Основные объективные методы патопсихологического исследования

1. Метод наблюдения — это научно-целенаправленное и определённым образом фиксируемое восприятие поведенческих реакций исследуемого объекта (пациента).

2. Метод опроса (клинической беседы) - это метод исследования, при котором испытуемый отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

3. Метод измерения (психометрии) - квантифицированная оценка степени выраженности тех или иных психологических свойств при помощи специальных измерительных инструментов (тестов).

4. Биографический анализ (архивный метод) - изучение жизненного пути испытуемого, его истории жизни (автобиографии), истории развития заболевания и индивидуальной формы социального развития, позволяющее выявить причины и источники развития тех или иных личностных качеств и форм поведения, психических расстройств.

5. Метод корреляционного анализа (анализа взаимосвязи) - помогает установить, существует ли какая-то связь между двумя показателями в одной выборке, либо между двумя различными, и если эта связь существует, то сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием или уменьшением другого.

6. Метод патопсихологического эксперимента — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт или синдром.

Виды патопсихологического эксперимента:

Структурно - аналитический метод - анализ полученных результатов, при котором экспериментатор прослеживает структурное строение применявшихся испытуемым приёмов при выполнении функциональных проб и заданий.

Экспериментально-генетический метод - исследование происхождения и развития у человека тех или иных психических процессов или расстройств, изучать, какие этапы в него включены, какие факторы его определяют: 1- метод поперечных (генетических); 2- лонгитудинальное исследование.

Экспериментально-патологический метод (метод синдромного анализа) - исследует изменения, которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также при исключительном развитии какой-либо одной стороны психических процессов.

На вооружении патопсихологов находится мно­жество экспериментальных методик, с помощью кото­рых исследуются особенности психических процессов и состояний.

Используемые в патопсихологических исследовани­ях методики характеризуются направленностью на звенья психических процессов. В патопсихологических методи­ках воссоздаются конкретные ситуации. Разрешение их требует от обследуемого определенного вида деятельности, изучение которого и является целью проводимого ис­следования. В психологическом эксперименте модели­руется некая проблемная ситуация, требующая раскры­тия, так как отдельные, входящие в эту ситуацию эле­менты находятся в неадекватных соотношениях (С. Л. Ру­бинштейн, 1958). Решение экспериментального задания сводится к раскрытию взаимоотношений между элемен­тами проблемной ситуации в результате ее анализа и к поискам адекватного способа приведения составных час­тей ситуации в соответствие.

Разделение патопсихологических методик на качествен­ные и психометрические, т. е. служащие для измерения тех или иных психических функций, необоснованно. Дело в том, что методики, направленные на выявление качес­твенных закономерностей психической деятельности боль­ных, доступны в большинстве случаев статистической об­работке. Использование же психометрических тестов без качественного анализа получаемого с их помощью мате­риала неправомерно и приводит к ошибочным выводам.

Весьма условно и деление экспериментально-психоло­гических методик на словесные (вербальные) и предмет­ные (невербальные). Даже пользуясь невербальной мето­дикой, исследующий, как правило, не ограничивается ре­гистрацией полученных результатов, но путем расспроса старается выяснить у больного мотивы, которыми он ру­ководствовался, выполняя задание, интересуется рассуж­дениями больного по поводу проделываемой им в процес­се обследования работы. Кроме того, следует учитывать, что в выполнении заданий по невербальным методикам неизменно участвует система процессов внутренней речи обследуемого.

Разделение методик в соответствии с их направлен­ностью на исследование той или иной психической функ­ции также является условным. Как правило, большинст­во методик свидетельствуют своими результатами о состоянии нескольких функций. Большинство патопсихологических методик обладают широким диапазоном. Нель­зя ограниченно исследовать только память, только вни­мание, только мышление. В связи с этим мы должны ого­вориться, что произведенная нами в этой книге группи­ровка методик также условна и ее использование продик­товано удобством изложения.

С другой стороны, существуют группы патопсихологических методик, имеющих общую направленность. Так, особенности течения ассоциаций обнаруживаются при ис­следовании методиками классификации, исключения, в ассоциативном эксперименте, пиктограммах.

Систематика патопсихологических синдромов разра­ботана значительно меньше, чем систематика клиничес­ких синдромов, хотя и последняя еще далека от совер­шенства.

Синдромы в патопсихологии, как и в психиатрии, различаются в значительной мере степенью своей обоб­щенности. Поэтому, говоря о различной степени обобщенности патопсихологических синдромов, следует выделять син­дромы многозначные, опирающиеся на более сложные, полифакторные, нарушения психической деятельности.

Первую попытку выделения таких обобщенных патопси­хологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982). Таким образом, патопсихолог может оперировать в сво­их диагностических заключениях следующим набором ре­гистр-синдромов:

I — шизофренический;

II — аффективно-эндогенный (в клинике ему соответ­ствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональ­ные аффективные психозы позднего возраста).

III — олигофренический;

IV — экзогенно-органический (в клинике ему соответ­ствуют экзогенно-органические поражения головного моз­га — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т. д.);

V — эндогенно-органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге);

VI — личностно-аномальный (в клинике — акцентуи­рованные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реак­ции);

VII — психогенно-психотический (в клинике — реак­тивные психозы);

VIII — психогенно-невротический (в клинике — невро­зы и невротические реакции).

Нозологическая специфичность патопсихологических регистр-синдромов существенно возрастает в связи с кон­кретной задачей, поставленной перед патопсихологом. Введение патопсихологических регистр-синдромов в практику патопсихологических исследований в сущности обозначает рубеж диагностически-информативных реко­мендаций, заключающихся в данных проведенного патопсихологом исследования. Патопсихологические регистр-синдро­мы опосредованы клинически, и их использование для ин­терпретации результатов будет способствовать сближению позиций патопсихолога и психиатра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: