Ведущая деятельность: учебная

Учебная деятельность направлена на усвоение ЗУН, выработанных человечеством.

Предмет учебной деятельности - знания и действия как элементы культуры, которые сначала существуют объективно по отношению к ученику. Усваивая эти знания, ученик меняется внутренне.

Результат учебной деятельности - самоизменение и саморазвитие ученика. Ведущей учебная деятельность является потому, что она опосредует систему отношений ребенка и общества.

Учебная деятельность общественна по содержанию, форме и смыслу. В ней формируются не только новые ЗУНы, но и вся личность ученика.

Структура учебной деятельности - это система взаимосвязанных компонентов:

1. Учебные мотивы

2. Учебные задачи

3. Учебные действия

4. Действия контроля

5. Действия оценки

Учебная задача - представление о том, что предстоит освоить. Учебная задача и учебное задание различаются: Учебная задача - овладеть правилами орфографии. Учебное задание - вставить пропущенные буквы в слова. Учебная задача предполагает овладение общим способом решения целого класса практических заданий. Способы обучения самостоятельному выделению учебной задачи:

1) Вопрос - чему научились на уроке?

2) Объяснять смысл отдельных упражнений.

3) Сравнивать задания на одно и то же правило.

4) Планировать задания по темам.

5) Сравнивать новые умения с уже сформированными.

Учебные действия - это приемы учебной работы.

Учебные действия есть общие (приемы заучивания) и частные (звуковой анализ слова).

Действия контроля - это указания на правильность выполнения задания. Постепенно передаются от учителя к ученику.

Действия оценки - определяют насколько успешно выполнено задание.

Сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельность ее выполнения обеспечивает ведущую роль учения в жизни младшего школьника.

Учебная деятельность включает умения:

1) выделять и удерживать учебную задачу

2) самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач

3) адекватно оценивать и контролировать свою деятельность

4) владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности

5) использовать логические операции

6) владеть и пользоваться теоретическими обобщениями

7) уметь участвовать в коллективных видах деятельности

8) творческая активность

Психологические новообразования.

Младший школьный возраст - это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

1. интеллектуальная рефлексия - способность к осознанию содержания своих действий и их оснований.

2. личностная рефлексия - способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей

3. внутренний план действий

4. самоконтроль

5. словесно-логическое мышление

6. произвольность психических процессов на основе интериоризации действий контроля

7. самоорганизация внимания

8. деятельность наблюдения

9. осмысленная память: выделение мнемической задачи и владение приемами запоминания

10. притязание на признание родителей, учителей и сверстников

11. ответственность как черта личности

Адаптация к школе.

Трудности:

1. новое школьное пространство

2. новый режим дня

3. новый коллектив сверстников

4. новые правила поведения

5. взаимоотношения с учителем

6. новые отношения в семье

Период адаптации к школе длится от двух мес. до года.

Психологические особенности периода адаптации к школе:

1. Ребенок сам справиться с трудностями не может - ему нужна «золотая середина» между самостоятельностью и опекой родителей.

2. Психологическая поддержка родителей проявляется в соблюдении школьных ритуалов.

3. Вспышка конформизма - стремление выполнять все, что сказал учитель. Связана с особой ценностью норм и правил школьной жизни.

4. Не обсуждать при ребенке учителя и школьную программу.

5. Эмоциональные акценты и ценности, передаваемые в общении с ребенком дома:

Тебя сегодня не ругали? - ценность послушания. А кто еще получил пятерку? - ценность престижа. Из окон тебе не дует? - ценность здоровья. С кем тебя посадили? - ценность общения.

Причины школьной дезадаптации:

1. Несформированность элементов учебной деятельности.

2. Низкий уровень произвольности, памяти и внимания.

3. Психологическая зависимость от взрослых.

4. Нарушения в развитии личности.

5. Направленность на внешкольные интересы.


 

 

 

 


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: