Методика маржинального анализа финансовых результатов

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше прибыль и выше рентабельность, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. Поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач экономического анализа.

Управленческий учет и анализ финансовых результатов предполагает деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода (маржи покрытия). В отличие от традиционной методики анализа такой подход позволяет более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы операционной прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования финансовых результатов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.

Маржинальный доход (маржа покрытия) - это выручка от реализации

продукции, товаров и услуг минус переменные издержки, приходящиеся на реализованную продукцию. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее.

Маржинальный доход включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Маржинальный анализ позволяет:

ü Более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли;

ü Определить критический уровень объема продаж, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

ü Установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятии;

ü Исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли.

Основные этапы анализа:

1. Сбор, подготовка, обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

.   Расчет величины исследуемых показателей.

.   Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.

.   Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

.   Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Традиционная методика факторного анализа прибыли от реализации предполагает использование следующей модели:

 

П = VРП (ц - с),

 

где VРП - физический объем продаж;

ц - цена реализации;

с - себестоимость единицы продукции.

В данном случае исходят из предположения, что прибыль изменяется прямо пропорционально объему продаж. При этом не учитывается взаимосвязь объема реализации продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу продукции. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины в маржинальном анализе применяют следующую модель:

 

П = VРП (ц - b) - a,

 

где b - переменные затраты на единицу продукции;

ц - цена единицы продукции;- постоянные затраты на весь объем продаж данного вида

продукции.

Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет:

ü количества реализованной продукции,

ü цены реализации 1 ц продукции,

ü уровня удельных переменных затрат на единицу продукции

ü суммы постоянных затрат на весь объем продаж.

Здесь учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное, что дает возможность более точно определить влияние факторов на изменение суммы прибыли.

Исходные данные для анализа приведены ниже.

 

Таблица 3.5 - Исходные данные для анализа прибыли по сое в СХПК им. Сунь Ят-Сена за 2011-2012гг.

Показатель

Значение показателя

  2011 год 2012год
Объем реализации продукции, шт 3028 2800
Цена единицы продукции, тыс.руб. 1,22 1,14
Себестоимость сои, тыс.руб. 0,88 0,95
в том числе    
переменные затраты, тыс. руб. 0,38 0,62
Сумма постоянных расходов, тыс.руб. 369 268
Прибыль от реализации, тыс.руб. 1029 532

 

Расчет влияния факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановый уровень факторных показателей фактическим:

 

П0 = VРП0 х (ц0 - b0) - а0 = 3028 х (1,22 - 0,38) - 369 = 2174,52 тыс.руб.;

Усл1П = VРП1 х (ц0 - b0) - а0 = 2800 х (1,22 - 0,38) - 369 = 1983 тыс.руб.;

Усл2П = VРП1 х (ц1 - b0) - а0 = 2800 х (1,14 - 0,38) - 369 = 1759 тыс.руб.;

Усл3П = VРП1 х (ц1 - b1) - a0 = 2800 х (1,14 - 0,62) - 369 = 1087 тыс.руб.;

П1 = VРП1 х (ц1 - b1) - a1 = 2800 х (1,14 - 0,62) - 268 = 1188 тыс.руб.

 

Общее изменение прибыли составляет:

П0бщ = 532 - 1029 = -497 тыс.руб.

В том числе за счет изменения:

количества реализованной продукции:

П(VРП) = УслП1 - П0 = 1983 - 1029 = 954 тыс.руб.;

цены реализации:

П(ц) = Усл2П - Усл1П = 1759 - 1983 = - 224 тыс.руб.;

удельных переменных затрат:

П(b) = Усл3П - Усл2П = 1087 - 1759 = -672 тыс.руб.;

суммы постоянных затрат:

П(a) = П1 - Усл3П = 532 - 1087 = - 555 тыс.руб.

Общее влияние факторов:

-224-672-555=-497 тыс.руб.

Проведя маржинальный анализ изменения прибыли от реализации сои в СХПК им. Сунь Ят-Сена за 2011-2012 годы, можно сказать, что прибыль в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 497 тыс.руб. На это оказало влияние таких факторов, как количество реализованной продукции, цена реализации, уровень удельных переменных затрат и сумма постоянных затрат на весь объем продаж. Снижение продукции сои на 228ц явилось положительное тенденцией для предприятия, прибыль от реализации данной продукции увеличилась на 954 тыс.руб. Однако за счет снижения цены на 0,08 тыс.руб., прибыль снизилась на 224 тыс. руб., а за счет роста переменных затрат прибыль уменьшилась на 672 тыс. руб., что отрицательно сказалось на предприятии.

По методике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.

Таким образом, методика маржинального анализа позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: