Для объяснения упомянутых проявлений ПТСР Р. Питменом была предложена теория патологических ассоциативных эмоциональных сетей, в основе которой лежит теория П. Ланга
243
(Lang P.J. — 1979). Специфическая информационная структура в памяти, обеспечивающая развитие эмоциональных состояний — «сеть», включает три компонента в виде информации:
1) о внешних событиях, а также об условиях их появления\
2) о реакции на эти события, включая речевые компоненты, двигательные акты, висцеральные и соматические реакции;
3) о смысловой оценке стимулов и актов реагирования.
Эта ассоциативная сеть при определенных условиях начинает работать как единое целое, продуцируя эмоциональный эффект. В основе же посттравматического синдрома лежит формирование аналогично построенных патологических ассоциативных структур. Подтверждение этой гипотезы было получено Р. Пит-меном, установившим, что включение в схему эксперимента элемента воспроизведения травмирующей ситуации в воображении ведет к значимым различиям между здоровыми и страдающими ПТСР ветеранами вьетнамской войны. У последних наблюдалась интенсивная эмоциональная реакция в процессе переживания в воображении элементов своего боевого аОпыта, а у здоровых испытуемых такой реакции не отмечалось (Pitman R. К. — 1988).
|
|
Таким образом, с помощью теории ассоциативных сетей был описан механизм развития флэшбэк-феномена, однако такие симптомы ПТСР, как навязчивые воспоминания и ночные кошмары, и в этом случае поддавались объяснению с трудом. Поэтому было высказано предположение, что патологические эмоциональные сети ПТСР должны обладать свойством самопроизвольной активации, механизм которой следует искать в нейронных структурах мозга и биохимических процессах, протекающих на этом уровне. Результаты нейрофизиологических и биохимических исследований последних лет стали основой для выделения биологических аспектов ПТСР. В соответствии с ними патогенетический механизм ПТСР обусловлен нарушением функций эндокринной системы, вызванным запредельным стрессовым воздействием.
К комплексным (интегративным) моделям патогенеза относятся теоретические разработки, учитывающие и биологические, и психологические аспекты развития ПТСР. Этим условиям наиболее соответствует нейропсихологическая модель Л.Кольба, который, обобщив данные психофизиологических и биохимических исследований у ветеранов войны во Вьетнаме, обнаружил, что в результате чрезвычайного по интенсивности и продолжительности стимулирующего воздействия происходят изменения в нейронах коры головного мозга, блокада синоптической передачи и даже гибель нейронов. В первую очередь при этом страдают зоны мозга, связанные с контролем над агрессивностью и циклом сна.
|
|
244
Содержательный анализ вышеизложенных теорий говорит о том, что каждая из них отражает одну из сторон развития и динамики ПТСР и по сути они дополняют друг друга. А. Мэркер предлагает этиологическую мультифакторную модель, с помощью которой он делает попытку объяснить, почему одни люди после переживания травматического стресса начинают страдать ПТСР, а другие — нет. Он говорит о том, что можно выделить три группы факторов, сочетание которых приводит к возникновению ПТСР: 1) наличие самого факта травматического события, интенсивность травмы, ее неожиданность и неконтролируемость; 2) форма и сила защитных механизмов личности, способность к осмыслению ситуации, наличие социальной поддержки; 3) возраст к моменту травматизации, наличие травматических событий и психических расстройств в анамнезе, низкие интеллект и социоэкономический уровень (Маегскег А. — 1998).
К комплексным моделям, учитывающим факторы разного уровня, можно отнести также психосоциальные модели. В них акцентируется значение социальных условий, в частности фактора социальной поддержки окружающих, для успешного преодоления ПТСР (McFarlane А. С. — 1988; Werner E.E. — 1989).
Были выделены основные социальные факторы, влияющие на успешность адаптации жертв психической травмы: отсутствие физических последствий травмы, прочное финансовое положение, сохранение прежнего социального статуса, наличие социальной поддержки со стороны общества и особенно близких людей. При этом последний фактор влияет на успешность преодоления последствий травматического стресса в наибольшей степени (Green B.L. et al. — 1983; Hobfoll S.E. — 1988).
В ряде отечественных публикаций, связанных с проблемами адаптации афганских ветеранов после возвращения домой, подчеркивалось, насколько сильно мешают их возвращению к мирной жизни ситуации непонимания, отчужденности, неприятия со стороны окружающих. Выделены следующие стрессоры, связанные с социальным окружением: ненужность обществу человека с боевым опытом, непопулярность войны и ее участников', взаимное непонимание между теми, кто был на войне, и теми, кто не был', комплекс вины, формируемый обществом. Столкновение с этими уже вторичными по отношению к экстремальному опыту, полученному на войне, стрессорами достаточно часто приводило к ухудшению состояния ветеранов войн во Вьетнаме и в Афганистане. Это свидетельствует об огромной роли социальных факторов, которая может быть как позитивной — в виде помощи по преодолению травматических стрессовых состояний, так и негативной — ведущей к формированию ПТСР в случае отсутствия поддержки и понимания окружающих людей (Знаков В. В. — 1990; Абдурахманов Р. А. — 1992).
245
Итак, анализ современных концептуальных моделей, разработанных для изучения ПТСР, показывает, что ни одна из них полностью не объясняет его симптоматику. Каждая из вышеизложенных теоретических моделей может быть рассмотрена как моделирующее представление о детерминантах развития ПТСР. Одной из наиболее перспективных является модель патологических эмоциональных сетей РПитмена. Необходимы комплексные многофакторные подходы.
Эмпирические исследования