II. 2. Сбор и изучение научной литературы по проблеме

Успех данного этапа работы зависит от умения обучающихся отбирать, классифицировать, исследовать научную литературу. В настоящее время обучающийсяу доступны многие каналы получения информации, главные из них – библиотечные фонды и сеть Интернет-ресурсов. Для сбора литературы, которая может использоваться в процессе предстоящего исследования, обучающийсяу необходимо уметь пользоваться библиотечными каталогами (систематическим, предметным, алфавитным), библиографическими указателями, публикациями библиографических обзоров в различных научных изданиях. Сведения о научной литературе можно получить и из библиографических разделов статей и монографий, диссертаций, содержание которых соответствует (или близко) теме исследования.

В процессе написания исследовательской работы обучающийся приступает к изучению научной литературы по выбранной теме, в результате проработки которой осуществляется знакомство с обобщающими трудами. При работе с монографиями и статьями необходимо сначала выявить общую концепцию автора, главную мысль его исследования, основные выводы. Следует выявить объективную базу исследовательской работы путем анализа введения, ссылок, примечаний – с тем, чтобы определить, какая литература использована автором.

После того, как составлен библиографический список, необходимо приступить к повторному, более глубокому прочтению литературы, которую перед этим необходимо полностью или частично законспектировать. При составлении конспекта монографии или статьи необходимо указывать страницы издания, на случай последующего цитирования тезисов автора в тексте работы. Необходимо сразу выписывать выходные данные издания (место и год издания, издательство, общее количество страниц). Анализ изученной научной литературы, последовательное освещение и обобщение, систематизация и обработка собранных материалов являются основой для любой исследовательской работы.

II. 3. Составление плана исследовательской работы

 

Уже на этапе выбора темы, определения центральной проблемы исследования необходимо продумать его структуру. В процессе написания работы первоначальный вариант стуктуры исследования может подвергаться корректировке. Консультации и советы научного руководителя позволят сделать ориентировочный план исследования. Знакомство и изучение научной литературы поможет обучающийсяу конкретизировать круг рассматриваемых вопросов. Поэтому после знакомства с научной литературой следует составить предварительный план работы. Он придаст процессу исследования проблемы целенаправленный характер. В ходе сбора инфомации предварительный план работы, как правило, уточняется.

При подготовке курсовой и в ыпускной квалификационной работы одновременно с составлением плана обучающийся и научный руководитель совместно составляют календарный график работы над ВКР. В нем должны быть указаны этапы и сроки их подготовки.

В процессе работы над выпускной квалификационной работой действует следующая процедура: в начале последнего учебного семестра выпускающая кафедра проводит специальное заседание совместно с выпускниками и их научными руководителями, на котором заслушивается сообщение о ходе работы обучающихся, решается вопрос о допуске их к защите ВКР, устанавливаются сроки защиты работ. Выпускную квалификационную работу, не представленную вовремя к указанному сроку, кафедра имеет право не допустить к защите.

II. 4. Написание исследовательской работы

 

Этот этап работы обучающихся является важнейшим при подготовке исследования. Поэтому необходимо более подробно рассмотреть требования, которые предъявляются к структуре, содержанию и оформлению исследовательской работы (см. соответствующие главы настоящих рекомендаций).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: