Лекционное занятие № 1
Тема 1: Консультирование как практика оказания профессиональной помощи людям. Роль и место социального работника в консультировании (2/2 часа)
Цель: формировать у обучающихся систему научных знаний о разновидностях консультирования, ознакомить обучающихся с ролью консультанта.
План
1. Области консультативной практики.
2. Виды и формы психологического консультирования.
3. Структурные компоненты психологического консультирования.
4. Организация психологического консультирования.
Литература
1. Айви А., Айви Б. и др. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. Практическое руководство. – М., 1999.
2. Брэзиер Д. Карл Роджерс и его последователи. Психотерапия на пороге ХХI века. - М., 2005.
3. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта.- СПб., 2001.
4. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения» СПб., 1997.
5. Крамер Ч. Мастерство психотерапии: как стать творческим и эффективным психотерапевтом. - СПб.: Питер, 2003.
6. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М.,1999.
7. Мулан Б. Психотерапевты о психотерапии. - М. 1999.
8. Папуш М. Практическая психотехника. - М., 1997.
9. Психология с человеческим лицом. / под ред. Д.А.Леонтьева. - М., 1997.
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,1994.
11. Роджерс К. Клиентцентрированная терапия. - М., 1997.
12. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М., 1999.
13. Розин В.М. Психология: теория и практика. - М.,1998.
Лекционное занятие № 2
Тема 2: Процесс консультирования в социальной работе. Специфика консультативных отношений (2/2 часа)
Цель: формировать у обучающихся систему научных знаний о специфике консультативных отношений.
План
1. Понятие, цели, задачи и методы консультирования.
2. Потребители социальных услуг.
3. Этапы консультирования.
4. Техники консультирования.
Литература
- Айви А., Айви Б. и др. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. Практическое руководство. – М., 1999.
2. Брэзиер Д. Карл Роджерс и его последователи. Психотерапия на пороге ХХI века. - М., 2005.
3. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта.- СПб., 2001.
4. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения» СПб., 1997.
5. Крамер Ч. Мастерство психотерапии: как стать творческим и эффективным психотерапевтом. - СПб.: Питер, 2003.
6. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М.,1999.
7. Мулан Б. Психотерапевты о психотерапии. - М. 1999.
8. Папуш М. Практическая психотехника. - М., 1997.
9. Психология с человеческим лицом. / под ред. Д.А.Леонтьева. - М., 1997.
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,1994.
11. Роджерс К. Клиентцентрированная терапия. - М., 1997.
12. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М., 1999.
13. Розин В.М. Психология: теория и практика. - М.,1998.
Лекционное занятие № 3
Тема 3: Этические стандарты консультирования в социальной работе (2 часа)
Цель: формировать у обучающихся систему научных знаний об этическом кодексе социального работника.
План
1. Профессиональные требования к личности консультанта.
2. Этические принципы в психологическом консультировании.
3. Проблема эмоционального выгорания.
4. Ловушки консультирования.
Литература
- Айви А., Айви Б. и др. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. Практическое руководство. – М., 1999.
2. Брэзиер Д. Карл Роджерс и его последователи. Психотерапия на пороге ХХI века. - М., 2005.
3. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта.- СПб., 2001.
4. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения» СПб., 1997.
5. Крамер Ч. Мастерство психотерапии: как стать творческим и эффективным психотерапевтом. - СПб.: Питер, 2003.
Лекционное занятие № 4
Тема 4: Понятие профессиональной задачи. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи (2/2 часа)
Цель: формировать у обучающихся систему научных знаний о понятии профессиональной задачи, ознакомить обучающихся с алгоритмом решений профессиональных задач.
План
1. Сущность и специфика профессиональной задачи.
2. Типы и виды профессиональных задач и их характеристика.
3. Преобразование ситуации в профессиональную задачу.
4. Классификационные модели педагогических решений.
5. Алгоритмический или квазиалгоритмический способы решения задачи.
Литература
2. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Иательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
3. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование.. – М, 1997.
Лекционное занятие № 5
Тема 5: Педагогическое общение и взаимодействие. Этико-половая дифференциация детей в педагогическом общении (2 часа)
Цель: формировать у обучающихся систему научных знаний о взаимодействии и влиянии этико-половой дифференциации на педагогическое общение.
План
1. Функции педагогического воздействия, направленного на этико-половуюдифференциацию.
2. Создание ситуации успеха и неуспеха с целью инициирования физических и духовных сил личности.
3. Этическая защита в педагогическом общении.
Литература
- Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе //Вопросы психологии. - № 5. - 1987. – С.35-37.
- Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - № 4. - 1991. – С.25-27.
- Глассер У. Школа без неудачников. – М., 1991.
- Клецина А.А. Гендерная социализация. - СПб., 1998. – 188с
- Орлова Л.Ю. Гуманизация воспитания и обучение на основе гендерного подхода. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/orlova_l/woman_32.html
Лекционное занятие № 6
Тема 6: Процесс консультирования в социальной работе. Специфика консультативных отношений (2/2 часа)
Цель: формировать у обучающихся систему научных знаний о специфике консультативных отношений.
План
1. Беседа (интервью) как основной метод консультирования.
2. Структура консультативного интервью.
3. Общая характеристика этапов и фаз консультирования.
4. Диагностические и коррекционно‑терапевтические методы и техники психологического консультирования.
Литература
- Айви А., Айви Б. и др. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. Практическое руководство. – М., 1999.
15. Брэзиер Д. Карл Роджерс и его последователи. Психотерапия на пороге ХХI века. - М., 2005.
16. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта.- СПб., 2001.
17. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения» СПб., 1997.
18. Крамер Ч. Мастерство психотерапии: как стать творческим и эффективным психотерапевтом. - СПб.: Питер, 2003.
19. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М.,1999.
20. Мулан Б. Психотерапевты о психотерапии. - М. 1999.
21. Папуш М. Практическая психотехника. - М., 1997.
22. Психология с человеческим лицом. / под ред. Д.А.Леонтьева. - М., 1997.
23. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,1994.
24. Роджерс К. Клиентцентрированная терапия. - М., 1997.
25. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М., 1999.
26. Розин В.М. Психология: теория и практика. - М.,1998.
Лекционное занятие № 7
Тема 7: Технология педагогической поддержки детей разного возраста как условие успешности решения профессиональных педагогических задач. (2 часа)
Цель: формировать у обучающихся систему научных знаний о технологиях педагогической поддержки разновозрастных детей.
План
- Понятие и назначение педагогической поддержки.
- Технологии педагогической поддержки.
- Особенности педагогической поддержки детей разного возраста.
- Средства и приемы педагогической поддержки.
5. Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов.
6. Функции психолога в консультативной работе с детьми.
7. Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми.
Литература
1.Гукаленко О.В., Колоколова И.В.Педагогическая поддержка в поликультурном образовании: инновационные технологии. – Тирасполь, 2001.
2.Муратова А. А. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 2 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0402-2.htm.
3.Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике //Педагогика.- 2002. - №4. – С.20-27.
4.Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. – М.: Академия, 2005. – 128 с.