Коэффициент окупаемости затрат, исчисленный в целом по предприятию, зависит от факторов:
ü изменение выручки предприятия
ü изменение себестоимости реализованной продукции в целом по предприятию.
Проанализируем влияние названных факторов на изменение окупаемости затрат предприятия в 2012 году, используя данные, приведенные в таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Исходные данные для факторного анализа окупаемости затрат в СХПК им. Сунь Ят-Сена за 2010-2012гг., тыс.руб.
Показатель | 2010 год | 2011 год | 2012 год | Абсолютное изменение 2012г к 2010г, +/- | Темп роста 2012г к 2010г, % |
Выручка (нетто) от реализации продукции (В) | 19398 | 16881 | 17364 | -2034 | 89,5 |
Полная себестоимость реализованной продукции (З) | 17392 | 22007 | 19859 | 2467 | 114,2 |
Окупаемость затрат (Окз),% | 111,5 | 76,7 | 87,4 | -24,1 | 78,4 |
Факторная модель окупаемости затрат имеет вид:
Окз = | В | · 100% |
З |
Расчет влияния факторов на изменение уровня окупаемости затрат в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки:
Изменение окупаемости затрат по предприятию за счет:
|
|
) выручки предприятия
) себестоимости реализованной продукции
Общее влияние факторов:
,7-12,4=-24,1%
На основании проведенного факторного анализа окупаемости затрат по предприятию СХПК им. Сунь Ят-Сена можно сделать вывод о том, что окупаемость затрат в 2012 году по сравнению с 2010 годом снизилась на 24,1 п.п. Уменьшением выручки и рост себестоимости продукции оказало отрицательно влияние на уровень окупаемости затрат. При этом снижение выручки от реализации на 2034 тыс. руб. привело к снижению окупаемости затрат на 11,7 п.п., а увеличение себестоимости реализованной продукции на 2467 тыс. руб. к снижению окупаемости затрат на 12,4 п.п. Необходимо снизить полную себестоимость реализации продукции и увеличить выручку, чтобы ее производство и реализация были прибыльны на предприятии.