Учебная деятельность направлена на усвоение ЗУН, выработанных человечеством.
Предмет учебной деятельности - знания и действия как элементы культуры, которые сначала существуют объективно по отношению к ученику. Усваивая эти знания, ученик меняется внутренне.
Результат учебной деятельности - самоизменение и саморазвитие ученика. Ведущей учебная деятельность является потому, что она опосредует систему отношений ребенка и общества.
Учебная деятельность общественна по содержанию, форме и смыслу. В ней формируются не только новые ЗУНы, но и вся личность ученика.
Структура учебной деятельности - это система взаимосвязанных компонентов:
1. Учебные мотивы
2. Учебные задачи
3. Учебные действия
4. Действия контроля
5. Действия оценки
Учебная задача - представление о том, что предстоит освоить. Учебная задача и учебное задание различаются: Учебная задача - овладеть правилами орфографии. Учебное задание - вставить пропущенные буквы в слова. Учебная задача предполагает овладение общим способом решения целого класса практических заданий. Способы обучения самостоятельному выделению учебной задачи:
|
|
1) Вопрос - чему научились на уроке?
2) Объяснять смысл отдельных упражнений.
3) Сравнивать задания на одно и то же правило.
4) Планировать задания по темам.
5) Сравнивать новые умения с уже сформированными.
Учебные действия - это приемы учебной работы.
Учебные действия есть общие (приемы заучивания) и частные (звуковой анализ слова).
Действия контроля - это указания на правильность выполнения задания. Постепенно передаются от учителя к ученику.
Действия оценки - определяют насколько успешно выполнено задание.
Сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельность ее выполнения обеспечивает ведущую роль учения в жизни младшего школьника.
Учебная деятельность включает умения:
1) выделять и удерживать учебную задачу
2) самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач
3) адекватно оценивать и контролировать свою деятельность
4) владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности
5) использовать логические операции
6) владеть и пользоваться теоретическими обобщениями
7) уметь участвовать в коллективных видах деятельности
8) творческая активность
Психологические новообразования.
Младший школьный возраст - это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
1. интеллектуальная рефлексия - способность к осознанию содержания своих действий и их оснований.
2. личностная рефлексия - способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей
|
|
3. внутренний план действий
4. самоконтроль
5. словесно-логическое мышление
6. произвольность психических процессов на основе интериоризации действий контроля
7. самоорганизация внимания
8. деятельность наблюдения
9. осмысленная память: выделение мнемической задачи и владение приемами запоминания
10. притязание на признание родителей, учителей и сверстников
11. ответственность как черта личности
Адаптация к школе.
Трудности:
1. новое школьное пространство
2. новый режим дня
3. новый коллектив сверстников
4. новые правила поведения
5. взаимоотношения с учителем
6. новые отношения в семье
Период адаптации к школе длится от двух мес. до года.
Психологические особенности периода адаптации к школе:
1. Ребенок сам справиться с трудностями не может - ему нужна «золотая середина» между самостоятельностью и опекой родителей.
2. Психологическая поддержка родителей проявляется в соблюдении школьных ритуалов.
3. Вспышка конформизма - стремление выполнять все, что сказал учитель. Связана с особой ценностью норм и правил школьной жизни.
4. Не обсуждать при ребенке учителя и школьную программу.
5. Эмоциональные акценты и ценности, передаваемые в общении с ребенком дома:
Тебя сегодня не ругали? - ценность послушания. А кто еще получил пятерку? - ценность престижа. Из окон тебе не дует? - ценность здоровья. С кем тебя посадили? - ценность общения.
Причины школьной дезадаптации:
1. Несформированность элементов учебной деятельности.
2. Низкий уровень произвольности, памяти и внимания.
3. Психологическая зависимость от взрослых.
4. Нарушения в развитии личности.
5. Направленность на внешкольные интересы.