Становление управленческого консультирования в России

Для России профессиональное управленческое консультирование является сравнительно новой областью, хотя консультирование как форма дачи независимых советов существует достаточно давно.

По мнению ряда исследователей, (Гастев А.К., Грабельных Т.И. и др.) в России (вернее в СССР) развитие технологий управленческого консульти­рования берет начало с движения за научную организацию труда (НОТ), когда в 1920 году в Москве был создан Институт труда, преобразованный в 1921 году в Центральный институт труда (ЦИТ). С 1920-х годов успешно действовали многочисленные институты, секции бюро и курсы НОТ, возникали и распадались массовые движения рационали­заторов, разрабатывались, а иногда и внедрялись довольно успешные методики НОТ, готовились квалифицированные кадры специалистов, широко велись со­циально-экономические и технико-организационные эксперименты.

В середине 60-х годов появились научные и исследовательские группы, ориентированные на оказание консультационной помощи. Начало развития современного управленческого консультирования в России они связывают с КамАЗом, где в 1970 году начали разрабатывать программу управленческих консультаций для руководства завода.

Современны консалтинг как направление бизнеса начал развиваться в нашей стране с 1990-х годов. С тех пор появилась масса частных предприятий с различными формами собственности, неоднократно менялось законодательство, плотно переплелись российские и иностранные капиталы, бизнес-технологии шагнули далеко вперед. Все это способствовало развитию сферы консалтинговых услуг и консалтинг превращается в самостоятельный и профессиональный вид деятельности.

С 1990-х годов, было зарегистрировано 10 ассоциаций (объединений) консультантов. Сейчас я нашел только четыре работающие: АКЭУ (ассоциация консультантов по экономике и управлению – создана в 1989 г.); АСКОНГО (ассоциация консалтинговых компаний в основном в сфере маркетинговых услуг, 9 членов, работает с 2007 г.), АКПП (ассоциация консультантов по подбору персонала, основанная в 1996г); - и АСКОР (ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций, создана в 2009 г.).

Наиболее крупными являются Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), объеди­няющая более 220 менеджмент-консалтинговых, трейнинговых, рекрутинговых и других профессиональных фирм, в них работает более 3 тыс. консультантов в области экономики и менеджмента, и АСКОР (более 90 региональных и около 200 районных центров сельскохозяйственного консультирования, работает около 3 тыс. консультантов)

Авторитетной профессиональной организацией российских рекрутеров является Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП), основанная в 1996 г. и объединяющая более 70 российских кадровых агентств.

Таким образом, современный институт отечественного консультирования ведет начало с 90-х годов. Но считать, что с этого же времени началась история развития института консультирования вообще будет неправильно и не объективно.

Исследователи развития отечественного института консультирования не особенно вдавались в историю вопроса, и далеко не полно (только в разрезе современного консалтингового бизнеса), без учета сельскохозяйственного, наиболее развитого в более ранние периоды истории России) рассматривают этот процесс.

Мы же попытаемся проанализировать механизм развития института управленческого консультирования с ранних, и в разные периоды его развития.

Начнем с того, что до начала индустриализации российской экономики наиболее развитым являлась отрасль сельского хозяйства. А индустриализация ( процесс создания промышленности) в Российской Империи, началась лишь в 1830—1860 гг. и продолжилась в дальнейшем (особенно интенсивно — в 1890-е гг.) вплоть до 1917 г. (а позднее — в годы советской индустриализации).

И мы будем рассматривать историю развития нашего предмета управленческого консультирования на примере одного из направлений ранней экономики России– сельского хозяйства, где попытки оказание организованной профессиональной помощи крестьянам советами (в нынешнем понимании консультациями) предпринимались намного раньше иных отраслей (А.В. Чаянов «Основные идеи и методы работы общественной агрономии» 1918 г.).

Начнем с тех времен, когда собственником земли и средств производства было высшее сословие (царь. бояре, помещики). Именно они были заинтересованы в повышении объемов производства. Крестьяне были просто исполнителями, которых, как и сейчас наших работников, в преобладающей мере волновало получение вознаграждения на свой труд и условия работы, а не объем и качество получаемого продукта. В тот период интересантом прогресса являлись собственники ресурсов (земли и других средств производства). И они сами и через институт управляющих (в нынешнем понимании менеджеров) искали пути повышения продуктивности производства. Как правило эта категория собственников и управленцев была достаточно подготовленной и обладала достаточными для своего времени знаниями и умениями по обеспечению производства.

Проблема эффективного использования земельных ресурсов России остро обозначилась с отменой крепостного права 60-х и позднейших годов XVIII века. Получив возможность самостоятельного хозяйствования крестьяне, в своем большинстве просто исполнители, не были готовы к эффективному хозяйствованию, ощутили недостаток знаний по самым необходимым вопросам земледелия (разве это не напоминает 90 годы нынешних реформ сельского хозяйства).

Появилось необходимость создания механизма повсеместного обеспечения крестьян знаниями основ хозяйствования.

Что же произошло и в те далекие времена? Появилась необходимость в создании механизма передачи знаний самостоятельным хозяевам (крестьянам). И такой механизм царское правительство видело в создании службы обеспечивающей крестьян советами, то что сейчас мы называем консультациями. Царское правительство создавало и содержало реальный институт развития сельского хозяйства (слайд 3).

Первый институт агрономов (в нынешнем понятии консультантов) был основан в 1865 году, когда, с целью оказания помощи крестьянам, было создано Сельскохозяйственное общество.

Таким образом, 1865 год следует считать годом начала развития консультирования в России.

В то время еще не существовало специального сельского образования (только в 1765 году при Российской академии наук М.В. Ломоносов впервые организовал «класс земледельчества»). А первая «конюшенная» школа была организована в 1735 году в селе Хорошево (ныне это Центральный ипподром на Беговой улице в Москве) при «конском заводе», где в программу подготовки кадетов включили занятия по земледелию. А в 1797 году (в период царствования Павла 1) была организована «Практическая школа земледелия» для подготовки руководителей и учителей т.н. «образцовых школ».

И только в 1822 г Московским обществом сельского хозяйства была открыта Московская земледельческая школа «для приготовления людей, способных к занятию должностей приказчиков в деревнях и которые бы имели достаточные сведения, дабы с пользою приводить в исполнение те открытия по части хлебопашества и сельского хозяйства, которые сделаны будут».

С этого времени в России стали создаваться и функционировать агрономические службы. Практически во всех губерниях стали работать губернские агрономы, в их подчинении были земские (участковые) агрономы. И справедливо считается, что с появлением института участковой агрономии стала развиваться консультационная служба России, которая получила название «Общественная агрономия».

Таким образом, служба сельскохозяйственного консультирования создавалась одновременно с развитием сельскохозяйственного образования, а агрономов (в то время под это определение было единым для специалистов всех сельскохозяйственных направлений) готовили именно для неё.

С вводом в 1908 году должности правительственного агрономического агента (хуторского агронома) система консультационной помощи крестьянам стала действенной и эффективной и сейчас считается, что на то время это была лучшая в мире консультационная служба.

Такой институт действовал до 1929 года, когда в связи с проведением административных преобразований (уезды реорганизовались в районы с организацией районных управлений сельского хозяйства) были ликвидированы консультационные пункты и ранее действующая структура «Общественной агрономии» прекратила свое существование.

 

В период колхозно-совхозного развития сельского хозяйства действовала другая парадигма продвижения научно-технических достижений в производство. За годы планового развития экономики в результате многочисленных реформирований к дореформенному периоду девяностых годов в России сложилась и функционировала система научно-технического обеспечения АПК, состоящая из блоков: исследование – разработки с производственной апробацией – плановое внедрение научно-технических достижений.

Внедрение научно-технических достижений и передового опыта шло пропагандистскими методами через научно-практические конференции, научно-технические совещания, семинары, школы передового опыта, выставки и специальную литературу, киножурналы и иную печатную и кинопродукцию.

Все это эффективно действовало до разрушительных девяностых годов прошлого века. А с развалом плановой экономики, реорганизации колхозов и совхозов, устранением государства от управления сельским хозяйством, всеобщим приватизационным процессом - мы почти вернулись к ситуации двухсотлетней давности.

Как и тогда, после управления сельского хозяйства помещиками, а в советское время государством массовое крестьянство было оставлено без помощи. Россия в огромной мере потеряла интенсивность производства, село обнищало, страна потеряло продовольственную независимость и начала в огромных объемах завозить импортное продовольствие.

Также нужно реально понимать, что всегда, а сейчас особенно руководителю хозяйства (фермеру) и специалистам ввиду постоянной и текущей занятости (организация производственного процесса, решение текущих проблем и много иного) совсем не хватает времени на поиск и изучение научных достижений, передового опыта, апробирование инновационных предложений. В хозяйствах нет достаточного количества специалистов (зачастую остался один агроном, инженер, зоотехник, а иногда все в одном лице) и у них нет времени и возможности на осмысление проблем и изучение возможности их решения.

Таким образом, первой и главной причиной необходимости наличия структуры сельскохозяйственного консультирования является проблема инновационного плана. Появилась осознанность необходимости поиска иных путей обеспечения сельских товаропроизводителей знаниями передовых технологий, обмена опытом успешного хозяйствования.

Кроме того, с реорганизацией и с переходом на рыночные условия хозяйствования, а также в связи с интенсификацией технологий происходит высвобождение активной части населения от неквалифицированного труда увеличивающаяся проблема занятости сельского населения требует незамедлительного решения. И это не только проблема ресурсного обеспечения, но и проблема передачи знаний, обучения и консультирования. Появилась необходимость участия сельских консультантов в решении проблем сельского населения не производственного направления.

Слайд 4. Возрождение отечественной консультативной службы относится к началу 90-х годов прошлого столетия, когда были предприняты первые попытки реформирования агропромышленного комплекса. В 1993 году по заданию Минсельхозпрода России Центральный НИИ инновационных проблем и маркетинга в АПК разработал «Пилотный проект создания российской консультационной службы для сельских товаропроизводителей всех форм собственности».

 

Слайд 5. По состоянию 2018 года в 63 регионах РФ в разной степени интенсивности функционирует и развивается институт сельскохозяйственного консультирования. 

Информационно-консультационные услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению оказывают 93 региональные и 162 районные организации. По состоянию 2018 года в 63 регионах РФ в разной степени интенсивности функционирует и развивается институт сельскохозяйственного консультирования. 

Слайд 6. В консультационных центрах на постоянной (профессиональной) основе работало 1613 консультантов. 1338 сотрудника, в основном образовательных учреждений и органов управления АПК, оказывают консультационные услуги на условиях совмещения с основной работой. Всего консультационной деятельностью в отрасли сельского хозяйства в 2017 году был занят 2951 специалист.

Основной целью создания и задачей современных службы сельскохозяйственного консультирования является оказание помощи сельхозтоваропроизводителям в организации сельскохозяйственного производства, поиск путей его совершенствования и оказание содействия в освоении новых эффективных направлений (технологий, сортов сельскохозяйственных растений, пород животных, методов хозяйствования) то есть решать ряд функций (слайд 7).

 

Основные функции службы сельскохозяйственного консультирования
Информационная
Инновационная
Образовательная
Консультационная

 


Заканчивая этот раздел, я приведу информацию о размере управленческой отрасли в наше время от Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ). По их оценке, сейчас г. в России насчитывалось порядка 10 тыс. управлен­ческих консультантов, действует около 300 консалтинговых фирм российского происхождения, около 30 филиалов и представительств зарубежных консалтинговых и консалтингово-аудиторских компаний, около 6 тыс. российских бухгалтерско-аудиторских фирм, а также ряд тренинговых, юридических, информационных, инжинирин­говых и инвестиционных фирм. (сведения без учета консультантов по сельскому хозяйству).

Кроме них по информации АСКОР в отрасли АПК работают более 90 региональных и около 200 районных информационно-консультационных центров, в которых работает около 3 тыс. консультантов.

2. Сущность управленческого консультирования в современной рыночной экономике.                                                                                                                Слайд 8. В отличие от других типов услуг консалтинг имеет непосредственное отношение к управлению и по существу является одним из его инструментов. Он может быть реализован в управлении человеческими ресурсами, финансовыми потоками, экономическими и информационными процессами. Услуги консалтинга всегда интеллектуальны по своей сути. Управленческое консультирование - это ответственная интеллектуальная деятельность характерными чертамикоторой являются: профессионализм, совещательность и независимость. 1. Профессионализм. Консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам и специалистам. Опытные консультанты работают с многими организациями и учатся использовать приоб­ретенный опыт в различных ситуациях. Сле­довательно, они умеют распознавать тенденции и причины возникновения проблем. Бо­лее того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой и иными источниками информации по проблемам управления, за развитием методов и систем управления, а также за ситуацией на рынке. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления. 2. Совещательность. Консультанты в основном дают советы. Это означает, что они — только советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претво­рять их в жизнь. Консультанты отвечают за качество и законченность совета. Клиенты не­сут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета. 3. Независимость. Служба консультирования — это независимая служба. Кон­сультант должен обладать независимостью в части финансовых, административных и политических отношений.   Можно выделить три направления деятельности консалтинговых организаций: - функциональное ( в какой-либо определенное сфере, например,  юридической, финансово-кредитной, кадровой и др.; - отраслевое (по наиболее приоритетным отраслям экономики, в которых должно развиваться российское предпринимательство) – сельское хозяйство, торговля, банки и т.п.; - и региональное (содействие решению наиболее острых социально-экономических задач региона и, в частности, координация и обобщение научных разработок в области экономики и организации предпринимательства, оказание услуг населению по различным вопросам). К ним можно отнести региональные и районных МКЦ. Сейчас (слайд 9) повторим -  на рынке управленческого консультирования различают три типа консалтинговых компаний. К первому относятся фирмы, которые с момента их создания активно лоббируются и обслуживают определенных платежеспособных клиентов. Они специализируются на решении проблем нескольких крупных клиентов (как правило, естественных монополистов), работают по расценкам зарубежных компаний и практически не развиваются за пределами этого сегмента. Консалтинговые компании второго типа создаются крупными структурами для решения своих внутренних проблем и работают на одного или нескольких корпоративных клиентов. Третий тип - независимые частные фирмы, действующие на конкурентном рынке и взаимодействующие с многочисленными предприятиями среднего и малого бизнеса, как правило, на разовой основе. Кроме них следует выделить региональные и районные МКЦ создаваемые властными структурами для обслуживания населения (они скоро займут основную часть работы с населением по его насущным вопросам – оформление различных документов). Они не занимаются управленческим консультированием, но занимают сейчас, наверное, самое значительное место в секторе консультационных услуг для населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: