double arrow

Теории выбора брачного партнёра

ФОРМИРОВАНИЕ СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЫ 

лекция

 

Выполнила:

студентка Виктория Ивановна Мордвинцева

751 группа,5 курс ОЗО ФД и СПП

Научный руководитель:

Сидловская Ольга Павловна

старший преподаватель,

 заведующая кафедрой Ф и ПЗР

 

 

 

Петрозаводск 2009

Дата проведения: ноябрь 2009 года

Вид занятия: лекция

Тема лекции:  Формирование супружеской пары

Тематические цели лекции:

- образовательные:

1. Дать представление студентам о задачах развития на этапе добрачного ухаживания;

2. Познакомить с теориями выбора брачного партнёра;

3. Познакомить со спецификой добрачного периода;

4. Познакомить с теориями любви: Р. Стернберга, Т. Кемпера, Э. Фромма;

5. Дать представление о различных состояниях в отношениях предбрачной пары;

6. Познакомить с ловушками любви;

7. Дать представление о мотивах вступления в брак.

- развивающие:

1. Развивать познавательную активность путём поддержания интереса и внимания студентов;

2.   Активизация знаний студентов в процессе изложения материала

- воспитательные:

1. Воспитывать у студентов культуру поведения на занятии;

2. Воспитывать умение взаимодействовать с педагогом;

3. Воспитывать самостоятельность в мышлении.

Целевая установка для студентов: материал данной лекции необходим для успешной сдачи экзамена по предмету – Психология семьи.  

Оборудование: литература

Межпредметные связи: психология, социальная педагогика, дошкольная педагогика и психология.

Внутрипредметные связи: данная тема перекликается с темами «Жизненный цикл семьи», «Молодая семья».

План лекционного занятия:

Введение

1. Задачи развития на этапе добрачного ухаживания

1.1. Понятие «способность к браку»

2. Теории выбора брачного партнёра

2.1. Психоаналитическая теория З. Фрейда

2.2. Теория комплементарных потребностей (дополняющих потребностей) Р. Уинча

2.3. Инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса

2.4. Теория «стимул- ценность-роль» или «обмен и максимальная выгода»

Б. Мурстейна

2.5. Теория фильтров А. Керкгоффа и К. Дэвиса

2.6. «Круговая теория любви» А. Рейса

3. Специфика добрачного периода

3.1. Добрачные факторы

3.2. Явление идеализации партнёра и её роль

3.3. Функции добрачного периода

3.4. Принятие решения о вступлении в брак

4. Любовь

4.1.Три стадии любви 

4.2. Трёхкомпонентная теория любви Р. Стернберга

4.3. Виды любви в зависимости от комбинации трёх составляющих

4.4. Классификация любви Т. Кемпера

4.5. Зрелая и незрелая любовь Э. Фромму

4.6. Функции зрелой любви

4.7. Практика любви по Э Фромму

5. Различные состояния в отношениях предбрачной пары

6. Ловушки любви

7. Мотивы вступления в брак

Заключение

Список литературы

Введение

    Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

    Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к её изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины 19 века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз».

    В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию её самоценности.

         В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятия парой  решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).

    Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать особенности выбора партнёра, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак.

    При исследовании супружеской пары (брачного союза), обратившейся в психологическую консультацию, необходимо понять, что свело супругов вместе и до настоящего времени поддерживает их брак, каким образом проходил процесс формирования супружеской пары, как каждый из них выбирал партнёра – на основании лишь одного сходства с собой или опираясь на более сложные эмоциональные и средовые факторы.   

1. Задачи развития на этапе добрачного ухаживания

    Период ухаживания, строго говоря, не является стадией жизненного цикла семьи. Но от успешности его протекания зависит в итоге существование семьи, так как его конечной целью является заключение брака. Для того, чтобы эта цель была достигнута, молодые люди должны справиться со следующими задачами:

    - научиться устанавливать близкие интимные отношения;

    - научиться ритуалу ухаживания, т.е. характерному для данной культуры ролевому поведению в полоролевых взаимодействиях;

    - освоить свою собственную сексуальность: научиться идентифицировать сексуальные импульсы и управлять ими;

         - определить для себя, хотят ли они вообще вступать в брак и создавать традиционную семью или более подходящим для них является какой-либо иной способ проживания жизни.

    Решение каждой из задач может столкнуться с рядом затруднений и породить поведенческие нарушения или эмоциональные проблемы, требующие профессиональной помощи психолога.

    Задача установления интимных отношений.  Первоначально эта задача достижения интимности встаёт как задача установления близких отношений со сверстниками сначала своего пола как психологически более понятного и близкого. Её решение начинается, как правило, ещё в подростковом возрасте, когда подросток продолжает жить внутри родительской семьи. Вовлекаясь в отношения со сверстниками, подросток должен ослабить эмоциональную связь с семьёй. Процесс установления близких отношений с ровесниками в терминах психоанализа обозначается как «нахождение объектов любви вне семьи». В качестве способа решения этой задачи выступает дружба, так как это первая самостоятельно выбранная подростком привязанность.

    Ослабление эмоциональной зависимости от родительской семьи протекает более или менее болезненно. Обычно ни родители, ни дети этого не хотят, хотя и неосознанно. Нормальное, адаптивное развитие в этом возрасте заключается в том, что подросток остаётся включённым в обе группы – семью и сверстников, не разрывая полностью связь ни с одной из них и в большей или меньшей степени соответствуя критериям «нормальности» в каждой из них. Возникающие проблемы обычно приближаются к одному из двух полюсов. Первый состоит в неспособности подростка отделиться от семьи (либо в неспособности семьи отпустить подростка) и наладить соответствующие отношения со сверстниками. Мальчик или девочка продолжают быть «домашними детьми», сохраняя тесные эмоциональные связи с родителями. Обычно они послушны и исполнительны, хорошо учатся, часто посещают кружки и секции. Родители таких детей могут не волноваться по поводу нежелательных компаний, опасных увлечений или поздних возвращений домой. Как правило, их поведение не вызывает беспокойства ни у родителей, ни у других взрослых, так как полностью соответствует «взрослым» критериям хорошего ребёнка. Опасность такого положения заключается в том, что поведение этих подростков не воспринимается сверстниками как «нормальное». Они получают титулы «маменьких сынков», «зубрил», «подлиз» и т.п. и не имеют возможности найти себе друзей и научиться устанавливать отношения с кем-то, кто не готов сразу и безоговорочно признать их достоинства, и чем дольше сохраняется такое положение, тем меньше остаётся возможностей для его изменения. Задача психолога при необходимости вмешаться в эту ситуацию – убедить родителей и подростка, что его поведение должно быть изменено таким образом, чтобы оно больше походило на поведение его ровесников. Возможно, потребуется обучение подростка особенностям этого поведения.

    Противоположный полюс заключается в слишком резком отрыве от семьи, неспособности сохранить хорошие отношения с родителями и соответствовать их представлениям о «нормальности». Особенно часто подобные тревоги родителей могут касаться полоролевого или сексуального поведения подростка. В данном случае задача психолога будет заключаться в первую очередь в том, чтобы выяснить, действительно ли поведение подростка является отклоняющимся или представляет собой вариант возрастной нормы.

    В настоящее время подростки часто не задерживаются на стадии дружбы, а переходят к ухаживанию. Как правило, слишком раннее начало ухаживания, т.е. переход к полоролевым отношениям в ущерб дружбе, приводит к превалированию ритуального, ролевого компонента в поведении, что способствует обеднению личности подростка. С другой стороны, молодой человек, не перешедший к ухаживанию даже по достижении юношеского возраста, скорее всего не освоил в должной мере стереотипных навыков поведения в полоролевом контакте и будет восприниматься сверстниками, а часто и самим собой как не соответствующий возрастной норме.

    Задача научения ритуалу ухаживания. Период ухаживания для молодых людей в современном обществе длится довольно долго. Обучение ухаживанию начинается, как правило, в подростковых группах. Взаимодействие с лицами противоположного пола в смешанной компании воспринимается как более безопасное по сравнению со свиданиями. Компания предоставляет подростку или юноше возможность совершить некоторые собственные открытия и приобрести информацию относительно существующих в обществе установок по поводу половых ролей и сексуального поведения, не ощущая при этом необходимости в слишком тесных отношениях с противоположным полом.

    Постепенно молодые люди переходят к взаимодействию в парах, и первые свидания, даже если они не связаны с чувством глубокой влюблённости, выполняют ряд функций.

    1. Развлечение -  возможность развлечься, повеселиться со сверстниками противоположного пола.                

         2. Социализация – возможность для представителей противоположного пола узнать друг друга и развить подходящие способы взаимодействия.

    3. Статус – возможность поднять свой статус в группе сверстников, появившись среди них с достойным партнёром.

    4. Секс – возможность приобрести сексуальный опыт или получить сексуальное удовлетворение.

    5. Товарищеские отношения – возможность обрести друга противоположного пола, с которым можно общаться и вести общие дела.

    6. Выбор брачного партнёра – возможность завязать отношения с представителем противоположного пола с целью выбора супруга.

    7. Интимность - возможность установить близкие отношения с человеком противоположного пола.

    Можно отметить, что по мере взросления нарастает доля мотивов, связанных с возможностью брака или интимностью. Существуют выраженные гендерные различия: юноши более часто выбирают секс в качестве главного мотива свиданий, в то время как девушки большее значение придают интимности.

    Ухаживанию, как и любому другому коммуникативному навыку, молодому человеку приходится учиться, и, как и в большинстве других коммуникативных навыков, в нём содержатся как элементы ролевого поведения, так и элементы индивидуально-личностных проявлений. Они должны быть определённым образом сбалансированы. Не владеющий ритуальными ролевыми стереотипами ухаживания молодой человек при полоролевом общении воспринимается сверстниками как девиант, чьё поведение вызывает тревогу и избегание. В то же время традиционные способы ухаживания могут скорее помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Такое излишне ритаулизированное поведение часто имеет место в случае проблем с самооценкой и идентичностью: страх быть отвергнутым заставляет строить поведение на основе желания угодить другому, а не удовлетворить свои собственные важные внутренние потребности. Несформированная взрослая идентичность может порождать и другие крайности, такие, как случайный секс, напускная холодность и грубая прямота. Подобное поведение также не способствует возникновению близости и интимности.

    Если период ухаживания длится слишком долго, вероятность заключения брака в итоге отпадает. Это относится как к истории отношений с отдельным партнёром, так и к периоду ухаживания в целом. Вероятно, это может быть объяснено тем, что складывается и закрепляется определённый стереотип проживания жизни, и чем дольше он существует, тем ригиднее становится.

    Задача овладения собственной сексуальностью. Соответствовать родительским, а также своим собственным представлениям о «нормальности» может оказаться особенно трудно в сексуальном поведении. Сексуальное поведение в подростковом или юношеском возрасте носит отчётливо экспериментальный характер. Это вызвано и любопытством, и желанием сексуальной разрядки, но главным образом – необходимостью овладения собственной сексуальностью. Эта задача ни в коей мере не снимается даже в том случае, если первый сексуальный опыт связан с влюблённостью. Вопрос о нормальности своего сексуального поведения. Его границах, этичности обязательно вызывает озабоченность и переживания у молодых людей.

    В настоящее время в обществе наблюдается гораздо большая свобода относительно вопросов секса. Они чаще и более откровенно обсуждаются в средствах массовой информации, сексуальные влечения постоянно стимулируются демонстрациями сексуальности, сексуальная привлекательность признаётся личностным достоинством и считается ценным и желательным качеством. Общественные нормы и правила, касающиеся сексуального поведения, стали значительно менее жёсткими и директивными, причём это относится как к мужскому, так и к женскому сексуальному поведению. Однако всё это вовсе не уменьшает сложностей, связанных с его освоением. Напротив, современные молодые люди имеют столь же выраженные сексуальные импульсы, что и их предшественники, но овладеть ими приходится в условиях, когда правила и нормы управления сексуальностью являются чрезвычайно размытыми, а осваивать их – в момент, когда собственное эго ещё чрезвычайно слабо. В связи с этим, несмотря на обилие литературы по вопросам пола, многие молодые люди имеют искажённые представления о своей сексуальности. Американские психологи, обобщая данные исследований, выделяют наиболее часто встречающиеся мотивы сексуального поведения подростков и молодёжи.

    1. Секс как наказание кого-либо. Секс может быть средством выражения враждебности, когда молодые люди или кто-то один из них вступают в сексуальные отношения, чтобы досадить партнёру, создать ему проблемы, вызвать у него неприятные эмоциональные переживания. В качестве «наказываемого»может выступать и какое-то третье лицо, например, бывший возлюбленный, родители и т.п.

    2. Секс как средство благодарности или оплаты. В этом случае молодые люди вступают в сексуальные отношения, чтобы отблагодарить или не остаться в долгу, например, за полученные в подарок вещи, хорошее отношение со стороны партнёра, за его заботу и внимание.

    3. Секс как средство управления поведением партнёра. В этом случае к сексуальному поведению прибегают, когда хотят связать партнёра какими-либо обязательствами («Теперь ты должен на мне жениться»), вызвать у него чувство вины, заставить его повести себя каким-то определённым образом («Я сделала это, чтобы удержать его»).

    4. Секс как способ повышения самооценки. В этом случае в сексуальные отношения вступают для подтверждения своей собственной привлекательности в глазах партнёра («Я покажу тебе, что я не отразим»), в глазах третьих лиц («Спорим, что я её добьюсь»), в своих собственных («Нет женщины, которая бы устояла передо мной»).

    Возможны и другие скрытые мотивы в сексуальном поведении, например, избавление от одиночества; для того, чтобы почувствовать себя любимым; чтобы избежать скуки и т.п. 

    В связи с этим, всё более распространённой проблемой молодых людей в области сексуальных отношений становится то, что секс более или менее сознательно отделяется от чувств. Пытаясь обезопасить себя от скрытой мотивации со стороны партнёра, молодые люди стараются не допустить своей собственной эмоциональной вовлечённости в сексуальные отношения. Они с самого начала стараются подавить свои собственные тёплые чувства или ощущение привязанности и нежности к партнёру и ориентируются на недолговечность отношений и избегание глубоких переживаний. Подавление чувств ведёт к снижению сексуального удовлетворения и возникновению психических расстройств – деперсонализации и дереализации.

    Когда молодые люди пытаются удовлетворить посредством секса другие свои потребности, возникают новые проблемы. Если получить удовлетворение не удаётся, результатом может стать усугубление депрессии, понижение самооценки, уменьшение степени близости, повышенная чувствительность и пониженная удовлетворённость сексом. Опасность состоит в том, что при этом формируются незрелые, не приносящие удовлетворения отношения и сексуальные привычки, которые молодой человек перенесёт во взрослую жизнь.

    Задача определения собственного способа проживания жизни. Данная задача является одной из наиболее трудно осознаваемых, а также и вызывающей наибольшие затруднения при её решении. Компенсируется это её менее частой встречаемостью.

    Речь идёт о том, что период ухаживания может не заканчиваться браком не потому, что молодой человек не научился интимности, нормам полоролевого поведения или не овладел собственной сексуальностью, а потому, что он не склонен иметь семью и предпочитает иные способы проживания жизни.      

    В течение какого-то времени проблема может успешно скрываться от как от самого себя, так и от окружающих, например, ссылками на молодость, неблагоприятные внешние обстоятельства и т.п. Но рано или поздно молодые люди оказываются перед необходимостью сделать выбор: либо признать собственную некомпетентность и неумение вести традиционный образ жизни (молодой человек или девушка хочет найти супруга, но не знает, как это сделать), либо признать необходимость поиска своего собственного, альтернативного традиционному стиля жизни.

    Когда в подобных случаях обращаются за психологической помощью, приведённая выше формулировка проблемы редко присутствует в начале работы, чаще она появляется в её результате. Психотерапевт не должен исповедовать идею о том, что ему надо приспособить молодого человека к такой жизни, какой он сам её видит.

    Выбор в пользу одинокого образа жизни может быть результатом тщательно взвешенного решения – нахождения баланса между свободой и связыванием себя обязательствами, между самодостаточностью и взаимозависимостью. Логика самореализации заставляет оценивать успешность отношений в зависимости оттого, что они дают для развития личности. В этом случае вполне закономерен отказ от отношений с партнёром, стоящим на пути собственного развития, - люди не хотят испытывать чувство досады и раздражения, общаясь с человеком, которого они давно уже «переросли».

    В этом случае задачей консультанта будет помощь клиенту в принятии одинокого образа жизни и примирения с ограничениями, которые он накладывает (например негативное отношение со стороны социального окружения).  

Способность к браку

         В. А. Сысенко ввел понятие «способность к браку», предполагаю­щее такие слагаемые:

■ способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему
служить, деятельно делать добро;

■ способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть
«входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его
радости и горести, переживать неудачи, находить духовное еди­нение;

■ способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому
общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих
видов труда, организации домашнего потребления и распреде­ления;

■ высокая этическая культура, предполагающая умение быть тер­пимым и снисходительным, великодушным и добрым, прини­мать другого человека со всеми его странностями и недостатка­ми, подавлять собственный эгоизм.

Все эти способности, считает В. А. Сысенко, являются показателя­ми умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися особенностями, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.






Теории выбора брачного партнёра

    Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким образом люди выбирают брачного партнёра? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд. 

    Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций.

    Наибольшее распространение и популярность в зарубежной и социальной психологии получили теории: Психоаналитическая теория З. Фрейда, теория комплементарных потребностей (дополняющих потребностей) Р. Уинча, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «стимул- ценность-роль» или «обмен и максимальная выгода» Б. Мурстейна, теория фильтров А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «Круговая теория любви» А. Рейса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: