Понятие управленческого консалтинга

Лекция

Тема: Понятие и сущность управленческого консультирования

1. Понятие управленческого консультирования

2. Становление управленческого консультирования в России.

3. Сущность управленческого консультирования в современной рыночной экономике. 

4. Создание консультационных организаций

 

Понятие управленческого консалтинга

Под консалтингом понимается специализированная экспертная помощь, оказываемая внешними консультантами в решении производственных и иных проблем (с лайд 1).

Консультирование — это процесс оказания помощи человеку в решении возникшей проблемы, поиск решений или рекомендации о том, как справиться со сложившейся ситуацией при которой консультант не выполняет задачу самостоятельно, а только оказывает помощь в ее выполнении;

- это набор услуг, оказываемых специально обученными и имеющими соответствующую квалификацию лицами, которые помогают человеку выявить и проанализировать проблемы и рекомендуют решения этих проблем, а также, при необходимости, оказывают помощь в реализации предложенных решений;

-это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.

Консультирование может рассматриваться и как профессиональная услуга, и как способ оказания практической помощи. Вы выступаете в роли консультанта всякий раз, когда предпринимаете попытку изменить или улучшить ситуацию, но при этом прямой контроль над осуществлением действий по ее изменению или улучшению вам не принадлежит.

Слайд 2. Управленческое консультирование – это метод улучшения практики управления, осуществляемый в это форме услуг (советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений);

- это деятельность, направленная на совершенствование форм управления и ведения бизнеса;

-это услуги, оказываемые не­зависимыми и профессионально подготовленными специалистами, чтобы помочь менеджеру в организации производства, в решении управленческих и производственных проблем.

Основная цель управленческого консультированиязаключается в улучшении качества ру­ководства, повышении эффективности деятельности организации.

Задачей управленческого консультирования является предоставление консультан­том клиенту определенных механизмов и методик для решения выявленных проблем, выработки стратегиче­ского плана развития организации.

Консультант знакомит клиента с организационными процессами и технологическими приемами, помогает ему приобре­сти особые знания и освоить необходимые методы, определить и осуществить соответствующую стратегию их использования, оказывает помощь в осуществлении организационных и технологических изменений.

Продуктом консультационной деятельности является консультационная услуга, оказываемая клиенту. Под услугой в этом смысле понимается осуществление деятельно­сти, которая является полезной и приемлемой для клиента.

Консультационная услуга представляет собой совет, рекомендацию, анализ, оценку, прогноз, справку и т. п. в предметной области интересов (проблем) клиента, т. е. продукт консультационной деятельности, получаемый в процессе взаимодействия субъек­та (консультанта) и объекта (клиент/клиентская организация и ее проблемы, задачи, про­цессы) консультирования.

Консалтинговым услугам присущи общие и специфические черты - характерные только для них.
   Общими чертами услуг являются:
1. Неосязаемость услуг (нет запаха и цвета;                                                                                                                                                                 2. Неотделимость от источника. Консультант является составной частью услуги и консалтинговые услуги практически невозможно распространять через посредников;
3. Непостоянство качества. Качество услуг зависит от профессионального опыта консультантов, их образования, мотивации. Кроме того, качество услуг одного и того же консультанта может быть по-разному оценено различными клиентами;                                                                                                                                                            4. Несохраняемость. Услуги невозможно хранить. Консалтинговые компании не могут делать «отчеты про запас» или «на продажу».
Специфические черты консалтинговых услуг:
1. Профессиональность потребителей консалтинговых услуг. Менеджеры компании, на который ориентированы консалтинговые услуги, является профессионалами в своей сфере;
2. Ограниченное число потребителей услуг. Обычно консалтинговыми услугами пользуются находящиеся в стадии роста или развития ведущие компании;
3. Тесное общение потребителя и поставщика услуг;
4. Консалтинговые услуги не являются предметом первой необходимости. За консалтинг никогда не отдают последние деньги;
5. Консалтинговые услуги имеют длительный процесс продажи. Процесс переговоров может длиться и полгода, и год;
6. Уникальность. Услуги большинства консультантов нестандартны, поэтому нельзя сравнивать цены различных консультантов;
7. Необратимость услуг. Многие консалтинговые услуги приводят к необратимым изменениям в состоянии клиентской организации. консалтинговыми компаниями.

Консультационные услуги оказывают консультационные организации и частные консультанты.

Консультационные организации – самостоятельные независимые коммерческие организации, оказывающие услуги на контрактно-договорной основе.

Индивидуальные консультанты – лица, дающие консультации по вопросам своей специальности.

В настоящее время структуру (классификацию) консалтинговых структур России можно представить следующим образом:

1. Индивидуальные консультанты обычно начинали карьеру в научно-исследовательских институтах или учебных заведениях. Будучи достаточно компетентными в своей области, они выступают, как правило, квалифицированными экспертами в отдельных областях консультирования, специализируются на тренингах и обучении, процессном и психологическом консультировании.

2. Малые и средние организации, ориентированные на процессное консультирование. Они как правило специализируются на вопросах стратегического планирования, управления персоналом, организационного развития. Как малых, так и фирм среднего масштаба в России довольно мало.

3. Малые экспертно-ориентированные фирмы. Такие фирмы работают в различных узких областях экспертных знаний (финансы, законодательство, налогообложение, маркетинг отдельных отраслей промышленности, инвестиционное проектирование или региональное развитие). Консультационные услуги, которые предлагают такие эксперты, в основном заключаются в финансовом аудите и составлении бизнес-планов или инвестиционных программ. Основная часть консультационной работы в России осуществляется именно этой категорией фирм.

4. Крупные экспертно-ориентированные фирм ы. Таких фирм в России крайне мало. Обычно это корпорации, специализирующиеся на создании новых информационных технологий и автоматизированных систем управления или занимающиеся разработкой и сопровождением комплексных инвестиционных проектов.

5. Крупные государственные научные центры. Это научно-исследовательские институты, академии, университеты и т.д. Скудость бюджета заставляет эти структуры постепенно выходить на свободный рынок и учиться «продавать» свои экспертные знания.

6. Фирмы, занимающиеся кроме консалтинга другими видами деятельности. Для них характерна комбинация консультирования и других видов деятельности (торговля различными товарами, сервис, биржевой бизнес и др.). Консультирование в этих фирмах является в большей мере «сопутствующим» товаром и представляет интерес, если оно приносит дополнительный.

 7. Отделения зарубежных фирм, работающие на российском рынке.

8. Небольшие российские консультационные фирмы, сотрудничающие с крупными западными фирмами. Владельцы (они же руководители) этих фирм начинали карьеру в западных фирмах, а затем организовали свой собственный бизнес. Такие фирмы в основном придерживаются западного стиля в работе с клиентами и международных стандартов качества консультационных услуг.

9. Сейчас происходит возникновению новых интеграционных форм, одной из которых являются многопрофильные консалтинговые Центры (МКЦ), предназначенные для решения организационных, производственно-экономических, финансовых, социальных проблем, подготовки научно-методических рекомендаций, экспертиз и проектов развития предприятий, оказание услуг различного вида населению.

10. Перспективной организационной формой управленческого консалтинга является региональный консалтинговый центр, интегрирующий усилия действующих в сфере оказания интеллектуальных услуг субъектов по всей совокупности направлений, отвечающих потребностям развития территории. Указанный центр представляет собой действующее в пределах правового поля субъекта Российской Федерации юридическое лицо, организационно-правовой формой которого являются коммерческое объединение (ООО, ЗАО и т.д.) или некоммерческое партнерство (объединение, союз, ассоциация).













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: