Факторный анализ финансового результата от реализации продукции

 

Прибыль от продаж непосредственно зависит от факторов производства и сбыта продукции, она является определяющим показателем в деятельности хозяйствующих субъектов. Размер прибыли от продаж в значительной мере зависит от уровня себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходов.

При фиксированной выручке от продаж снижение названных расходов способствует увеличению прибыли. В то же время объем выручки зависит от цен на продукцию, объема и структуры проданной продукции, ее себестоимости, цен на материалы и тарифов на услуги. Последние, из перечисленных, относятся к факторам, оказывающим влияние на формирование прибыли. Их делят на внешние и внутренние.

Внешние факторы:

ü природные, транспортные, социально-экономические условия;

ü цены на производственные ресурсы;

ü уровень развития внешнеэкономических связей.

Внутренние факторы:

ü цены на производимую продукцию;

ü объем, себестоимость и структура проданной продукции;

ü проценты к получению (уплате);

ü прочие операционные доходы (расходы), прочие внереализационные доходы (расходы);

ü экономические последствия нарушения хозяйственной дисциплины, ведущие к штрафам, увеличению затрат на устранение рекламации.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi):

 

П = ∑{ VPПобщ · Удi (Цi - Сi)}

 

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Проанализируем влияние названных факторов на изменение прибыли предприятия в 2012 году, используя данные, приведенные в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в СХПК им. Сунь Ят - Сена за 2010 - 2012 гг., тыс.руб.

Показатель 2010 год 2011 год 2012 год Абсолютное изменение 2012г к 2010г, +/- Темп роста 2012г к 2010г, %
Выручка (нетто) от реализации продукции (В) 19398 16881 17364 -2034 89,5
Полная себестоимость реализованной продукции (З) 17392 22007 19859 2467 114,2
Прибыль (П) 2006 -5126 -2945 -4951 -

 

Факторная модель прибыли от реализации продукции в целом по предприятию имеет вид:

 

П=В-З.

 

тыс. руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

Используя прием исчисления цепных подстановок, можно рассчитать влияние каждого фактора.

Изменение прибыли от реализации продукции за счет:

) выручки от реализации продукции

 


тыс.руб.;

 

) себестоимости реализованной продукции

 

тыс.руб.

 

Общее влияние факторов:

2034+(- 2917) = - 4951тыс.руб.

На основании проведенного факторного анализа прибыли от реализации продукции СХПК им. Сунь Ят-Сена можно сделать вывод о том, что снижение прибыли на 4951 тыс.руб. в 2012 году по сравнению с 2010 годом произошло за счет изменения выручки от реализации продукции, убыток составил 2034 тыс.руб. Увеличение себестоимости выпускаемой продукции на 2467 тыс.руб. также отрицательно сказалось на прибыли предприятия, так, прибыль снизилась на 2917 тыс.руб.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сказать, что основным путем увеличения прибыли для СХПК им. Сунь Ят-Сена является снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Следует проанализировать также динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом абсолютных разниц, используя данные, приведенные в таблице 3.3.

 


Таблица 3.3 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции в СХПК им. Сунь Ят-Сена за 2011-2012гг., тыс.руб.

Показатель 2011 год 2012 год Абсолютное изменение 2012г. к 2011г., +/- Темп роста 2012г. к 2011г., %

Пшеница

Объем реализованной продукции (V) 819 1323 504 161,5
Выручено (В) 683 1127 444 165
Полная себестоимость (З) 649 1125 476 173,3
Прибыль (П) 34 2 -32 5,8
Цена за единицу продукции (Ц) 0,834 0,852 0,018 102,2
Себестоимость за единицу продукции (С) 0,792 0,850 0,058 107,3

Соя

Объем реализованной продукции (V) 3395 2322 -1037 68,4
Выручено (В) 4137 2648 -1489 64,0
Полная себестоимость (З) 3003 2201 -802 73,3
Прибыль (П) 1134 447 -687 39,4
Цена за единицу продукции (Ц) 1,219 1,140 -0,079 93,5
Себестоимость за единицу продукции (С) 0,885 0,948 0,063 107,1

 

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

 

 

Изменение прибыли от реализации пшеницы за счет:

) объема реализованной продукции

 


тыс.руб.

 

) цены за единицу продукции

 

тыс.руб.

 

) себестоимости за единицу продукции

 

тыс.руб.

Общее влияние факторов:

,168+23,814-76,73=-31,748тыс.руб.

Изменение прибыли от реализации сои за счет:

) объема реализованной продукции

 

тыс.руб.

 

) цены за единицу продукции

 

тыс.руб.

 

) себестоимости за единицу продукции

 

тыс.руб.

 


Общее влияние факторов:

,382-183,438-146,286=-687,106тыс.руб.

Факторный анализ изменения прибыли от реализации пшеницы в 2012 году показал, что она увеличилась только за счет влияния двух факторов: роста объема реализованной продукции на 504 ц и роста цен на пшеницу на 0,018 тыс.руб. Отрицательно на уменьшение данного показателя оказало влияние увеличение себестоимости на 0,063 тыс. руб., что привело к понижению прибыли на 76,73 тыс.руб. Общее отклонение прибыли от реализации пшеницы в 2012 году в СХПК им. Сунь Ят-Сена составило -32 тыс.руб.

Проведя факторный анализ прибыли от реализации сои в СХПК им. Сунь Ят-Сена за 2011-2012 годы, можно сказать, что прибыль уменьшилась на 687 тыс.руб. На это оказало влияние таких факторов, как объем реализации, цена реализации продукции и себестоимость реализованной продукции. Так, за счет снижения объема реализованной продукции, прибыль предприятия снизилась на 358,4 тыс. руб., за счет цен реализации прибыль уменьшилась на 183,4 тыс. руб. Изменения в себестоимости продукции привело к снижению прибыли на 146,3 тыс. руб.

Следовательно, одним из резервов увеличения прибыли СХПК им. Сунь Ят-Сена является снижение себестоимости продукции.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: