование взрослого (само требование, время его выполнения, сравнивает себя с другими). Спор иногда переходит в упрямство.

3. Непослушание – невыполнение привычных требований, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел требованиям родителей, отказ остановить демонстративное действие. Это конкретные проявления трудновоспитуемости.

4. Хитрость – нарушение норм в скрытой форме. Создание ситуаций, в которых ребенком может извлечь для себя выгоду. Это не злостное вранье, а шутка.

Просьба взрослого
Пауза или спор
Выполнение
Не выполнение
Хитрость
5. Упрямство – действие не в логике ситуации, а в логике аффекта. Проявляется независимо от содержания ситуации. Настаивает на своем не потому, что ему действительно это надо, а потому, что он уже высказал свое желание.

6. Требовательность – индивидуальная форма возрастного поведения. Занудство.

7. Капризы – реакция на неуспех, как продолжение упрямства и требовательности.

8. Болезненная реакция на критику – особенно ярко по поводу школы.

Нейтральные симптомы

1. «Взрослое» поведение – частный случай манерничанья и кривляния. Демонстративная рассудительность, карикатурная взрослость в поведении.

2. Внимание к собственной внешности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: