Мужа зову я великим, кто сам свой творец и ваятель, 2 страница

       ТЕХНОКРАТИЯ (греч.) – в общем значении господство техники. Одно из направлений общественной мысли, предписывающее технике определяющую роль в социальной жизни и утверждающее, что лишь индустриализация способна рациональным способом регулировать и совершенствовать жизнь общества и личности. Нередко при этом человеку отводится роль «раба машины». Технократическое общественное движение в США в 30-х годах 20 в. ставило своей целью достижение всеобщего благосостояния с помощью индустриального переворота в результате научного планирования производства в национальных масштабах.

       «ТЕЭТЕТ» – название соч. Платона, в котором рассматривается вопрос о сущности познания.

       ТИЛЛИХ (Tillich) Пауль (род. 20 авг. 1886, Старцеддель, близ Губена – ум. 22 окт. 1965, Чикаго) – нем.-амер. теолог и философ; сначала – профессор в Марбурге, Франкфурте, Нью-Йорке, с 1954 – в Гарвардском ун-те в Бостоне, с 1948 читал лекции также в Гамбургском ун-те. Религиозный социалист; испытав влияние Трёльча и Швейцера, пытался дать обоснование протестант, теологии в духе нем. идеализма, исходя при этом из идей Фихте и Шеллинга. В отличие от Барта Тиллих подчеркивал религиозную ценность культуры и необходимость сохранения автономной человеческой активности в религии. Бог для Тиллиха пребывает в этом мире как его собственная основа и глубина. Бога нельзя «искать» как какую-либо вещь, и он не существует как частное бытие, поэтому вполне обоснован протест атеизма против Бога как обитающей над миром совершенной личности. Христос, по Тиллиху, есть образ «нового бытия». Осн. произв.: «Mystik und SchuldbewuЯtsein in Schellings philosophischer Entwicklung», 1912; «Ideen zu einer Theologie der Kultur», 1921; «Der Protestantismus als Kritik und Gestaltung», 1929; «Die sozialistische Entscheidung», 1933; «Zwei Wege der Religionsphilosophie», 1946;.«The Protestant era», 1948; «The shaking of the foundations», 1948; «Systematic theology», 1951; «The courage to be», 1952; «Liebe, Macht, Gerechtigkeit», 1955.

       «ТИМЕЙ" – название произв. Платона, в котором излагаются его космология и натурфилософия.

       ТИНДАЛЬ (Tyndall) Мэтью (род. ок. 1653, Бир-Феррис, Девоншир – ум. 16 авг., 1733, Оксфорд) – англ, религиозный философ. В своем соч. «Christianty as old as the creation» (1730), представляющем собой своего рода «библию деизма", выдвинул положение о том, что все существующие религии, за исключением христианства, являются искажением естественной религии.

       ТИП (от греч. typos – отпечаток, форма, образец) – форма, которая составляет основу ряда расхожих или родственных индивидов; экземпляр или образец, который лучше всего представляет вид или род. Мышление, направленное на образование типов (типизирующее образование понятий), является очень древним, ибо оно соответствует стремлению сознания к сжатому, краткому изложению мыслей, к прегнантности (см. Прегнантности правило) и связывает наглядность с общезначимостью. Большое значение мышления при помощи типов, типологического мышления, было известно уже Платону и Аристотелю. Оно является необходимым средством образования понятий. С точки зрения психологии «типичное» одинаково по смыслу с «прегнантным», при помощи которого суть дела, по-видимому, выражается наиболее ясно (напр., прегнантный, т.е. равносторонний, треугольник, одна из сторон которого расположена горизонтально, является одновременно и «типичным» и, по-видимому, наиболее четким образом воплощает в себе сущность треугольника – наличие трех углов). О типах мировоззрения говорил Дильтей: «...эти типы проходят через исторически обусловленную единичность, неповторимость отдельных образований... отдельные ступени и специальные формы какого-нибудь типа отвергаются, но они оставляют свой след в жизни, продолжают действовать и вызывают к жизни все новые образования» («Weltanschauung», 1911). Чистых (идеальных) типов (см. Социология) между реально существующими вещами не имеется. /Среди них есть только смешанные типы. Это снижает гносеологическую ценность типологического способа рассмотрения. Но, с др. стороны, ему наиболее свойственно объяснять отдельные предметы с точки зрения его существенных сторон и, т.о., способствовать их пониманию. Мастером типологического способа мышления был Гёте. Особое значение приобрел типологический способ рассмотрения в современной психологии (см. Йены, Кречмер, Шпрангер, Юнг). См. также Архетип, Прототип.

       ТИП ПРЕДСТАВЛЕНИЙ – типичный для каждого отдельного человека род представлений, возникающих у него благодаря ощущениям определенного класса; имеет большое значение для определения профессиональной пригодности и для педагогики.

       ТИПИЧЕСКОЕ (типичное) – относящееся к прообразу, прототипу, представляющее какой-нибудь класс вещей или действий; нормальное, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира. Противоположность – атипическое, нетипическое, отклоняющееся от типа, не подходящее ни к какому типу.

       ТИПОВЕРГЕНЦИЯ (от греч. typos образец и лат. vergere – быть направленным) – в биологии стремление органических образований от формы менее определенной к форме типической (см. Типическое), но одновременно и более дифференцированной; см. Энтелехия. В машинной теории И. Шульца роль движущей силы типовергенции играют биогены. Целенаправленный рост организма объясняется исключительно и только при помощи физико-химических [агентов] сил, не прибегая ни к какой энтелехии.

       ТИПОВ ИССЛЕДОВАНИЕ – см. Тип.

       ТИТЧЕНЕР (Titchener) Эдуард Брэдфорд (род. 11 янв. 1867, Чичестер, Англия – ум. 3 авг. 1927, Итака, США) амер. психолог, основавший (1904) Общество экспериментальной психологии в США. Будучи учеником Вильгельма Вундта, придерживался сенсуализма в трактовке сознания, развивал идеи аналитической интроспекции. Получил известность своими экспериментальными исследованиями психических функций, в особенности психологии ощущений. Осн. труды: «Experimental psychology», v. 1-2, 1901-1906; «Systematic psychology», 1929; на рус. яз. – «Очерки психологии», пер. с англ., СПБ., 1898; «Учебник психологии», ч. 1-2. М., 1914.

       ТИХИЗМ (от греч. tyche – случай) учение о господстве случая во Вселенной: особенно ярко представлено Ч. С. Пирсом.

       ТОЖДЕСТВА ЗАКОН – в логике закон, согласно которому в процессе рассуждения любая законченная мысль (суждение, выражение) должна употребляется в одном и том же смысле. Непреложность закона тождества в исчислениях высказываний выражается теоремой: если при утверждении высказывания отрицается закон тождества, то тем самым отрицается и утверждение этого высказывания. На практике закон тождества предполагает некую идеализацию действительного характера тех объектов, о которых идет речь в данном высказывании, отвлечение от их развития и изменения, но это правомерно вследствие относительной устойчивости всех явлений в мире.

       ТОЖДЕСТВО – см. Идентичность.

       ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (род. 14 апр. 1889, Лондон – ум. 22 окт. 1975, Йорк) – англ, историк, философ и социолог. Работая преподавателем в высшей школе и служащим министерства иностранных дел, в своих многочисленных путешествиях занимался (под влиянием Бергсона) изучением первобытного общества. С 1922 работал над всеобщей историей развития человеческой культуры («А Study of history», 10 vol., 1934-1955). He существует никаких культурных первозародышей, культурный подъем является участью всех народов, но форма, в которой осуществляется это предназначение, бывает разной. Ход истории культуры не укладывается ни в какие схемы: в любое время все возможно. Тойнби сомневался относительно морфологии культуры. Осн. произв. (кроме указанного): «Greek historical thought», 1924; «Christianity and civilisation», 1946; «Civilisation on trial», 1948; «The world and the West», 1953; «America and the world revolution», 1962; «Change and habit», 1966; «Cities on the move», 1970; «Mankind and mother earth. A narrative history of the world», 1976.

       ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (род. 29 июля 1805, Вернёй-сюр-Сен – ум. 16 апр. 1859, Каин) – франц. социолог, историк и политический деятель, великий мыслитель демократии и борец против любых форм тирании. В работе «О демократии в Америке» (т. 1 – 2, 1835; рус. пер. 1897) рассматривал общество сквозь призму соотношения в нем свободы и равенства. Видел три вида угрозы демократическим институтам: со стороны политической централизации власти в руках государства, которое может установить контроль над всеми сферами общественной жизни и стать душителем свободы; со стороны индивидуализма, изолирующего людей друг от друга, замыкающего их в рамки частной жизни и делающего их индифферентными к политике, что может создать благоприятные условия для появления деспотизма; со стороны «излишней» склонности к полному равенству, что может низвести всех до уровня однородной массы и привести к «равенству в рабстве». В др. труде, «Старый порядок и революция» (1856; рус. пер. 1918), выступил против революционных преобразований, чреватых многими нежелательными последствиями, отдавая предпочтение эволюционному либерально-демократическому поступательному движению. Считается классиком демократической общественной мысли. Произв. Токвиля изданы в «Oeuvres completes», t. 1 – 12, 1951 – 1964.

       ТОЛАНД (Toland) Джон (род. 30 нояб. 1670, Редкастель, Ирландия – ум. 11 марта 1722, Патни, близ Лондона) – англ, философ; в одном из своих писем к Локку (1697) Молино называл его первым «свободным мыслителем». Написал книгу «Christianity not mysterious» («Христианство без тайн»), название которой выражало его осн. тезис, и издал ее анонимно в 1696. В ней он выступил против христ. религии и церкви. В философском соч. «Письма к Серене» (1704) развивал учение о единстве движения и материи, отстаивал идею материальности вечной и бесконечной Вселенной.

       ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia – терпение) – 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

       ТОЛКОВАНИЕ – объяснение или интерпретация чего-либо прежде неизвестного путем умозрительного анализа сути явления. Толкование, выступающее первоначально как индивидуальное представление, может в процессе дальнейшего познания и понятийно-терминологического языкового оформления стать общераспространенной нормой. Толкование является одним из методов гуманитарных наук, которые, в отличие от каузально-механической методики естественных наук, используют индивидуальный подход в процессе познания смысла и сути вещей. Некоторые исследователи выделяют специальный раздел толковательных наук, к которым относят в первую очередь психологию, антропологию и графологию. См. Герменевтика.

       ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (род. 9 сент. 1828, Ясная Поляна – ум. 20 нояб. 1910, Астапово, Рязан. губ.) – рус. писатель и мыслитель. В автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» (1852 – 1857), исследуя «диалектику души», выразил стремление личности к постижению своей внутренней сущности, к нравственному совершенствованию. Через все творчество Толстого проходит тема мучительных поисков нравственного идеала в приобщении к естественной жизни народа, к природе. Испытал влияние Шопенгауэра и Руссо; проповедовал коммунизм раннего христианства. Вся цивилизация, по его мнению, является злом, принося людям только одни несчастья; поэтому долой все «культурные блага», ортодоксальную церковь, государство с его принуждением, вообще всякое насилие, даже сопротивление ему. Простой крестьянский образ жизни и труд (земля является общей), самоотречение во имя служения Богу и ближнему, установление царства Божьего на земле – таковы его идеалы. Написал (кроме романов, повестей и пьес) «Исповедь» (1880 – 1882) и «В чем моя вера?» (1883).

       ТОМАЗИЙ (Thomasius) Кристиан (род. 1 янв. 1655, Лейпциг – ум. 23 сент. 1728, Галле) – нем. философ. Испытал влияние Пуфендорфа; с 1681 жил в Лейпциге, откуда был изгнан теологами за свою просветительскую философию; с 1690 жил в Галле. В 1688 первым среди философов начал читать лекции на нем. языке. Для его теоретических философских построений характерен скорее критический, выражаемый в точных понятиях стиль, чем наличие собственных оригинальных мыслей. Считал, что нравственность стоит выше, чем право, и что вне общества нет никакого права.

       ТОМАЗИЙ (Thomasius) Якоб (род. 1622 – ум. 1684) – нем. философ; отец Томазия Кристиана, учитель Лейбница, один из умнейших, наиболее тонких критиков схоластики, конец которой он предсказывал. Обладал обширными познаниями в области философии, о чем свидетельствует его «Frotemata metaphysica» (1670).

       ТОМИЗМ – философия Фомы Аквинского и его последователей, томистов. Томизм делится на старый (частично до, частично после Реформации) и новый – неотомизм, существующий с конца 19 в. и занимающий большое место в современной философии. Томизм представляет собой соединение философии Аристотеля с христ. (католич.) мировоззрением. Его представители проповедуют подчинение воли разуму, известную свободу воли и глубокую идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.

       ТОНУС (лат. tonus) – напряжение; длительное, стойкое возбуждение нервных центров и мышечной ткани, не сопровождающееся утомлением. Распределение тонуса в человеческом организме исключительно важно для восприятия пространства.

       ТОПИКА – со времен Аристотеля учение о topoi, «местах», «общих местах», общих исходных пунктах, которые служат для изложения темы. Под трансцендентальной топикой Кант понимал определение «трансцендентального места понятия», т.е. места, которое оно занимает в чувственности или в чистом рассудке.

       ТОРМОЖЕНИЕ – в психологии активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров; прерывание органических функций определёнными нервами, в частности вагусом, путем раздражения которого можно замедлить биение сердца или совсем остановить его. Торможение является симптомом ограничения функций Я, производимого путем вытеснения побуждений (см. Комплекс) и связанного с ним обеднения энергии, или путем чрезмерного эротизирования соответствующих органов, или путем самонаказания ввиду запрета, исходящего от указывающего сверх-Я. В педагогике интеллектуальное торможение играет отрицательную роль: оно снижает способность к обучению и проявляется в лености, мечтательности, забывчивости, упрямстве и т. д. Большая часть воспитательной работы состоит в том, чтобы устранить нежелательное торможение и создать желательное. В метафизике Макса Шелера торможение и растормаживание являются двумя осн. функциями духа, который растормаживает «могущественный, миросозидающий, несущий в себе бесконечное количество образов порыв, – этот порыв должен нести ответственность за действительность и случайное конкретное бытие этой действительности, которое никогда нельзя однозначно определить сущностными законами и идеями», – с тем чтобы во всей полноте могли осуществиться заложенные в мире идеи и ценности; но дух тормозит его, если нужно защититься перед натиском действительности («Die Stellung des Menschen im Kosmos», 1928).

       ТОРНДАЙК (Thorndike) Эдуард Ли (род. 31 авг. 1874, Уильямсбург, Массачусетс – ум. 1949) – амер. психолог и философ; с 1904 по 1940 – профессор педагогического колледжа Колумбийского унта; прагматист. Разработал методику исследования поведения животных при помощи «проблемных клеток» (клеток с секретом, механизм которого должно «открыть» само животное); сформулировал закон «проб и ошибок». Написал ряд работ, в т. ч.: «Animal intelligence», 1911; «The psychology of learning», 1914; «The Measurement of intelligence», 1926; «Fundament of learning», 1932; «Human nature and social order», 1940.

       ТОТАЛИТАРИЗМ (от лат. totalis целый, полный) – общественно-политический строй, который характеризуется всеобъемлющим «командным» вмешательством авторитарного государства во все сферы жизни и деятельности общества и отдельных личностей. Тоталитарный характер носят абсолютистские, бонапартистские, фашистские, социалистические режимы. Им свойственно огосударствление всех, легальных организации, неограниченные полномочия властей, запрещение демократических институтов, ликвидация прав и свобод граждан, существование, как правило, однопартийной системы, милитаризация экономики, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих. Человечество с трудом освобождалось от пут тоталитаризма; основополагающая же тенденция развития человеческой цивилизации – это эволюция к демократическому пути развития и усвоение всех ценностей демократии.

       ТОТАЛЬНОСТЬ (от лат. totalis – целый, полный) – то же, что целостность, всеобъемлемость.

       ТОТЕМИЗМ – вера многих примитивных народов, и прежде всего североамер. индейцев, в то, что они происходят от какого-либо животного, растения, звезды, предмета обихода и т. п., находясь с ними в родственных отношениях. Тотемом называется сама вещь, почитаемая как могущественный покровитель племени и символ его внутренней спаянности. Тотемом является и грубо обработанный знак этой вещи, используемый вождем в качестве подписи.

       ТОФФЛЕР (Toffler) Олвин (род. 4 окт. 1928, Нью-Йорк) – амер. социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». В работах «Столкновение с будущим», 1972 («Futureshock», 1970), «The ecospasm. Report», («Доклад об экоспазме») 1975, «The thirdwave», («Третья волна»), 1980, говоря о том, что человечество переживает новую технологическую революцию, ведущую к созданию сверхиндустриальной цивилизации, предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на стыке 20 и 21 вв. Др. произв.: «The futurists», 1972; «The culture consumers», 1973.

       ТОЧКА ЗРЕНИЯ-ПОЛЬЗЫ – см. Утилитаризм.

       ТРАВМАТИЧЕСКИЙ (от греч. trauma повреждение) – появляющийся в результате повреждения или глубоких переживаний; травматические неврозы, или психоневрозы, – тяжелые нервные расстройства, наступающие в результате телесных или психических травм и протекающие в основном в виде неврастении, ипохондрии, истерии или их смешанных форм (см. Глубинная психология).

       ТРАГИЧЕСКИЙ (фатально печальный) – событие, явление, судьба, которые возбуждают скорбь потому, что при этом часто речь идет о гибели, об уничтожении больших ценностей или благ в борьбе против более могучих и превосходящих сил. Но, с др. стороны, они вызывают благоговение и восхищение как героической борьбой против хода событий, которая, однако, оказывается безуспешной, так и неизбежностью трагической судьбы (см. Долг). Художественной формой выражения трагического является трагедия.

       ТРАДИЦИОНАЛИЗМ (лат.) – преувеличение роли традиций в науке, искусстве, вере, обычаях и нравах.

       ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio – передача) – передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь. Традицией называется также то, что передают; в то же время все, что на традиции основано, называют традиционным.

       ТРАДУЦИОНИЗМ (от лат. traducere переводить) – точка зрения христианства, согласно которой душа ребенка возникает не при рождении тела, а при зачатии, из семени отца, что она не связана с телом, как считает креационизм. Особенно рьяно защищали эту точку зрения Тертуллиан и Лютер.

       ТРАНЗИТИВНЫЙ (от лат. transire переходить) – глагол, указывающий на дополнение, испытывающее действие подлежащего (напр., «класть»); если такого дополнения нет и не может быть, то глагол называется интранзитивным (напр., «лежать»).

       ТРАНС (от франц. transe – оцепенение) – вид сумеречного помрачения сознания; ненормальное (сомнамбулическое) состояние сна при глубоком гипнозе, сомнамбулизме, экстазе.

       ТРАНСИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ (от лат. trans – за и intelligibilis – постижимый) – находящийся вне сферы человеческого разума, – термин, введенный Николаем Гартманом. См. также Познание.

       ТРАНССУБЪЕКТИВНЫЙ (от лат. trans – за и субъективный) – объект («ты», безличная вещь), находящийся по ту сторону, т.е. вне субъективного, вне собственного Я, или отличный от субъекта (подлинной личности), не имеющий метафизического (трансцендентного) значения. Транссубъективным называется также для-себя-бытие.

       ТРАНСФИНИТНЫЙ (от лат. trans за и finis – конец) – бесконечный, безграничный, находящийся за пределами конечного.

       ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ – исходный пункт трансцендентальной философии Канта, а также «неоидеализма» Эмерсона.

       ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – по Канту, с точки зрения его критицизма, это система всех рассудочных понятий и принципов, поскольку они связаны с предметами, которые даны нам чувственно и благодаря этому могут быть подтверждены опытом. В нем. идеализме, особенно у Шеллинга, понятие трансцендентальной философии имеет спекулятивно-метафизический смысл.

       ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendere – переступать) – в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство осн. определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью. Обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истину, добро, нечто, единое. Сущее – вещь в себе; при отрицании деления оно есть единое, отделенное от др. сущих, – нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле – добро, без учета воли – совершенно. Кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. Трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта, – в таком случае речь шла бы о трансцендентном, – а то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание (см. Коперниковский поворот). Трансцендентальную философию Кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из трансцендентального учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершенной системы чистого разума. Неокантианец Баух дает более современную формулировку понятию трансцендентального: следовательно, вместо какой-то таинственной вещи или сущности, которые не должны иметь никакого отношения к опыту, понятие трансцендентального обозначает прежде всего проблему теории познания, затем саму теорию и, наконец, ее метод. В настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта.

       ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЕРЕЖИВАНИЮ – уклоняющееся от способности переживать; так называют в психологии физическую действительность, поскольку мы не можем сделать ее чем-то внутренним с помощью опыта, но тем не менее она дает знать о своем существовании, воздействуя на нас. Так, напр., трансцендентными по отношению к переживанию являются процессы, которые совершаются в органах чувств, в нервных путях и в центральной нервной системе и имеют следствием ощущения; трансцендентным по отношению к переживанию является также все, что извещает о себе посредством нашего настроения (см. Состояние); не воспринимаемые чувствами процессы в пищеварительном тракте, процессы кровообращения и т. д., изменения давления воздуха, содержания в воздухе влаги и электричества и т. д., вообще всего, что вызывает раздражение.

       ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (от лат. transcendere – переступать) – «перелетающий» (Кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Противоположность – имманентный. См. Трансценденция.

       ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ (от лат. transcendere – переступать) – в самом широком смысле означает переход границ между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного). В метафизическом понимании трансценденция – переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, лежащую по ту сторону его. Основоположения, применение которых вполне удерживается в границах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны переходить за эти границы, мы будем называть трансцендентными (Кант); см. Трансцендентальный. Николай Гартман говорил о необходимой трансценденции, обусловленной, в частности, дуализмом познавательного акта: в познании всегда противостоят друг другу познанное и познаваемое. Противоположность между ними не может быть снята и имеет характер обоюдной изначальной разделенности или трансценденции. Он выделяет 4 слоя трансцендентности: познанное (objectum), подлежащее познанию (objiciendum), непознанное (трансобъективное) и непознаваемое (иррациональное или трансинтеллигибельное); см. Познание. Особый смысл имеет понятие трансценденции в философии экзистенциализма. У Хайдеггера трансценденция есть вызванный страхом переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции, но она ни в коем случае не есть выход из трагической безвыходности самого человеческого существования (см. Заброшенность). По Сартру, человек трансцендентен, ибо он выходит за рамки любого возможного опыта, который им может быть приобретен; но человек является также и трансценденцией, ибо обладает способностью к трансценденции: человек трансцендирует любую вещь, как только превращает ее в «свой» предмет, делает ее объектом своего обсуждения (напр., придавая ей в это время какое-нибудь значение), своего познания, своей деятельности. В собственном смысле трансценденция фигурирует и в христ. экзистенциализме, и у Ясперса, который требует, чтобы личность своей неустанной деятельностью возвышала настоящее до масштаба трансценденции, т. к. благодаря переходу от чистого бытия мира, т.е. «самого Май», к самобытию, т.е. к самости, настоящее становится свободным. Ясперс выделяет три ступени трансценденции: 1) трансцендирование от того, что может мыслиться, к тому, чего нельзя мыслить; 2) происходящее в результате этого прояснение экзистанциального отношения к трансценденции; 3) чтение шифрованного текста (см. Шифр), делающее возможным высшую степень экзистенциального прояснения.

       ТРЕВОЖНОСТЬ – чувство опасения или страха, часто не вполне оправданное. Тревожность отличается от настоящего страха, т. к. последний появляется в ответ на явную, непосредственную опасность, напр. когда кто-либо угрожает физической сохранности человека. В противоположность этому тревожность возникает в ответ на достаточно безобидные ситуации или является результатом субъективных внутренних эмоциональных конфликтов, причины которых человек может сам и не осознавать. Некоторая тревожность неизбежно проявляется в то или иное время в течение дня, и это нормально,. Однако устойчиво сохраняющаяся, сильная, хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших в реальной жизни стрессов, обычно считается признаком эмоциональных нарушений. Тревожность вызывается многими причинами. Зигмунд Фрейд смотрел на тревожность как на симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими. Тревожность также рассматривается как то, что возникает в ответ на угрозу Я или самооценке, как это бывает при неадекватном проявлении в сексуальной сфере или на работе. Бихевиористы рассматривают тревожность как неудачную заученную реакцию на угрожающие события, имеющие место в реальной жизни; возникающая при этом тревожность становится привязанной к обстоятельствам, ассоциирующимся с данным событием, и, т. о., эти обстоятельства начинают служить спусковым крючком тревожности человека независимо от какого бы то ни было угрожающего события. Если человек недостаточно контролирует у себя проявление тревожности, то у него может развиться состояние повышенной тревожности, приступов раздражительности, усиления сердцебиения и страха смерти или страха умопомешательства. Такое психическое расстройство относится к классу неврозов. Др. виды расстройств, связанных с тревожностью, включают ипохондрию, истерию, навязчивые состояния, фобии и шизофрению.

       ТРЁЛЬЧ (Troeltsch) Эрнст (род. 17 февр. 1865, Гаунштеттен, близ Аугсбурга – ум. 1 февр. 1923, Берлин) – нем. теолог и философ; с 1894 – профессор в Гейдельберге, с 1915 – в Берлине. Известен прежде всего своей критикой историзма и работами в области религиозной социологии. В философии религии исходил из того, что религиозное состояние является априорным переживанием, которое якобы характерно (и это он выводил из чувства необходимости и обязанности) для любой религии. Самая настоящая, но вместе с тем и самая страшная форма религии основана на мистическом переживании, переживании тайны жизни, которое обнаруживает в фактически однократном априорно-всеобщее, в конечном – абсолютный дух. Что касается понимания Трёльчем философии истории, то здесь его взгляды характеризуются следующим: индивид может быть понят только в свете таких больших коллективных индивидуальностей, как народ, класс, эпоха. Работа историка заключается в постоянном выборе и обработке «существенного» для него материала, причем для него важно различение понятий, употребляемых в то или др. время в естественных науках и науках о духе. Осн. произв.: «Geschichtliche Schriften», 4 Bde., 1912-1925; «Der Historismus und seine Ьberwindung», 1924.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: