И методы педагогического исследования

Методология педагогики – это наука о методах, ориентированная на внутренние механизмы, логику движения и организации педагогического процесса. Она базируется на научных идеях, определяющих смысл педагогической деятельности в целом, пути и способы личностно-профессионального самоопределения субъектов образования в изменяющейся социокультурной ситуации.

Конкретно-научная методология каждой науки и обслуживаемой ею практики раскрывается через специфические, относительно самостоятельные подходы. К основным конкретно-научным педагогическим подходам относят системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Большое внимание системному подходу в педагогике уделяли Владимир Павлович Беспалько, Михаил Александрович Данилов, Татьяна Андреевна Ильина, Федор Филиппович Королев.

К признакам системы относятся:

1) целостность (с войства целого принципиально несводимы к механической сумме его элементов; каждый элемент в системе имеет свое место и свои функции);

2) структурность (ф ункционирование системы обусловлено не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);

3) иерархичность (к аждый элемент системы может быть рассмотрен как относительно самостоятельная подсистема);

4) взаимозависимость системы и среды (с истема функционирует и развивается в тесном взаимодействии со средой);

5) множественность описаний (в связи со сложностью системных объектов в процессе их познания могут быть использованы различные схемы, модели их описания).

В педагогическом процессе с точки зрения системного подхода определяются взаимодействия, изучаемые синергетикой – современной теорией совместного действия. Эта теория утверждает, что неравномерность и нестабильность являются естественными состояниями нелинейных систем; системам присущи многовариантность и неопределенность путей их развития в зависимости от множества условий. Это понимание приводит к тому, что педагогической системе нельзя навязывать способ поведения или развития, но можно выбирать и стимулировать один из заложенных в конкретных условиях вариантов.

Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Личность является продуктом общественно-исторического развития и носителем культуры. Такое представление раскрывает возникающие в ходе жизни личности в обществе личностные смыслы и смысловые установки, регулирующие деятельность и поступки в различных проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора (по А.Н. Леонтьеву). В личностных смыслах рождаются ориентиры жизненного самоопределения. Таким образом, личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как на цель, субъект и результат и главный критерий эффективности. Личностный подход предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, на создание соответствующих условий – признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.

Основным понятием деятельностного подхода является деятельность целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Творчески преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития. Деятельностный подход требует специальной работы по выбору и организации деятельности обучающегося, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения; предполагает обучение выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход исходит из положения, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность, не исчерпывается деятельностью, не может быть сведена к ней и отождествлена с нею. Личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание в общении с другими. В этой связи она есть продукт и результат общения с окружающими людьми, поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Диалогический подход ориентирует педагогику к творческому процессу взаиморазвития и саморазвития субъектов целостного педагогического процесса.

Культурологический подход имеет своим основанием аксиологию – учение о ценностях и ценностной структуре мира. Данный подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. становится творцом новых ее элементов. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Воспитание с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки – условие реализации этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса. Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой – максимально использовать ее воспитательные возможности.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский. В его понимании это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики.

Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют: 1) выявить ее действительные проблемы и определить стратегию и основные способы их разрешения; 2) проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их иерархию (порядок значимости); 3) в самом общем виде осуществлять прогнозирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: