В возрасте 6-7 лет происходят значительные изменения во всех сторонах психического развития ребенка. Мы рассмотрим изменения в мотивационно-личностной сфере детей, которые происходят к концу дошкольного возраста.
1. Изменения мотивации (М.Р. Гинзбург). Мотивы, побуждающие идти в школу:
§ Учебный – основан на познавательной потребности
§ Социальный – принятие общественной необходимости учения
§ Позиционный – стремление занять новое положение в отношениях с окружающими
§ Внешний – подчинение требованиям взрослого
§ Игровой
§ Отметка.
Эти мотивы складываются в иерархию, где ведущими могут быть любые. Чаще всего у 6-леток в ДОУ ведущим мотивом является игровой в сочетании с социальным или позиционным. У 6-леток в школе – позиционный и учебный формируются медленнее, чем при дошкольном типе жизни.
2. Изменение самооценки (Е.З. Басина).
В 6 лет ребенок положительно относится к себе независимо от конкретной сферы. Реальное и идеальное состояние отдельных качеств дети оценивают максимально положительно.
|
|
К 7 годам Я-реальное и Я-идеальное начинают различаться по всем сферам. Я-реальное выше среднего (как у взрослых), а Я-идеальное – очень высоко (инфантилизм).
3. Общение со взрослым.
Появляется новая схема взаимодействия ребенка с посторонним взрослым. 6-летний ребенок воспринимает постороннего человека как знакомого, а 7-летний – по-разному, т.к. начинает понимать, что правила общения с посторонними и близкими людьми различаются. При поступлении в школу возникает новая форма взаимодействия ребенка и взрослого – деловое сотрудничество. Оно предполагает способность ребенка слышать и выполнять инструкции взрослого по выполнению задания, анализировать задания.
4. Произвольность поведения и умственной деятельности.
§ Возникает представление о постороннем взрослом
§ Возникает позиционное действие – умение действовать свободно относительно условий предъявления задания.
§ Возникает произвольное моторное действие – способность удерживать задание.
§ Становление позиции школьника.
§ Различение Я-реального и Я-идеального.
Дошкольный возраст завершается кризисом 7 лет. Л.С. Выготский в работе «Кризис 7 лет» выделяет основные симптомы кризиса – манерничанье и кривляние. Их причина – потеря детской непосредственности вследствие обобщения переживаний (представление о собственных возможностях).
Л.И. Божович связывала кризис с формированием внутренней позиции школьника. Источник кризиса – несоответствие позиции школьника старой системе отношений, характерных для дошкольного детства. Позиция школьника – это особая система потребностей, связанных с учением как новой общественно значимой деятельностью.
|
|
Т.А. Нежнова выделила этапы становления позиции школьника:
1. 6-7 лет – дети хотят в школу, но стремятся сохранить дошкольный образ жизни. Школа привлекает с внешней стороны.
2. Конец 1 класса – ориентация на содержательные моменты школьного обучения. Но на социальные, а не учебные.
3. Конец 2 класса – собственно позиция школьника, включающая социальную направленность и ориентацию на учебное содержание.
Кризис (по Выготскому) завершается обобщением переживаний и возникновением внутренней психической жизни. Одно из главных новообразований кризиса – способность и потребность в социальном функционировании (М.Г. Елагина).
Симптомы кризиса 7 лет
Общие:
1. Манерничанье и кривляние (Выготский)
2. Отсутствие реакции на просьбы и замечания в привычной ситуации
3. Непослушание, спор
4. Нарочито «взрослое» поведение в семье
5. Интерес к своему внешнему виду
К.Н. Поливанова выделила три группы симптомов кризиса:
Правило взрослого
1. Пауза. Отсутствие реакции на обращение взрослого, а затем невыполнение требования или отказ. Возникает в привычных ситуациях. Один из предвестников трудновоспитуемости.
2. Спор – возникает после паузы. Ребенок оспаривает требование взрослого (само требование, время его выполнения, сравнивает себя с другими). Спор иногда переходит в упрямство.
3. Непослушание – невыполнение привычных требований, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел требованиям родителей, отказ остановить демонстративное действие. Это конкретные проявления трудновоспитуемости.
4. Хитрость – нарушение норм в скрытой форме. Создание ситуаций, в которых ребенком может извлечь для себя выгоду. Это не злостное вранье, а шутка.
Просьба взрослого |
Пауза или спор |
Выполнение |
Не выполнение |
Хитрость |
6. Требовательность – индивидуальная форма возрастного поведения. Занудство.
7. Капризы – реакция на неуспех, как продолжение упрямства и требовательности.
8. Болезненная реакция на критику – особенно ярко по поводу школы.
Нейтральные симптомы
1. «Взрослое» поведение – частный случай манерничанья и кривляния. Демонстративная рассудительность, карикатурная взрослость в поведении.
2. Внимание к собственной внешности.