Общественные блага. Свойства общественных благ

Оглавление

 

Введение

1. Рынок и государство

. Общественные блага. Свойства общественных благ

. Перемещение налогового бремени. Избыточное налоговое бремя

. Какие доводы можно подыскать для объяснения роста доли общественного сектора в рыночной экономике? (доводы, примеры, тенденции)

. Какая структура общественных расходов оптимальна для современного государства? (примеры, доводы, сравнения)

Заключение

Список использованных источников и литературы

 


 


Введение

 

Экономику определяют как науку о выборе направлений использования ограниченных ресурсов (факторов производства и потребительских благ). Рыночная экономика характеризуется наличием «провалов» рыночной системы и объективных обстоятельств, обуславливающих необходимость государственного вмешательства в экономику. Для устранения данной ситуации организуется государственное регулирование общественными благами, общественными расходами, управление налоговой системой. Важным моментом в данной работе является грамотное формирование структуры общественных расходов, управление налоговым бременем. Ошибки в данных вопросах могут привести к серьезным экономическим проблемам в государстве, а также на уровне макроэкономических процессов. Этим объяснятся актуальность выбранной темы.

Цель работы - изучить вопросы государственного регулирования общественного сектора экономики. Достижение цели возможно посредством решения задач:

изучить понятия «рынок» и «государство»;

рассмотреть понятие «общественные блага», их свойства;

проанализировать проблемы перемещения налогового бремени, изучить понятие «избыточное налоговое бремя»;

выявить причины роста доли общественного сектора в рыночной экономике, привести примеры, выявить тенденции;

определить структуру общественных расходов, выявить зависимости структуры от факторов экономики страны.

Теория общественных благ достаточно подробно разработана современной экономической наукой и широко освещена в экономической литературе. При подготовке данной работы использованы, материалы из учебной литературы по макроэкономике и экономической теории.



Рынок и государство

 

Рыночная система хозяйствования, основанная на рыночном механизме саморегулирования и управления экономической жизнью, признается экономистами наиболее эффективной формой организации экономики. Это объясняется особенностями самого рынка, который без вмешательства сторонних сил обеспечивает: эффективное распределение ресурсов за счет применения наиболее эффективных технологий, лучших методов организации и управлении производством; экономическую свободу, как для производителей, так и потребителей (в других экономических системах абсолютная свобода выбора невозможна) [7; С.29]. Также рынок обладает высокой степенью приспособляемости и адаптивностью к любым изменениям, как внешним, так и внутренним; может успешно функционировать при весьма ограниченной информации (основную информацию в рыночной системе несут цены); обеспечивает оптимальное использование достижений НТП (в условиях конкуренции производители, стремясь максимизировать прибыль, идут на риск, связанный с нововведениями); способен удовлетворять самые разнообразные потребности, стимулируя улучшение качества продукции.

Вместе с тем, как показывает практика, рынок как саморегулирующаяся система не всегда справляется с рядом проблем, решение которых необходимо обществу. Речь идет о ситуациях, когда рыночный механизм, являющийся самонастраивающимся механизмом, побуждает субъектов рыночных отношений принимать неоптимальные или нежелательные экономические решения. Причем эти решения - не результат ошибок отдельных рыночных субъектов, а результат функционирования самого рыночного механизма, и порождены они его природой. В экономической теории эти неудачи рынка обозначаются словом «failures» - «провалы», «фиаско», «несостоятельность», «дефекты». Эти «провалы» рыночной системы и составляют объективные обстоятельства, обуславливающие необходимость государственного вмешательства в экономику. Среди основных «провалов» рынка можно упомянуть: воспроизводство значительного неравенства в распределении доходов; ориентация в основном не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги; неспособность устранять так называемые внешние эффекты, например рынок не решает экологические проблемы; общественные блага либо не производятся, либо производятся в недостаточном количестве (примеры общественных благ - национальная оборона, поддержание правопорядка, служба «скорой помощи», объекты общедоступной инфраструктуры); невозможность обеспечить полной занятости экономических ресурсов, что проявляется, в первую очередь, в таком явлении, как безработица; подверженность нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными явлениями; в рамках рыночной системы могут ослабнуть отношения конкуренции (возникают олигополистические и монополистические рынки); неспособность ставить и решать крупные общенациональные задачи, проблемы политического характера; некоторые необходимые элементы функционирования экономики рынок сам создать не может (различные виды законодательства, выпуск денег и пр.) [3; С.30].

Итак, рыночная система не безупречна. В этой связи возникает необходимость стороннего осуществления внешней коррекции «провалов» рынка, т. е. того, что не в состоянии сделать изнутри рыночный механизм саморегулирования. Эти функции берет на себя государство. Кроме того, государство - инициатор и проводник разного рода экономических преобразования и реформ в странах с транзитивной (переходной) экономикой. В этих странах государство осуществляет функции по созданию основ рынка.

Вмешательство государства в экономику не должно быть чрезмерным. Чтобы не подавить рыночные механизмы функционирования экономической системы, не лишить ее гибкости и адаптивности, не снизить экономической эффективности, государству следует сосредоточить свои усилия там, где рынок обнаруживает свою несостоятельность. Это и предопределяет основные экономические функции государства.

Большинство общепринятых противопоставлений между рыночной системой и государством не оправдывает себя при внимательном рассмотрении. Прежде всего, рынок обычно характеризуют как частный сектор, а государственные агентства и служащих относят к общественному сектору. О чем здесь идет речь? Конечно, не имеется в виду, что потребители и управляющие деловых фирм преследуют частные интересы, в то время как каждый, кто работает в государственном учреждении, заботится об интересах общественных [1; С.109]. Сенатор, который заявляет, что "общественные интересы" управляют всеми его решениями, в действительности руководствуется своим личным представлением об общественном благе, тесно переплетенным с самыми различными его частными интересами - перевыборами, взаимоотношениями с коллегами, с прессой, заботой о своем общественном имидже, местом, которое будет ему отведено в исторических исследованиях. Сенаторы могут быть меньше, чем руководители деловых фирм, заинтересованы в максимизации своих частных денежных доходов, но, вероятно, они в среднем более заинтересованы в приобретении престижа и власти.

То же самое можно сказать о любом работнике государственного учреждения, будь то официальное лицо высокого ранга в государственной комиссии или служащий, только начинающий свою карьеру с самой низкой ступени. Как бы возвышенны, благородны и бескорыстны ни были официальные цели государственного учреждения, его повседневная деятельность определяется решениями, которые принимаются простыми смертными под влиянием стимулов, очень схожих с теми, которые действуют в частном секторе. Более того, в последние годы о своей особой приверженности "общественным интересам" заявляли руководители многих ведущих корпораций, стремясь убедить нас, что основным критерием для них при выработке политики является не максимизация прибыли, а выполнение обязательств перед обществом. Не следует, поэтому доверять всем риторическим заявлениям о противоположности частных и общественных интересов. Важнее выявить те стимулы, которые в действительности влияют на принимаемые людьми решения.

Особенности экономики общественного сектора - государство есть один из субъектов экономической деятельности, хотя и обладающий одним отличием: государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов, принуждения, оправданного с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости.

Предполагается, что [9; С.101]:

государство, подобно предпринимателям и некоммерческим организациям функционирует в рыночной среде, а потребность в его участии в экономической жизни возникает тогда и только тогда, свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ресурсов;

цели государственных органов и способы их достижения, а также стратегии предприятия и некоммерческих организаций в конечном итоге определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;

государство использует, прежде всего, финансовые инструменты реализации своих целей (налоги, общественные расходы).

При признании многими экономистами необходимости сочетания рынка и государства существуют серьезные разногласия по поводу пропорций и соотношения этого сочетания, низших и верхних границ роли государства в экономике, форм государственного контроля.

Две полярные точки зрения на это:

неолибералы (минимум государства);

радикалы и государственники (ведущая роль государственного сектора, прямой контроль через государственную собственность).

Многие экономисты полагают, что для развития современного общества должен быть такой объем функций государства, который, обеспечивая макроэкономическую стабильность, одновременно содействовал бы микроэкономической конкуренции. Кроме того, достигалось бы соблюдение принципов социальной справедливости, уважения человеческой личности к улучшениям качества жизни людей.

Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики [4; С.90]. Повышается уровень осуществляемой политики.

Государство может с помощью правовых, административных и экономических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного конкурентного механизма и предпринимательства. А с другой стороны, корректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации уровней доходов населения, расхождением между необходимыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличием высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической жизни.

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для функционирования рыночной экономики.

Во-первых, важнейшей задачей государства является установление и поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии частной собственности, свобод (слова и т.д.).

Во-вторых, государство делает все возможное для поддержания и развития эффективной конкуренции.

В-третьих, государство устраняет недостатки рынка, проводит стабилизационную и структурную политику.

В-четвертых, обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать доходы трудящихся.



Общественные блага. Свойства общественных благ

 

В самом общем виде общественные блага - это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д.

Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении [8; С.49].

 

Таблица 1

Сбои рынка и направления государственного вмешательства в экономику

 

Общественные блага - это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям и которые обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении. Результаты функционирования общественного сектора воплощаются в основном в общественных благах. Доходы и расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно использоваться для удовлетворения этих потребностей. Понимание особенностей общественных благ, умение их распознавать, находить оптимальные варианты обеспечения ими потребителей и анализировать возможности замещения общественных благ частными, а также навык сопоставления бюджетов всех уровней с реальным спросом и фактическим предложением общественных благ принципиально важны для обоснования социально-экономической политики.

Для общественных благ характерны два свойства [3; С. 68]:

увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;

ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Первое свойство называется несоперничеством в потреблении, а второе - неисключаемостью. Блага, не обладающие этими свойствами, называются частными.

Несоперничество - это предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, и кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ.

Неисключаемость означает, что производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим. Говоря точнее, характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим требования, которые предъявляет или хотел бы предъявить поставщик. Санкции против неплательщиков обернулись бы ущербом для добросовестных пользователей, и возможные Парето-улучшения не были бы реализованы. Подобные блага поставляются сообществам людей, в которых индивиды как бы растворяются, выступая лишь в качестве представителей той или иной группы. В итоге поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности.

Разным общественным благам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества в потреблении и неисключаемости. Те, которые в высокой степени обладают обоими свойствами, называются чистыми общественными благами. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами. Между теми и другими нельзя строго провести грань. Однако различие между ними практически значимо, поскольку сфера чистых общественных благ приблизительно соответствует минимально возможным границам общественного сектора, а сфера смешанных общественных благ дает представление о допустимых пределах экспансии этого сектора и служит ареной его конкуренции с частным сектором [5; С.89].

Некоторые общественные блага доступны одновременно целой нации, потребителями других выступают жители отдельного региона, города. Общественные блага, относящиеся к последней категории, принято называть локальными.

Общественные блага называют также коллективными. Последний термин часто применяется, когда речь идет о благах, которые потребляются сравнительно небольшой группой. Для таких благ характерны сравнительно узкие границы несоперничества, а неисключаемость, по определению, не распространяется на тех, кто в группу не входит.

Общая величина ценности частного блага (совокупная полезность), определяемая всеми потребителями, на графике представлена горизонтальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВА и МВВ (рис. 1).

Так как частное благо обладает свойством соперничества, то каждая единица блага будет потреблена одним человеком. Предельная польза дополнительной единицы блага представляет собой наибольшее его желание платить за единицу блага. Когда произведена первая единица блага, потребитель В обладает наибольшим желанием платить, предельная польза первой единицы блага равна 10.

 

Рис. 1. Совокупная полезность частного блага

 

В отличие от частных благ общественные блага обладают свойством несоперничества. Разный объем потребления общественного блага осуществляется при одном и том же его количестве. При производстве какого-то количества общественного блага пользу получают все потребители.

Поэтому в случае с общественным благом совокупная ценность общественного блага определяется вертикальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВА и МВВ (рис. 2).

Так как общественное благо обладает свойством несоперничества, то каждая единица произведенного блага в нашем примере будет потреблена обоими потребителями А и В. Общая предельная польза каждого потребителя на рис. 2 представлена линиями МВА и МВВ. В этом случае предельная польза первой единицы общественного блага равна 5 для потребителя А, а для потребителя В она равна 10. Таким образом, совокупная предельная польза первой единицы общественного блага, другими словами - общая готовность платить, равна 15. Если произведено 7,5 единицы общественного блага, то только потребитель В готов платить. В этом случае общая предельная польза, общая готовность платить, будет представлена предельными оценками потребителя В (МВВ). В целом совокупная ценность общественного блага на рис. 2 представлена ломаной линией МВ = МВА + МВВ.

 

Рис. 2. Совокупная ценность общественного блага

 

Каков же оптимальный объем производства общественного блага?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить из курса микроэкономики предельное условие определения оптимального объема производства частного блага.

В модели частичного равновесия оптимальный (эффективный) объем производства частного блага имеет место тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC) [9; С.63].

Для нашего примера это означает равенство предельной пользы отдельного потребителя предельным издержкам производителя (МВ = МС).

Но общественное благо предполагает несоперничество в потреблении, поэтому совокупная предельная польза общественного блага должна быть равной сумме предельной пользы всех, кто потребляет это благо. В свою очередь, условием определения оптимального объема производства общественного блага выступает равенство совокупной предельной пользы блага его предельным издержкам.

Как мы видим на рис. 3, совокупная предельная польза общественного блага, или общая готовность платить за него, представлена вертикальным суммированием индивидуальной предельной пользы всех потребителей общественного блага (линия МВ). Предельные издержки представлены линией МС. Пересечение линий МВ и МС представляет собой равенство общей суммы предельной пользы и предельных издержек. Объем производства общественного блага QE будет оптимальным для данного блага.

Таким образом, оптимальный объем производства общественного блага QE имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага: МВ = МС.

 

Рис. 3. Оптимальный объем производства общественного блага

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: