Связь педагогики с другими науками

ЗАНЯТИЕ 1

ЛЕКЦИЯ: Становление педагогики как науки

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности воспитания человека в образовательных учреждениях всех типов, является общая педагогика. Разделы общей педагогики: общие основы педагогики, теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами. В настоящее время объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять в отдельные самостоятельные научные дисциплины.

    Особую группу педагогических наук, которые изучают специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошкольную и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

    Преддошкольная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до 3х лет. Особенностью отрасли является взаимодействие с психологией, физиологией и медициной.

    Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях одно-, двух-, многодетных, полных или неполных семей.

    Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста.

    Педагогика высшей школы – закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях вуза, специфические проблемы получения высшего образования.

    Педагогика взрослых и андрогогика изучают особенности педагогической работы со взрослыми и пожилыми людьми и возможности обучения во взрослом возрасте.

    Педагогические дисциплины подразделяются также в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений.

    Каждая из этих педагогик имеет свой предмет. Например, военная педагогика вскрывает закономерности, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы и формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

    Закономерности обучения работающих, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии изучает производственная педагогика.

    Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

    Исправительно-трудовая педагогика изучает закономерности перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

    К специальным педагогическим дисциплинам относятся история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования.

    История педагогики исследует возникновение и развитие учебно-воспитательной практики, педагогических теорий, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо более глубокого понимания современных вопросов образования подрастающего поколения.

    Сравнительная педагогика занимается анализом, сравнением образования в разных странах.

    Специальная педагогика или дефектология исследует закономерности воспитания и обучения детей с физическими и психическими недостатками. Сюда входят сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

    Особую группу педагогических наук составляют частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Связь педагогики с другими науками

Педагогика не может существовать обособленно от других наук. Прежде всего, педагогика связана с науками, изучающими человека, так как именно человек - растущий и развивающийся – является объектом воспитательной деятельности. Человека в обществе изучают общественные науки, как продукт биологической эволюции – биологические науки, как мыслящее существо с уникальным психическим внутренним миром – психологические науки. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Методологической основой педагогики является философское учение. Общие вопросы для философии и педагогики: проблемы воспитания, проблемы формирования мировоззрения, взаимосвязь коллектива и личности, проблемы познания, связанные с разработкой ученического познания как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.

Основные тенденции развития групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитание личности в различных социальных институтах исследует социология. Новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии - педагогическая социология – осуществляет перевод результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.

Экономика образования решает следующие педагогические задачи: определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни, определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений, определение затрат на учительские кадры, строительство, оборудование, наглядные пособия.

    Естественнонаучной базой педагогики и психологии являются биологические науки. Педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов - Павлова, Сеченова по вопросам 1-й и 2-й сигнальных систем, нервно-психического  развития человека, рефлекторной природы человеческой деятельности, развития и функционирования органов чувств. Конкретными вопросами обучения и воспитания, разработкой режимов труда и отдыха занимаются возрастная физиология (наука об особенностях строения и функционирования организма человека), школьная гигиена (изучает вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе).

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Коррекционная педагогика разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

В образовательном процессе совершенно необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы и законы психической деятельности и соответственно выстраивать обучение и воспитание. Следовательно, педагогика связана с психологией. В педагогике используются психологические методы выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. На образовательный процесс работают педагогическая и возрастная психологии, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многие другие. Возрастная и педагогическая психология изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста.

Итак, педагогика не просто связана с рядом смежных наук, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, но занимается человеком в целом, ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.

Основными формами взаимодополнения педагогики с другими науками являются:

творческое использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук,

заимствование научных методов исследования,

применение конкретных результатов исследований других наук,

участие педагогики в комплексных исследованиях (к примеру, лечебная педагогика).

Таким образом, педагогика является частью общей культуры человечества. Разрабатываемые педагогические концепции образования, воспитания и обучения имеют научную и общекультурную ценность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: