Лекция 13.Фундаментальные принципы сравнительной оценки

Содержание, преимущества и недостатки сравнительной оценки.

Цель сравнительной оценки состоит в определении стоимости активов на основе рыночной цены аналогичных активов.

Сравнительная оценка включает в себя два основных компонента:. 1) Приведение цен в стандартизированный вид, что обычно достигается путем использования мультипликаторов прибыли, балансовой стоимости или объема продаж.

2) Поиск сопоставимых компаний, что трудно сделать, поскольку не существует двух идентичных фирм. Компании в одном и том же бизнесе могут отличаться друг от друга по таким параметрам, как риск, потенциал роста и денежные потоки. В этом случае ключевым становится вопрос о том, как смягчать эти различия при помощи мультипликаторов.

Использование сравнительной оценки широко практикуется по следующим причинам:

1) оценку стоимости компании по мультипликаторам и сопоставимым фирмам можно провести значительно быстрее по сравнению с оценкой доходным методом.

2) сравнительную оценку проще понять и легче представить заказчикам, чем оценку через дисконтирование денежных потоков.

3) Сравнительная оценка отражает текущее состояние рынка, поскольку этот подход измеряет относительную, а не внутреннюю стоимость. Например, на рынке, где повышаются курсы всех акций интернет-компаний, сравнительная оценка приведет к более высокой стоимости таких акций, чем оценки дисконтированных денежных потоков.

К недостаткам сравнительной оценки можно отнести следующее:

1) При использовании сравнительной оценки могут игнорироваться ключевые переменные, такие как риск, рост или потенциал денежных потоков.

2) Тот факт, что мультипликаторы отражают настроение рынка, также означает, что использование сравнительной оценки для определения стоимости актива может привести к значениям, которые слишком высоки, когда рынок переоценивает сопоставимые фирмы, или слишком низки, когда рынок их недооценивает.

3) Данный подход особенно подвержен манипуляциям, так аналитик, имеющий возможность выбора мультипликаторов для проведения оценки и отбора сопоставимых фирм, способен обосновать почти любое значение стоимости.

 

Виды мультипликаторов

Цена акции зависит от стоимости собственного капитала компании и числа акций этой компании. Таким образом, увеличение числа акций компании вдове, уменьшит курс одной ее акции примерно в два раза. Поскольку ее цена определяется числом долевых бумаг фирмы, никогда нельзя сопоставлять такие курсы для разных фирм. Чтобы сравнить значения стоимости для похожих фирм на рынке, нужно стандартизировать каким-то образом значения стоимости. Этого можно достичь путем их стандартизации относительно генерируемой прибыли, балансовой стоимости, получаемой выручки или показателей, являющихся специфическими для фирм данного сектора. В связи с этим выделяют следующие виды мультипликаторов:

 

1. Мультипликатор «цена/прибыль» рассматривает стоимость актива как функцию от прибыли, создаваемой этим активом. Когда приобретается акция, обычно на уплачиваемую цену смотрят как на мультипликатор создаваемой компанией прибыли на одну акцию. При покупке самого бизнеса обычно исследуют стоимость фирмы, обращаясь к мультипликатору операционного дохода или прибыли до уплаты процентов, налогов и начисления амортизации.

2.Мульпликатор «цена/балансовая стоимость». Здесь важно учитывать, что балансовая стоимость определяется правилами бухгалтерского учета и сильно зависит от первоначальной цены, уплаченной за активы, а также от сделанных после этого различных бухгалтерских корректировок (таких, как начисление износа). Инвесторы часто используют этот мультипликатор как меру того, насколько переоценена или недооценена акция.

3.Мультипликатор «цена/выручка». Данный мультипликатор в гораздо меньшей степени зависит от особенностей бухгалтерского учета и заключается в использовании отношения стоимости актива к выручке, им создаваемой. Преимущество использования мультипликаторов выручки заключается в том, что при различных работающих системах бухгалтерского учета значительно облегчается сопоставление фирм на разных рынках.

4.Специфические мультипликаторы секторов. Мультипликаторы прибыли, балансовой стоимости и выручки можно рассчитать для фирм в любом секторе и для целого рынка, но существуют некоторые мультипликаторы, которые являются специфическими для того или иного сектора. Например, когда интернет-фирмы впервые появились на рынке в конце 1990-х годов, они имели отрицательную прибыль, а также ничтожно малые значения выручки и балансовой стоимости. И использование указанных мультипликаторов было затрудненно. Тогда аналитики, искавшие мультипликатор для проведения оценки этих фирм, делили рыночную стоимость каждой из этих фирм на количество посещений веб-сайта этой фирмы, что является примером специфического мультипликатора.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: